Казахстан озаботился инфраструктурой

Усилия казахстанского Минтранскома должны сделать страну основной транзитной территорией не только регионального, но и международного масштаба

Казахстан озаботился инфраструктурой

Планы правительства впечатляют. Процесс согласования интересов сторон по транспортному коридору «Западная Европа – Западный Китай» преодолел свой экватор и вышел на уровень практического воплощения. В течение 10 лет на территории страны будет создано около 20 транспортно-логистических центров. А в ближайшем будущем – строительство Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД) и реконструкция трассы Алматы–Капшагай.

Помнится весьма осторожный подход международных финансовых институтов к проекту самой короткой дороги из Китая в Европу. «Теперь, – как пояснил «Эксперту Казахстан» источник в Мин-транскоме, – отношение кардинально изменилось». Всемирный банк, Азиатский и Исламский банки развития, Европейский банк реконструкции и развития станут не только кредиторами проекта, но и окажут консультативную помощь по оптимизации расходования средств. Также спонсоры намерены привлечь к проекту собственные средства через прямые соглашения с казахстанским правительством. А это уже совсем другой уровень сотрудничества, предполагающий реальную диверсификацию ответственности за проект. Доверие со стороны столь авторитетных финансовых доноров должно стимулировать процесс привлечения средств от иностранных игроков, что немаловажно в плане получения «длинных» денег.

Есть еще одна цель, которая в свете задач по выявлению 30 корпоративных лидеров должна быть достигнута. «Доноры не только прирастят свои собственные капиталы, но и окажут содействие в приращении капиталов казахстанских компаний-концессионеров, – говорят в Минтранскоме. – В связи с этим вызывает оптимизм активная позиция по инфраструктурным проектам холдингов «Сам-рук» и «Казына». Это очень важно в плане необходимости наращивания капитализации отечественного бизнеса».

Идея строительства 5 крупных и 15 средних транспортно-логистических центров (ТЛЦ) класса «А» в Астане, Алматы, Актобе, Актау, Кызылорде, Таразе, Уральске, Шымкенте, Манкенте, на пограничных переходах Бахты, Достык, Таскала–Озинки, Хоргос выглядит весьма смелой, но, как подчеркнули в транспортном ведомстве, вполне реальной. Дело даже не в том, что мы хотим удивить мир и сделать Казахстан привлекательным для международных транспортных компаний. Просто у страны не остается другого выхода и, выстроив трассы международного транзитного значения, мы обязаны обеспечить их высоким уровнем логистики.

«В зоне тяготения автодорог будет развиваться инфраструктура, – разъяснили нам в министерстве, – производства и многое другое. Грузы необходимо где-то перегружать и сортировать, причем на складах, отвечающих современным требованиям». В ТЛЦ предполагается высокий уровень информационно-технологического обеспечения процесса перевозки и обработки грузов, упрощенная система оформления документов по принципу «одного окна», качественные подъездные пути, приличное грузоподъемное оборудование, стоянки, кемпинги, СТО для грузовых автомашин.

В Казахстане никто не сомневается в том, что дальнейшее развитие Алматы во многом зависит от строительства БАКАД. «Кольцевая дорога строится для того, чтобы разгрузить дорожную инфраструктуру южной столицы от транзитного груза, – поясняют в Минтранскоме, – перевозимого из одного региона в другой».

Дорогу начнут строить в следующем году, и пройдет она шестиполосной трассой первой категории по территории Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области. Стоимость проекта – 74,5 млрд тенге, в рамках которого будет построено 14 мостов, 8 двухуровневых транспортных развязок и 2 путепровода через железные дороги.

На 2008 год запланировано начало работ по реконструкции 70-километровой дороги Алматы–Капшагай. Это связано, во-первых, с переносом игорных заведений на правый берег Капшагайского водохранилища и необходимостью развития туристической отрасли. Во-вторых, Алматы будет активно расширяться в сторону Капшагая, а между двумя населенными пунктами будут построены 4 города-спутника.

На наш взгляд, проекты казахстанского транспортного ведомства и все, что вокруг них происходит, заслуживает пристального внимания. Но не меньшее внимание должно быть уделено практическому воплощению их в жизнь. Именно на этой стадии возникают проблемы, сопоставимые с уровнем поставленных перед Минтранскомом задач.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее