Трансграничная экономика Казахстана

Редакционная статья

Трансграничная экономика Казахстана

Долгое время вектор экономических интересов Казахстана был направлен на северо-запад. А в Центральной Азии наша политика сводилась к более или менее адекватному и своевременному реагированию на процессы, происходящие в регионе. Совместные с Россией проекты и сегодня выглядят вполне реалистичными. Однако ради обеспечения безопасного будущего и стабильного экономического развития Казахстан сегодня не только может, но и обязан участвовать наряду с международными центрами силы в укреплении своего влияния в странах Центральной Азии.

Необходимость политической и экономической экспансии в регионе диктуется не только наличием благоприятных условий в виде обилия нефтедолларов и очевидного экономического превосходства над соседями. Она нужна в первую очередь для того, чтобы обеспечить стабильное и безопасное существование Казахстана в будущем. Политическая и экономическая трансформация стран региона неизбежна, хотя ее временные и качественные параметры спрогнозировать трудно. Поскольку национальные интересы Казахстана становятся все больше связаны с интересами казахстанского бизнеса, необходимо использовать все возможности для его проникновения на рынки стран Центральной Азии.

Доступ к водным ресурсам (большинство рек берут свое начало в горах Киргизии и Таджикистана), а также к энергоресурсам, поступающим из этих стран, имеет для Казахстана стратегическое значение. Опыт предыдущих лет показывает, что обеспечить такой доступ на долгосрочной основе через заключение межправительственных соглашений невозможно. Их выполнение может быть сорвано в самый критический момент или же Казахстан может стать объектом экономического шантажа со стороны своих соседей.

Правительство должно исходить из того, что национальные границы сегодня не являются непреодолимой преградой для функционирования экономических структур. Так, например, ледники в горах Киргизии и Таджикистана (а тем более гидроузлы на территории соседних государств) должны рассматриваться как составная часть агропромышленного комплекса южных областей нашей страны. А их энергетические системы – как элемент обеспечения жизнедеятельности крупнейшего города Казахстана Алматы (а также ряда других городов и промышленных объектов юга страны). Поэтому установление контроля над водными и энергетическими ресурсами соседей относится не столько даже к экономической экспансии на внешние рынки, сколько к задачам развития национальной экономики.

Наши практические шаги в отношении стран региона должны строиться на экономическом прагматизме. Фразы о вечной дружбе, братстве и культурно-исторической общности уместны во время официальных встреч и праздничных мероприятий, однако они не могут лежать в основе политики, проводимой Казахстаном. Все наши действия должны исходить исключительно из национальных интересов Казахстана. При этом приоритет должен отдаваться не решению тактических задач, не «выводу двусторонних отношений на более высокий уровень», а правовому оформлению очевидного факта – политического и экономического доминирования Казахстана в Центральной Азии. Если для этого окажется пригодным союз – пусть будет союз.

Очевидно, что реальная экономическая интеграция Казахстана с другими центральноазиатскими государствами в ближайшем будущем невозможна в силу слишком большого (и пока что увеличивающегося) разрыва в уровне и темпах экономических реформ. Более реальной является перспектива проникновения казахстанского капитала во все доступные на данный момент (и, разумеется, привлекательные с точки зрения получения прибыли) отрасли экономик наших соседей. Доступ к стратегически важным для нас, но по различным причинам закрытым сферам должен быть обеспечен всеми средствами, в том числе и внеэкономическими.

Хотя процесс размывания государственного суверенитета в международных отношениях продолжается, государство по-прежнему остается главным актором на мировой сцене. И оно может использовать экономические и правовые рычаги для воздействия на акторов «микрополитического» и «макрополитического» уровня (по терминологии Джеймса Розенау), то есть на другие государства и отдельных лиц в них.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности