Маленькие гиганты

Выход иностранных сетевых операторов на казахстанский рынок способствует возведению современных торгово-развлекательных центров. Причем чем больше появляется первых, тем крупнее становятся вторые. Свидетельством тому служит планируемое строительство IKEA Group семейных торговых центров МЕГА

Маленькие гиганты

Население нашей страны малочисленно и емкость розничного рынка в количественном выражении достаточно низкая. Несмотря на огромное наличие торговых центров, которые на первый взгляд вроде бы удовлетворяют существующие потребности граждан, рынок все еще далек от насыщения. Количество введенных в эксплуатацию торгово-развлекательных комплексов (ТРК) сейчас не способно до конца удовлетворить потребительский спрос.

Если проанализировать соотношение всех введенных, а также заявленных кв.м торговых центров и количество жителей южной столицы, то на первый взгляд получается, что предложение соответствует спросу. Сегодня в Алматы очень мало современных торгово-развлекательных центров (ТРЦ), лишь несколько объектов, а спрос на них у населения достаточно большой. По данным консалтинговой компании SIP Adviser, на 1000 жителей южной столицы приходится 154 кв.м современных торговых центров. Например, в Москве на то же количество людей существует 250 кв.м торговых площадей.

Чтобы в нашей стране, и в частности в Алматы, стали развиваться современные ТРК, необходимо присутствие среди арендаторов большого количества иностранных и отечественных сетевых операторов.

Ждать недолго

Шведская группа компаний ИКЕА (IKEA Group) заявила о строительстве в Казахстане двух крупных торговых центров МЕГА. Первый из них планируется открыть в течение трех лет. Общая площадь двух объектов составит от 260 до 380 тыс. кв.м. По словам управляющего торговыми центрами МЕГА в России Хермана Геверта, «желание присутствовать в Казахстане связано с тем, что это перспективный рынок для ИКЕА и для такого проекта, как семейный торговый центр МЕГА. Сегодня мы хотели бы открыть два торговых центра в Астане и Алматы. Проект находится на стадии подготовки и планирования: мы изучаем особенности рынка и присматриваем подходящие земельные участки».

Казахстанские потребители испытывают дефицит в качественных товарах среднего ценового сегмента. Их выбор ограничен барахолкой либо дорогими бутиками

По мнению директора департамента исследований и аналитики консалтинговой компании по недвижимости SIP Adviser Гульмиры Пазиловой, «появление столь серьезного игрока в Казахстане говорит о привлекательности отечественного рынка для иностранных ритейлоров. Еще три года назад такие компании, как ИКЕА, особо не интересовались нашей страной. Но по мере постепенного насыщения российского розничного рынка, и в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга, ритейлоры обратили свой взор в сторону регионов и стран СНГ, особенно Украины и Казахстана». Так, если раньше МЕГА работала исключительно в городах-миллионниках, то теперь они сконцентрировались и на городах с населением в 500 тыс. человек.

«Планируемый объем инвестиций в каждый наш объект в Казахстане составляет от 200 до 250 млн долларов. Точную цифру сможем назвать, когда проект будет окончательно разработан и утвержден. Предполагаемый срок окупаемости – около 10 лет», – рассказывает управляющий торговыми центрами МЕГА в России.

Поскольку объекты пока находятся на стадии планирования, можно говорить только о приблизительных характеристиках. Площадь каждого центра составит 130–190 тыс. кв.м. Количество арендаторов – 150–200 компаний. В торговом центре представлен широкий спектр магазинов, ресторанов и кафе. Для посетителей будет предусмотрена большая парковочная зона примерно на 8 тыс. мест. Для сравнения, общая площадь Mega Center Alma-Ata, который является самым крупным в Казахстане, составляет 80 тыс. кв. м, парковочные места рассчитаны на 1100 мест.

Херман Геверт отмечает: «Важным отличием нашего центра является концепция семейного торгового комплекса, предлагающего качественные товары по доступным ценам. МЕГА ориентируется на удовлетворение потребностей растущего среднего класса. Поскольку экономика Казахстана активно развивается, мы думаем, что наше предложение будет востребовано на этом рынке».

Торговые центры МЕГА в Казахстане не будут принципиально отличаться от тех, что уже существуют в России. Так как рынки обеих стран схожи – стремительно развивается экономика, формируется средний класс, уровень жизни людей и их потребительская активность растут. Правда, в отличие от России, где, как правило, на одном земельном участке располагается торговый центр МЕГА и рядом магазин ИКЕА, в Казахстане ввиду того, что рынок в разы меньше российского, в семейном торговом центре МЕГА будет располагаться и магазин ИКЕА. Так, в числе якорных арендаторов казахстанского объекта будут ИКЕА, гипермаркет и магазин по продаже товаров для дома.

Тяжелая весовая категория

В Казахстане уже существует торгово-развлекательный центр с практически схожим брендом – Mega Center Alma-Ata. Если ИКЕА выйдет на наш рынок именно под торговой маркой МЕГА, у отечественных потребителей может возникнуть путаница в определении этих ТРЦ.

[inc pk='2155' service='media']

«В России тоже есть примеры торговых центров, использующих в своем названии слово МЕГА. Это не мешает нам успешно работать. Один из наших московских объектов является самым посещаемым торговым центром в мире, принимая более 50 миллионов человек ежегодно. Комплекс МЕГА-Казань с момента открытия посетило около 20 млн людей. С большой вероятностью в Казахстане мы продолжим работать под существующим брендом семейного торгового центра МЕГА», – отмечает Херман Геверт.

По словам начальника отдела маркетинга и рекламы торгово-развлекательного центра Mega Center Alma-Ata Сино Ализода, «как правило, свои торговые центры ИКЕА размещает за городом. В этой связи мы не опасаемся серьезной конкуренции с их стороны. Дополнительно мы намерены усилить свое маркетинговое направление. Появление таких игроков будет только способствовать повышению качества предоставляемых торговыми центрами услуг и, соответственно, зрелости рынка».

«О том, что, скорее всего, в Алматы семейный торговый центр также будет располагаться в пригороде, говорит и тот факт, что в южной столице практически нет свободных мест для таких огромных комплексов», – рассказывает исполнительный директор SIP Adviser Изабелла Пластовец. К тому же за чертой города стоимость земельного участка в несколько раз дешевле. Плюс к этому местоположение возле большой трассы снимает проблему парковки. Кстати, развитие первых огромных торговых центров в США, которые стали появляться в середине прошлого века, связано с резкой автомобилизацией населения. В городах стало сложно парковать машины, вследствие чего торговые центры начали возводиться на окраинах мегаполисов.

Заграница нам поможет

Добиться таких цен, которые могли бы удовлетворить широкий круг потребителей, ИКЕА удается в результате комплексной и непрерывной работы по оптимизации издержек. Одним из звеньев этой цепи является построение эффективной системы закупок и размещения заказов на производство товаров, реализуемых только у заказчика. Если же производитель становится поставщиком ИКЕА, его продукция реализовывается во всех странах присутствия этой розничной сети. Но чтобы стать поставщиком группы компаний ИКЕА, производителю необходимо выпускать достаточно конкурентоспособную продукцию. Требования к партнерам предъявляются высокие как по цене, так и по качеству. Сотрудничество с ИКЕА обеспечивает увеличение объемов производства, однако не сильно сказывается на повышении прибыли. Потому что заказчик добивается получения продукции, которая будет отличаться низкой ценой на рынке.

Несмотря на то что производственный сектор в Казахстане развит слабо, представители компании не исключают возможного сотрудничества с отечественными производителями. Правда, последние, и в частности Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК, пока затрудняются ответить на вопрос – готовы ли казахстанские мебельные фабрики сотрудничать с IKEA Group. При этом мебельщики скептически оценили опыт сотрудничества шведских заказчиков с российскими мебельными предприятиями. Сможет ли соответствовать казахстанская продукция требованиям ИКЕА, можно будет узнать только после их прихода на наш рынок. Учитывая слабую развитость отечественных предприятий по выпуску мебели, нельзя исключать такой ситуации, при которой IKEA Group будет завозить основную часть мебели из КНР.

Добро пожаловать!

Перед тем как приступить к освоению проекта создания торгово-развлекательного комплекса, девелоперы стараются привлечь как якорных арендаторов, так и сетевых операторов (одежда, обувь и т.д.). Если сразу не будет проработан вопрос о будущей наполняемости объекта, его концепции и т.д., проект обречен на провал. Многие существующие торговые центры возводились без серьезной совместной работы с консалтинговыми компаниями, то есть без проведения исследований, в результате немало объектов сегодня можно назвать неудачными.

«В настоящее время девелоперы поняли, что нельзя строить стандартный центр. Многие из них стараются подготовить уникальный проект, чтобы ТРЦ отличался на рынке от конкурентов. В этой связи им необходимы интересные арендаторы. А их в Казахстане очень мало. В первую очередь речь идет об иностранных сетевых операторах, которые могут предоставить покупателю продукцию известных западных брендов, рассчитанную на широкий круг потребителей со средним уровнем доходов. На рынке эта ниша пустая», – рассказывает Изабелла Пластовец.

Розничный рынок развивается у нас относительно недавно, и известных, но доступных по цене западных брендов в Казахстане пока мало. Отечественный потребитель испытывает дефицит в качественных товарах среднего ценового сегмента. Их выбор ограничен либо барахолкой, либо элитными бутиками. А российские операторы представляют как раз тот сегмент, в котором в Казахстане наблюдается дефицит. Причем продажи происходят в цивилизованных условиях. В первую очередь их продукция интересна молодежи.

На рынке наблюдается проблема с наполнением ТРЦ. Но пример реализации проекта Mega Center Alma-Ata показал, что российские сетевые операторы заинтересованы в своем присутствии на казахстанском рынке. Вероятнее всего, ИКЕА будет привлекать в свой торговый центр в нашей стране российских операторов, так как западные еще не готовы заходить сюда напрямую. При этом с приходом игроков из России отечественные компании постараются приобрести франшизы на иностранные торговые марки, дабы успешно конкурировать с россиянами.

Хотя российские сетевые операторы и готовы прийти в Казахстан, им потребуется время для объективного изучения нашего рынка, создания организационных условий, решения вопросов с кадрами, логистики и т.д. Пока неясно, удастся ли IKEA Group привлечь их до запуска торгового центра МЕГА в Казахстане.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности