Nissanовые перспективы

В Казахстане будут производиться автомобили марки Nissan. Вероятнее всего, вслед за этой компанией в нашу страну придут и другие автомобилестроительные корпорации с мировым именем

Nissanовые перспективы

По некоторым данным, в прошлом году в Казахстан было завезено порядка 246 тыс. автомобилей, из которых лишь 7%  –  23 тыс. – новые. Если будут приняты меры, ограничивающие ввоз подержанных автомобилей, то объем первичного рынка может быть значительно выше.

Nissan по-казахстански

Недавно акиматом города Астаны и ТОО «Центр индустриально-инновационного развития города Астаны» был подписан меморандум о сотрудничестве с ONGLORY INVESTMENTS LIMITED и Zhengzhou Nissan Automobile Co. В рамках данного соглашения планируется «строительство производственного комплекса по производству автомобилей марки Nissan на территории индустриального парка Астаны как составной части международной автомобильной корпорации»,  –  сказано в пресс-релизе астанинского акимата. В состав комплекса войдут центр гарантийного и сервисного обслуживания автомобилей Nissan, выпущенных в Астане, и объекты социальной инфраструктуры. Объем инвестиций в строительство нового завода, на котором будет производиться 30 тыс. машин в год, по прогнозам, составит 50 млн долларов.

На первом этапе на предприятии планируется наладить производство внедорожников среднего и малого класса, в последующем же линейка продукции пополнится другими моделями автомобилей и автобусов Nissan.

В прошлом году японская корпорация объявила, что намерена запустить завод в Санкт-Петербурге мощностью 20 тыс. автомобилей в год к 2008 году, где планируется собирать седаны Almera и Primera. Если учесть, что в Казахстане японская корпорация собралась производить именно внедорожники, то вполне вероятно, что часть из них она будет поставлять в Россию, а возможно, и на рынки соседних стран. Потому как вряд ли стоит ожидать, что все 30 тыс. машин, произведенных здесь, могут быть проданы на внутреннем рынке. Как сказали «Эксперту Казахстан» в казахской моторной компании «Астана Моторс», ежемесячные объемы продаж автосалона Nissan составляют в среднем около 100 автомобилей. Правда, в автосалоне «Астана Моторс» все-таки продаются машины премиум, а те, что планируется выпускать, рассчитаны на средний класс. Поэтому нет смысла судить о спросе на автомобили Nissan в нашей стране в целом по объемам продаж «Астаны Моторс».

В то же время различия между выпуском моделей для Казахстана и России могут быть обусловлены особенностями потребительских предпочтений двух стран. В Казахстане весьма велик спрос именно на внедорожники. В России же, если верить данным о продажах Nissan, наиболее востребованные модели – это именно Almera и Primera, объемы продаж которых в 2006 году составили 32,2 тыс. и 11,1 тыс. автомобилей соответственно. Хотя в соседней стране высок спрос и на хэтчбеки Note, коих за три квартала прошлого года было продано более 7 тыс., и на внедорожники X-Trai (свыше 9,9 тыс. авто за весь 2006 год). В целом в России в прошлом году было реализовано более 75,5 тыс. автомобилей Nissan.

Свой автопром – мечта или реальность?

Если судить по опыту Российской Федерации, куда в последние годы пришел ряд автомобильных корпораций с мировым именем, либо создающих совместные с российскими производителями предприятия, либо строящих собственные заводы, то Казахстан может ожидать та же перспектива. Правда, есть небольшой нюанс: у северного соседа производственные площадки остались в наследство от Советского Союза, нам повезло меньше. Следовательно, компаниям, рассматривающим Казахстан в качестве плацдарма для своих предприятий, придется начинать с нуля. Это, естественно, увеличит объемы первоначальных инвестиций. А учитывая наш «мелкий» по общемировым меркам рынок и то, что покупатели чаще предпочитают подержанные автомобили новым, срок окупаемости проектов будет достаточно велик. Что может привлечь иностранных инвесторов от автомобилестроения в Казахстан? Возможно, увеличение пошлины в стране на ввоз подержанных автомобилей. В прошлом году Министерство индустрии и торговли предложило установить пошлину за ввоз автомобилей старше 3 лет в размере от 1,5 до 2 евро за кубический сантиметр мощности двигателя, а для автомобилей старше 7 лет  –  2,5 евро. Но это достаточно опасная мера, которая может спровоцировать недовольство в обществе. Получается замкнутый круг: чтобы привлечь международные автомобильные концерны, Казахстану необходимо переориентировать потребительские предпочтения в сторону новых автомобилей, однако пока ни «казахстанскому автопрому», ни казахстанским дилерам, по большому счету, нечего предложить автолюбителям взамен, т.е. нет продукта, который бы удовлетворял значительную часть потребителей соответствием параметров цены и качества. В противном случае ни о каком развитии первичного автомобильного рынка Казахстана речи идти не может. И государству придется предложить весьма выгодные условия автомобильным корпорациям, которые бы смогли привлечь их в нашу страну.

Кроме того, фактором, который подстегнет рынок новых автомобилей, вполне возможно, станет ситуация на рынке недвижимости: большинство потребителей, не имеющих возможности купить жилье, скорее всего, обратят свои взоры на другие, более доступные товары, в том числе и автомобили.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?