Nissanовые перспективы

В Казахстане будут производиться автомобили марки Nissan. Вероятнее всего, вслед за этой компанией в нашу страну придут и другие автомобилестроительные корпорации с мировым именем

Nissanовые перспективы

По некоторым данным, в прошлом году в Казахстан было завезено порядка 246 тыс. автомобилей, из которых лишь 7%  –  23 тыс. – новые. Если будут приняты меры, ограничивающие ввоз подержанных автомобилей, то объем первичного рынка может быть значительно выше.

Nissan по-казахстански

Недавно акиматом города Астаны и ТОО «Центр индустриально-инновационного развития города Астаны» был подписан меморандум о сотрудничестве с ONGLORY INVESTMENTS LIMITED и Zhengzhou Nissan Automobile Co. В рамках данного соглашения планируется «строительство производственного комплекса по производству автомобилей марки Nissan на территории индустриального парка Астаны как составной части международной автомобильной корпорации»,  –  сказано в пресс-релизе астанинского акимата. В состав комплекса войдут центр гарантийного и сервисного обслуживания автомобилей Nissan, выпущенных в Астане, и объекты социальной инфраструктуры. Объем инвестиций в строительство нового завода, на котором будет производиться 30 тыс. машин в год, по прогнозам, составит 50 млн долларов.

На первом этапе на предприятии планируется наладить производство внедорожников среднего и малого класса, в последующем же линейка продукции пополнится другими моделями автомобилей и автобусов Nissan.

В прошлом году японская корпорация объявила, что намерена запустить завод в Санкт-Петербурге мощностью 20 тыс. автомобилей в год к 2008 году, где планируется собирать седаны Almera и Primera. Если учесть, что в Казахстане японская корпорация собралась производить именно внедорожники, то вполне вероятно, что часть из них она будет поставлять в Россию, а возможно, и на рынки соседних стран. Потому как вряд ли стоит ожидать, что все 30 тыс. машин, произведенных здесь, могут быть проданы на внутреннем рынке. Как сказали «Эксперту Казахстан» в казахской моторной компании «Астана Моторс», ежемесячные объемы продаж автосалона Nissan составляют в среднем около 100 автомобилей. Правда, в автосалоне «Астана Моторс» все-таки продаются машины премиум, а те, что планируется выпускать, рассчитаны на средний класс. Поэтому нет смысла судить о спросе на автомобили Nissan в нашей стране в целом по объемам продаж «Астаны Моторс».

В то же время различия между выпуском моделей для Казахстана и России могут быть обусловлены особенностями потребительских предпочтений двух стран. В Казахстане весьма велик спрос именно на внедорожники. В России же, если верить данным о продажах Nissan, наиболее востребованные модели – это именно Almera и Primera, объемы продаж которых в 2006 году составили 32,2 тыс. и 11,1 тыс. автомобилей соответственно. Хотя в соседней стране высок спрос и на хэтчбеки Note, коих за три квартала прошлого года было продано более 7 тыс., и на внедорожники X-Trai (свыше 9,9 тыс. авто за весь 2006 год). В целом в России в прошлом году было реализовано более 75,5 тыс. автомобилей Nissan.

Свой автопром – мечта или реальность?

Если судить по опыту Российской Федерации, куда в последние годы пришел ряд автомобильных корпораций с мировым именем, либо создающих совместные с российскими производителями предприятия, либо строящих собственные заводы, то Казахстан может ожидать та же перспектива. Правда, есть небольшой нюанс: у северного соседа производственные площадки остались в наследство от Советского Союза, нам повезло меньше. Следовательно, компаниям, рассматривающим Казахстан в качестве плацдарма для своих предприятий, придется начинать с нуля. Это, естественно, увеличит объемы первоначальных инвестиций. А учитывая наш «мелкий» по общемировым меркам рынок и то, что покупатели чаще предпочитают подержанные автомобили новым, срок окупаемости проектов будет достаточно велик. Что может привлечь иностранных инвесторов от автомобилестроения в Казахстан? Возможно, увеличение пошлины в стране на ввоз подержанных автомобилей. В прошлом году Министерство индустрии и торговли предложило установить пошлину за ввоз автомобилей старше 3 лет в размере от 1,5 до 2 евро за кубический сантиметр мощности двигателя, а для автомобилей старше 7 лет  –  2,5 евро. Но это достаточно опасная мера, которая может спровоцировать недовольство в обществе. Получается замкнутый круг: чтобы привлечь международные автомобильные концерны, Казахстану необходимо переориентировать потребительские предпочтения в сторону новых автомобилей, однако пока ни «казахстанскому автопрому», ни казахстанским дилерам, по большому счету, нечего предложить автолюбителям взамен, т.е. нет продукта, который бы удовлетворял значительную часть потребителей соответствием параметров цены и качества. В противном случае ни о каком развитии первичного автомобильного рынка Казахстана речи идти не может. И государству придется предложить весьма выгодные условия автомобильным корпорациям, которые бы смогли привлечь их в нашу страну.

Кроме того, фактором, который подстегнет рынок новых автомобилей, вполне возможно, станет ситуация на рынке недвижимости: большинство потребителей, не имеющих возможности купить жилье, скорее всего, обратят свои взоры на другие, более доступные товары, в том числе и автомобили.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее