В эпоху самообслуживания

Новые платежные системы с момента своего возникновения стали активно вызывать интерес у широких масс, постепенно вытесняя из этой сферы банки

В эпоху самообслуживания

Платежные системы стали активно развиваться в последние годы по всему миру. В Европе бизнес по развитию платежных систем, осуществляющих операции по пополнению счетов у операторов связи, получил название top-up, по оплате счетов за различные виды услуг – bill payment.

«Проблему оптимизации процесса оплаты счетов пытаются решать во всем мире, и не без успеха. Большим потенциалом в этой сфере обладают различные системы электронных платежей. К примеру, в Японии еще на рубеже третьего тысячелетия 11 крупных компаний, в числе которых Sony, NTT DoCoMo Inc. и другие, объявили о планах запуска единой электронной платежной системы Edy. Она оказалась настолько востребованной, что стала основным для Японии он/офлайновым средством оплаты товаров и через 5 лет перешагнула рубеж в 30 млн пользователей», – рассказывает Ален Искаков, президент ТОО «CAPSYS» (владелец торговой марки «InTime»).

Бизнес платежных систем

Доступность и дешевизна входа на платежный рынок привлекла на него немало предпринимателей. Непосредственная установка автоматов не подлежит госконтролю и лицензированию, лицензия нужна только на прием и перечисление наличных денег. На первом этапе все что нужно – это купить автомат, подключить его к интернету и электронной платежной системе – и можно начинать сбор денег с населения. В Казахстане такой автомат стоит примерно 4 000 долларов.

«Рынок платежных систем в республике развивается быстрыми темпами, у него есть большие перспективы развития и предоставления различных услуг. Количество клиентов, воспользовавшихся, в частности, услугами терминальной сети «Моментальная оплата» в период с марта 2006 года по март 2007-го, составило более 150 тыс.», – отмечает Ажар Уристембаева, директор ТОО «Элекснет Казахстан».

Платежные терминалы приносят очевидную пользу физическим лицам, сокращая очереди в пунктах приема платежей.

«Система электронных платежей – это возможность наладить бесконфликтные и конструктивные взаимоотношения поставщика услуг и клиента, – говорит г-н Искаков. – Отношения эти развиваются в бизнес-сфере, но оказывают влияние и на социальные процессы. К примеру, поставщик заинтересован, чтобы его услуги оплачивались своевременно и в полном объеме и поэтому постоянно борется с неплательщиками-задолжниками. А клиент недоволен, что при оплате услуги он слишком долго стоит в очереди, и оттягивает это сомнительное удовольствие, объясняя тем, что у него просто нет возможности потратить впустую столько времени. Налицо конфликт интересов, который будет исчерпан, если обе стороны пересекутся в электронной платежной системе, так как здесь очередей не бывает».

Одновременно новые системы дали право сотням частных предпринимателей и мелких компаний, не имеющих банковской лицензии, конкурировать с банками на розничном рынке. При этом небанковские технологии стоят гораздо дешевле банковских. Терминальные платежные системы уже начинают постепенно теснить банки на рынке ритейла в России. Например, в обороте автоматов самообслуживания неуклонно растет доля коммунальных платежей и квартплаты, что свидетельствует об оттоке клиентов из банковских отделений.

В России родоначальником этого бизнеса была компания «Элекснет», установившая первый терминал в марте 2002 года. Сейчас в этой стране около 26000 терминалов и примерно 16 крупных сетей платежных терминалов.

Доходы владельца терминала состоят из внешней комиссии плательщиков и операторов услуг мобильной связи. Еще год назад чистая прибыль от одного автомата в Москве составляла 15–60 тыс. рублей, но сейчас из-за насыщения рынка доходы компаний, организующих системы платежей, неуклонно падают. Компании сделали ставку на регионы, где ниже затраты на аренду, персонал, проще логистика и т.д. Но лидеры рынка постепенно начинают выходить и за пределы российских регионов. «Элекснет», «Мультикасса» работают в Казахстане, X-Plat и I-box – в Украине, а компания ОСМП помимо СНГ активно развивает свою сеть в Черногории, Турции и Египте.

ОСМП и «Элекснет» – компании полного цикла. Однако методы ведения бизнеса у них отличаются. ОСМП на весьма демократичных условиях активно развивает сеть дилеров, а возглавляемая банкирами «Элекснет» отличается большим консерватизмом: все ее платежи идут через Московский клиринговый центр, имеющий банковскую лицензию.

ТОО «Элекснет Казахстан» начало принимать платежи с апреля 2006 года. Сейчас в Алматы функционирует 30 ее терминалов. Помимо услуг операторов сотовой связи, здесь можно оплачивать городскую телефонную связь, кабельное телевидение, погашение кредитов, а также возможно пополнение банковских счетов. В дальнейшем компания планирует включить сюда возможность оплаты налогов физических и юридических лиц, штрафы ГАИ, услуги интернет-провайдинга и т.д.

Компания ОСМП также начала свою деятельность на казахстанском рынке с 2006 года. Принимая платежи в пользу операторов связи, компания достаточно активно начала строить сеть по всей стране и выбилась в список лидеров рынка. Основным стратегическим направлением ее деятельности является укрепление позиций на казахстанском рынке платежных систем за счет развития дилерской сети. В нашей стране компания занимает примерно 10% рынка платежных систем, а количество установленных терминалов превысило 400.

Компания «Мультикасса» работает пока только в Астане, где у нее 20 автоматов.

Национальная компания

Недавно в Казахстане в этой сфере появилась первая национальная компания – CAPSYS. Она изначально задалась целью создания полноценной центрально-азиатской платежной системы «InTime».

«В Казахстан рынок электронных платежей только приходит, и у национальных компаний есть реальная возможность, выбрав свой путь и развивая экономику страны в целом, создать информационно-коммуникационную платформу для построения собственной платежной системы, – рассказывает Ален Искаков. – Сектор IT-услуг растет стремительно. Уже все знают такие понятия, как электронное правительство, электронная подпись, электронные деньги. Сегодня, к примеру, мало кого удивишь идеей оплатить услуги через интернет или отправить SMS-сообщение с мобильного телефона».

Новые системы дали право сотням частных предпринимателей и мелких компаний, не имеющих банковской лицензии, конкурировать с банками на розничном рынке

Быстро развивая свою сеть, в том числе и в регионах, компания очень скоро составила достойную конкуренцию своим зарубежным коллегам. По итогам I квартала CAPSYS установила 900 автоматов-кассиров и 39 кассовых модулей в 19 городах Казахстана. К концу года планирует запустить уже 2000 автоматов-кассиров, а также 2000 банкоматов, 600 POS-терминалов и многое другое.

[inc pk='2152' service='media']

 «Есть компании – владельцы терминалов, а есть – владельцы процессингового центра. Именно через процессинговый центр идет учет всех денег. Компании, владеющие процессинговыми центрами, находятся в основном в России. Мы же объединяем в Казахстане и свой процессинговый центр, и сеть терминалов, а также создали первую национальную компанию. Мы инвестируем значительные средства в создание собственного процессингового центра в Казахстане и подключаем всех поставщиков услуг к нашей системе, – говорит Ален Искаков. – В идеале мы бы хотели, чтобы через наши терминалы оплачивались все услуги, которые являются массовыми для населения: коммунальные услуги, сотовая и фиксированная связь, кабельное телевидение и т.д., чтобы все было в одном окне. Сегодняшний интерфейс это позволяет, техническая возможность также есть».

Субъектами рынка платежных терминалов являются владельцы терминалов, производители атоматов и организаторы электронных платежных систем, осуществляющие процессинг и техподдержку.

«Платежный бизнес до 2005 года развивался в основном за счет банков. В 2005 году на рынок вышли российские платежные системы. С их приходом появились автоматы самообслуживания и pos-терминалы, – рассказывает Владимир Ким, исполнительный директор ОСМП в Республике Казахстан. – Сейчас 98% всего объема платежей занимает оплата сотовой связи. В России этот процент уже ниже (90%) за счет увеличения доли платежей за услуги интернет-провайдеров, ip-телефонии, электронных кошельков и ЖКХ. Стоит отметить, что популярность платежного сервиса стремительно растет, так, за полгода работы ОСМП собственный оборот увеличился на 151%. Но, к сожалению, не все операторы охотно подключаются к платежным системам. Но мы уверены, что вскоре они оценят преимущества и удобство данного сервиса, как это сделали все крупнейшие провайдеры России. Что касаемо платежных инструментов, то наиболее распространены сейчас автоматы самообслуживания, особый интерес они вызывают у молодежи, наибольший объем платежей отмечен вблизи учебных заведений. Pos-терминалы в основном используются в собственных точках продаж как дополнительный заработок».

В России основной сбор денежных средств по оплате тех же услуг сотовой связи изначально происходил за счет продажи карт экспресс-оплаты, однако очень скоро платежные карточки стали активно вытесняться сетями платежных систем. Постепенно подобные системы предлагали все новые возможности по оплате различных услуг. И сегодня конкуренция между различными платежными системами сводится в большинстве случаев к созданию технологий, гарантирующих удобство и скорость проведения операций. Подобным образом ситуация развивается и в Казахстане.

Проблемы и «козыри»

Но внедрение новых платежных систем в Казахстане сталкивается с определенными трудностями, которые, надо заметить, всегда сопровождают становление данного рынка.

«Мало того, чтобы сеть просто внедрить, ею еще надо эффективно и качественно управлять, – рассказывает управляющий директор по развитию бизнеса ТОО «CAPSYS» Руслан Стамбеков. – С целью создания крупнейшей дистрибуционной сети платежных терминалов компания при внедрении платежной системы несет достаточно крупные капитальные затраты, связанные с ее построением, развитием и содержанием. Помимо финансовых затрат, есть определенные объективные сдерживающие факторы. К примеру, не всегда транспортная инфраструктура Казахстана поспевает за нашими возможностями. Не в каждый район поставишь платежный терминал в связи с отсутствием связи как таковой. Во-вторых, наблюдается скептицизм компаний–поставщиков услуг касательно внедрения оплаты своих услуг через наши терминалы. Не все руководители таких компаний избавились от советского мышления, мол, у меня и так есть 3–4 кассы в городе, кому надо, тот и придет. А если не придет, то просто отключим и прибавим еще и пени. Ведь, по сути, мы им помогаем, продаем их услуги. Кроме того, наблюдается скептицизм хозяев супермаркетов, торговых центров по установке наших терминалов. Вдруг это какой-то обман по сбору денег с населения? Вы, наверное, много зарабатываете на этом, как казино или игровой автомат, отдайте мне долю от вашей компании! Также мешает недоверие населения к платежным терминалам. По старинке идут в кассу, стоят в очереди. Но я уверен, что это временные факторы, которые всегда присутствуют при внедрении всего нового и непривычного в повседневную жизнь. Учитывая мировую практику, совсем скоро и население, и крупные компании, и владельцы супермаркетов поймут, насколько это удобно и надежно».

По данным компании CAPSYS, среднее время обслуживания одного клиента в системе занимает 3–4 минуты. Легко подсчитать, что пропускная способность – порядка 480 абонентов в сутки через один аппарат. При развертывании сети в 2000 аппаратов общая пропускная способность составит 960 тыс. человек в сутки.

Многих потенциальных клиентов отпугивает комиссия за платеж, поэтому некоторые компании отказались от комиссии при приеме определенных видов платежей, этому опыту теперь следуют и казахстанские предприниматели.

«В результате переговоров с поставщиками услуг мы добиваемся определенного процента с платежа, который поставщик отдает нам за его проведение. Конечно, в данном случае компания не зарабатывает так, как зарабатывают текущие конкуренты, берущие комиссионные с поставщиков и делающие наценку в 30–40 тенге за платеж. Тем не менее благодаря нашим объемам мы достигаем необходимых показателей доходности», – говорит г-н Стамбеков.

Кроме автоматов самообслуживания и обычных касс «InTime» компания в скором времени предложит еще шесть способов оплаты. Можно будет оплатить счет через интернет-портал, а также с городского телефона с тональным набором, через компактные GSM POS-терминалы, банкоматы, универсальные карты экспресс-оплаты и, наконец, посредством сотового телефона. Оплата через сотовые телефоны достаточно активно развивается в Европе, и казахстанская компания подтверждает, что эти возможности можно обеспечивать в нашей стране. Однако в целом большинство компаний, организующих платежные системы, пока оставляют подобные возможности как дополнительный «козырь» в рукаве для будущих этапов развития.

Находясь на своей самой первой стадии роста, рынок новых платежных систем в любом случае имеет активные предпосылки роста.

«Безусловно, рынок будет активно развиваться, – говорит Владимир Ким. – Рост рынка электронных платежей в 2007 году в Казахстане будет связан с увеличением рынка сотовой связи и ожидается на уровне 20%. С 2008 года рост рынка платежей произойдет, в том числе и за счет увеличения объемов платежей в пользу провайдеров, не связанных с сотовой связью (городской телефонной связи, интернет-услуг, ЖКХ). В 2007-м мы прогнозируем рост количества точек, оснащенных автоматами по приему платежей, как минимум, вдвое. К этому уже сейчас есть хорошие предпосылки».

Подобного опыта развития платежных систем в мировой практике немного, в западных странах развивался сервис банковских карт, и поэтому платежные системы работают в рамках именно этого сервиса. До тех пор, пока в Казахстане данный сервис не достигнет аналогичного уровня, будут развиваться именно внешние платежные системы как инструменты оплаты различных товаров и услуг.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики