Отказаться от импорта

Строительство нового завода по производству битума в Актау позволит в течение трех лет наполовину удовлетворить потребности автодорожной отрасли в этом материале, а в дальнейшем полностью отказаться от импорта

Отказаться от импорта

Национальная компания «КазМунайГаз» и международная финансовая группа CITIC Group намерены до конца года приступить к реализации проекта по строительству битумного завода на базе актауского завода пластических масс (Sat Operating Aktau). На предприятии одновременно с выпуском высококачественного дорожного битума будет налажено производство деметаллизированной нефти. По прогнозам экспертов, реализация этого проекта, а также модернизация действующих битумных заводов позволят к 2010 году удовлетворить потребности отечественной автодорожной отрасли в битуме и полностью отказаться от импорта.

Не случайная встреча

Стоимость проекта будет известна после определения типа будущего завода. Сейчас рассматривается несколько возможных вариантов. Все будет зависеть от технико-экономического обоснования, его разработка уже ведется.

Приблизительная стоимость строительства оценивается в 50 млн долларов. Срок окупаемости составит три года. Экономическая эффективность будет обеспечиваться прибылью от продажи дорожных битумов и экспорта облагороженной нефти, которая имеет существенно лучшие потребительские свойства и высокую цену на мировых рынках.

В качестве сырья актауский завод будет использовать нефть месторождения Каражанбас, также расположенного в Мангистауской области. Месторождение было выбрано на основе исследований добываемой в Казахстане нефти, проведенных Министерством транспорта и коммуникаций совместно с Министерством энергетики и минеральных ресурсов и компанией «КазМунайГаз». По итогам исследовательской работы каражанбасская нефть была признана наиболее пригодной для производства дорожного битума. Для поставки сырья на битумное предприятие будет построен нефтепровод протяженностью 5 километров. Ежегодно актауский завод сможет перерабатывать один миллион тонн нефти и из нее производить 256 тыс. тонн дорожного битума.

В данный момент АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» и Kazakhstan Petrochemical Industries, которые являются владельцами актауского завода пластических масс, проводят технико-экономические экспертизы будущего производства. К концу мая «КазМунайГаз» должен завершить ТЭО инвестиций и уже в начале осени приступить к строительству.

В ближайшем будущем планируется подписание контрактов с собственниками сырья на долгосрочную поставку нефти и меморандумов с основными потребителями дорожных битумов о реализации продукции.

Участие «КазМунайГаза» и китайского холдинга CITIC Group этом проекте – вполне закономерный процесс их совместной деятельности. Месторождение Каражанбас – основной нефтяной актив канадской Nations Energy в Казахстане. В конце прошлого года CITIC Group приобрел за 1,9 млрд долларов казахстанские активы этой канадской компании. Стоит отметить, что согласно отечественному законодательству китайский холдинг для совершения сделки предоставил «КазМунайГазу» опцион на выкуп 50% акций за 955 млн долларов, который действует в течение года.

Разработка проекта по переработке нефти месторождения Каражанбас и создание битумного производства в Актау ведется национальной нефтяной компанией Казахстана с 2005 года.

Все приходится делать самим

Обеспечение дорожно-строительных компаний Казахстана высококачественным битумом является сегодня одной из самых актуальных проблем. Битумный материал – важнейший компонент состава асфальтобетонной смеси, именно от него зависит уровень дорожного покрытия и, следовательно, качество автодорог.

По информации Министерства транспорта и коммуникаций, потребность автодорожной отрасли в битуме в 2007 году составит 350 тысяч тонн. Он необходим для ремонта старых и строительства новых автодорог республиканского значения. Общий спрос на битум составит 500 тыс. тонн. До 2012 года эта цифра вырастет до 700 тыс. тонн в год и продолжит расти в связи с активным строительством и ремонтом автодорог, а также вследствие развития строительной индустрии. В прошлом году в республике было произведено всего 65 тыс. тонн этого материала.

Основными производителями битума в Казахстане являются Павлодарский нефтехимический завод и АО «Асфальтобетон», в 2006 году они произвели 10 тыс. и 54 тыс. тонн соответственно.

Недостающий, но столь необходимый битум ввозится в страну преимущественно из России. Ежегодно из РФ импортируется в общей сложности 300 тыс. тонн битума по цене 300 долларов за тонну. Однако технические характеристики российского битума и практически всех битумов, выпускаемых на территории СНГ, не всегда соответствуют климатическим условиям Казахстана.

Поэтому задача развития битумного производства уже давно достаточно остро стоит перед дорожно-строительной отраслью страны. Битум для наших дорог должен обладать устойчивостью к высоким и низким температурам, столь характерным для казахстанского климата, а также сохранять длительную устойчивость к старению в процессе эксплуатации. Подобными качествами обладает битум марок БНД 60/90 и БНД 90/130, они, в частности, будут выпускаться на актауском заводе. Помимо битума на заводе будет выпускаться 700 тыс. тонн деметаллизированной нефти. Новое предприятие сможет покрывать 40% перспективной потребности республики в дорожном битуме.

Также планируется реконструкция Павлодарского нефтеперерабатывающего завода, который потенциально может выпускать до 100 тонн высококачественного битума в год. Осуществление двух проектов позволит Казахстану удовлетворить 70% потребности внутреннего рынка за счет собственного производства уже в ближайшие годы.

А в случае успешной реализации всех планов казахстанские производители смогут полностью обеспечить к 2009–2010 году потребность автодорожной отрасли страны в высококачественном битуме.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?