Победа Абрамовича

Глава авиакомпании KrasAir Борис Абрамович достиг того, чего хотел: на базе его компаний будет создан третий частный авиаперевозчик

Победа Абрамовича

Как передает пресс-служба президента России, Владимир Путин подписал сегодня указ о создании альянса «ЭйрЮнион». Таким образом, многолетние споры чиновников и бизнесменов о том, каким должен быть новый крупный авиаперевозчик, закончены. Благодаря указу президента в стране появится третья по величине авиакомпания, которая станет конкурировать с лидерами отрасли – «Аэрофлотом» и «Сибирью».

ОАО «ЭйрЮнион» будет учреждено до конца ноября текущего года и войдет в список стратегических предприятий. Суммарный парк «ЭйрЮнион» составит около 100 самолетов. Согласно указу президента государство передаст в уставной капитал новой компании акции «Домодедовских авиалиний» (доля – 50,04%), а также компаний «КрасЭйр» (51%) и «Самара» (46,5%). При этом ему будет принадлежать только 45% ценных бумаг, так как в «ЭйрЮнион» войдут также частные «Омскавиа» и «Сибавиатранс». Эти две компании на 80 и 100%, соответственно, принадлежат красноярскому предпринимателю Борису Абрамовичу и связанным с ним структурам, которые также владеют 40% «КрасЭйр», 49% ДАЛ и около 50% «Самары».

Именно Абрамович и был главным идеологом и инициатором создания «ЭйрЮнион». Еще с 2004 года красноярский бизнесмен убеждал чиновников превратить альянс контролируемых им авиакомпаний в полноценный холдинг. Не дожидаясь решения, г-н Абрамович в начале 2005 года создал «ЭйрЮнион» в виде альянса «КрасЭйр», ДАЛ, «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса». В прошлом году альянс перевез около 3,3 млн пассажиров, заняв по этому показателю третье место в России. Наибольшая доля приходится на счет «Аэрофлота» (7,3 млн) и «Сибири» (4,9 млн).

Президентский указ можно считать крупным успехом Бориса Абрамовича. Уникальность решения Владимира Путина состоит в том, что государство самостоятельно уступило частным акционерам контроль в совместном проекте. Изначально чиновники настаивали на том, что доля РФ в холдинге должна составлять более 50%. В свое время аудиторская фирма «Пачоли» по заказу «Росимущества» провела оценку объединяемых активов и пришла к выводу, что доля государства в объединенной авиакомпании должна составить 50,04%. Абрамович с этим долго не соглашался. В общем виде согласование завершилось в ноябре прошлого года.

Что помогло г-ну Абрамовичу убедить государство отдать контроль в холдинге его структурам – неизвестно. Но, как коллективно отмечают опрошенные «Эксперт Online» аналитики, просто так этого достигнуть было невозможно. Скорее всего, две группы акционеров пришли к определенному консенсусу, суть которого в ближайшее время не узнаешь. Возможно, частные акционеры «ЭйрЮнион» доплатят за контроль деньгами. Возможно, чем-то другим. Как напоминает аналитик компании «Антанта Капитал» Илья Макаров, в случае с НПК «Иркут» произошло нечто подобное: при вхождении в Объединенную авиастроительную корпорацию частные акционеры компании не получили адекватную стоимость своего актива, зато получили стратегические задачи государства по развитию авиастроения.

По мнению экспертов, у нового авиахолдинга будет много проблем. Аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский отмечает, что сегодня только «КрасЭйр» работает с прибылью (причем эта прибыль минимальна), остальные активы, включенные в холдинг, убыточны. «Понятно, что несколько лет, как минимум, уйдет на повышение финансовой эффективности нового холдинга, на выстраивание новой корпоративной структуры, удаление нерентабельных бизнесов, масштабное обновление парка самолетов. В связи с этим мы не прогнозируем прибыльность нового авиаперевозчика в ближайшие годы», – отметил аналитик.

Кроме того, новой компании нужно будет решить вопрос с эффективностью своей деятельности. В 2006 году объем перевозок «КрасЭйр» увеличился всего на 2%, а альянса «ЭйрЮнион» – на 4%. Это на порядок меньше, чем у авиакомпаний UTair и «Трансаэро», которые являются прямыми конкурентами «ЭйрЮнион» по объемам перевозок.

«ЭйрЮнион» также предстоит выстроить отношения с венгерской авиакомпанией Malev (аффилированная с «ЭйрЮнион» компания Airbridge Rt недавно приобрела этого перевозчика) и решить вопрос со вступлением в один из мировых авиаальянсов – Star Alliance или OneWorld.

«Тем не менее в стратегической перспективе создание третьего по величине авиаперевозчика можно только приветствовать. Плюс ко всему теперь в тройке крупнейших авиакомпаний две будут частными. Это очень позитивный момент для бизнеса», – отмечает Владимир Сергиевский.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики