Победа Абрамовича

Глава авиакомпании KrasAir Борис Абрамович достиг того, чего хотел: на базе его компаний будет создан третий частный авиаперевозчик

Победа Абрамовича

Как передает пресс-служба президента России, Владимир Путин подписал сегодня указ о создании альянса «ЭйрЮнион». Таким образом, многолетние споры чиновников и бизнесменов о том, каким должен быть новый крупный авиаперевозчик, закончены. Благодаря указу президента в стране появится третья по величине авиакомпания, которая станет конкурировать с лидерами отрасли – «Аэрофлотом» и «Сибирью».

ОАО «ЭйрЮнион» будет учреждено до конца ноября текущего года и войдет в список стратегических предприятий. Суммарный парк «ЭйрЮнион» составит около 100 самолетов. Согласно указу президента государство передаст в уставной капитал новой компании акции «Домодедовских авиалиний» (доля – 50,04%), а также компаний «КрасЭйр» (51%) и «Самара» (46,5%). При этом ему будет принадлежать только 45% ценных бумаг, так как в «ЭйрЮнион» войдут также частные «Омскавиа» и «Сибавиатранс». Эти две компании на 80 и 100%, соответственно, принадлежат красноярскому предпринимателю Борису Абрамовичу и связанным с ним структурам, которые также владеют 40% «КрасЭйр», 49% ДАЛ и около 50% «Самары».

Именно Абрамович и был главным идеологом и инициатором создания «ЭйрЮнион». Еще с 2004 года красноярский бизнесмен убеждал чиновников превратить альянс контролируемых им авиакомпаний в полноценный холдинг. Не дожидаясь решения, г-н Абрамович в начале 2005 года создал «ЭйрЮнион» в виде альянса «КрасЭйр», ДАЛ, «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса». В прошлом году альянс перевез около 3,3 млн пассажиров, заняв по этому показателю третье место в России. Наибольшая доля приходится на счет «Аэрофлота» (7,3 млн) и «Сибири» (4,9 млн).

Президентский указ можно считать крупным успехом Бориса Абрамовича. Уникальность решения Владимира Путина состоит в том, что государство самостоятельно уступило частным акционерам контроль в совместном проекте. Изначально чиновники настаивали на том, что доля РФ в холдинге должна составлять более 50%. В свое время аудиторская фирма «Пачоли» по заказу «Росимущества» провела оценку объединяемых активов и пришла к выводу, что доля государства в объединенной авиакомпании должна составить 50,04%. Абрамович с этим долго не соглашался. В общем виде согласование завершилось в ноябре прошлого года.

Что помогло г-ну Абрамовичу убедить государство отдать контроль в холдинге его структурам – неизвестно. Но, как коллективно отмечают опрошенные «Эксперт Online» аналитики, просто так этого достигнуть было невозможно. Скорее всего, две группы акционеров пришли к определенному консенсусу, суть которого в ближайшее время не узнаешь. Возможно, частные акционеры «ЭйрЮнион» доплатят за контроль деньгами. Возможно, чем-то другим. Как напоминает аналитик компании «Антанта Капитал» Илья Макаров, в случае с НПК «Иркут» произошло нечто подобное: при вхождении в Объединенную авиастроительную корпорацию частные акционеры компании не получили адекватную стоимость своего актива, зато получили стратегические задачи государства по развитию авиастроения.

По мнению экспертов, у нового авиахолдинга будет много проблем. Аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский отмечает, что сегодня только «КрасЭйр» работает с прибылью (причем эта прибыль минимальна), остальные активы, включенные в холдинг, убыточны. «Понятно, что несколько лет, как минимум, уйдет на повышение финансовой эффективности нового холдинга, на выстраивание новой корпоративной структуры, удаление нерентабельных бизнесов, масштабное обновление парка самолетов. В связи с этим мы не прогнозируем прибыльность нового авиаперевозчика в ближайшие годы», – отметил аналитик.

Кроме того, новой компании нужно будет решить вопрос с эффективностью своей деятельности. В 2006 году объем перевозок «КрасЭйр» увеличился всего на 2%, а альянса «ЭйрЮнион» – на 4%. Это на порядок меньше, чем у авиакомпаний UTair и «Трансаэро», которые являются прямыми конкурентами «ЭйрЮнион» по объемам перевозок.

«ЭйрЮнион» также предстоит выстроить отношения с венгерской авиакомпанией Malev (аффилированная с «ЭйрЮнион» компания Airbridge Rt недавно приобрела этого перевозчика) и решить вопрос со вступлением в один из мировых авиаальянсов – Star Alliance или OneWorld.

«Тем не менее в стратегической перспективе создание третьего по величине авиаперевозчика можно только приветствовать. Плюс ко всему теперь в тройке крупнейших авиакомпаний две будут частными. Это очень позитивный момент для бизнеса», – отмечает Владимир Сергиевский.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

На несколько банков меньше

Негативные процессы продолжают влиять на банковский бизнес: с рынка уходит еще несколько игроков, увеличилось число убыточных банков. Однако финорганизации, которые продолжают кредитную деятельность, растут

Казахстан

Сами себе финансисты

Национальный банк РК (НБК) опубликовал конъюнктурный обзор деятельности предприятий реального сектора в I квартале 2019 года. Экономика растет, но медленно

Культура

Журавль в руках

На Алаколе прошел VII республиканский фестиваль «Крылья Алаколя», развивающий событийный туризм, призванный пробудить интерес к казахстанской фауне

Экономика и финансы

Командные игроки

Государственные институты развития ищут наиболее эффективные форматы участия на важнейших рынках — венчурного капитала и жилищного строительства. От первого зависит инновационное развитие, от второго — социальная стабильность