Моду диктуют кэпты

Страховой рынок Казахстана в основном представлен дочерними структурами банков, а его развитие в значительной мере обусловлено ростом страхования, сопровождающего банковские продукты

Моду диктуют кэпты

Страховой рынок Казахстана характеризуется совокупностью тенденций, зависящих от многих причин: социально-экономического развития страны, платежеспособности страхователей-клиентов, состояния страхового законодательства, инструментов и эффективности государственного регулирования. Важное влияние оказывают не только внутренние, но и внешние факторы – условия вступления в ВТО, развитие страховых рынков стран СНГ и Восточной Европы.

Анализируя основные показатели, характеризующие объемы и движение рынка, развитие отечественного страхования можно разделить на три этапа – становление, развитие социального страхования и рост банковского страхования. Четвертый этап, судя по всему, будет связан с вступлением Казахстана в ВТО и увеличением конкуренции со стороны зарубежных страховщиков.

Подпитка для рынка

В 1992 году был принят закон «О страховании» в Казахстане, который и стал ориентиром для деятельности всех участников рынка страхования. В эти годы была введена система государственного регулирования страховой деятельности: увеличены требования к капитализации страховых организаций, наложен запрет на занятие страховщиком иной, кроме страхования, предпринимательской деятельностью, введены лимиты по максимальной ответственности страховщика по отдельному договору. При этом количество страховых компаний постоянно росло и к 1999 году достигло 71.

Период с 1998 по 2004 год стал знаковым для казахстанских страховщиков в количественном и качественном выражении. Объем страховых премий по обязательному страхованию увеличился сразу на 2000%. Это в значительной степени было связано с вводом обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО) владельцев автотранспортных средств. В последующие годы количество социальных видов страхования увеличилось до 9, что стало стимулом для развития страхового рынка в целом.

Страховые компании не играют стабилизирующей роли на финансовом рынке, поскольку риски аккумулируются в аффилированных структурах

В то же время сократилось число страховщиков. Повышение требований к уровню капитализации, финансовой устойчивости и платежеспособности привело к закрытию сразу нескольких десятков страховых компаний. В 2004 году на рынке осталось 34 СК.

В этот же период начался значительный рост добровольных имущественных видов страхования: в 2004 году – прирост страховых поступлений по этой отрасли составил 33%, в 2005-м – 40%, в 2006-м – 93%. Положительную динамику роста объемов страховых премий специалисты связывают с бумом банковского кредитования. Так, к примеру, если заемщик берет кредит в одном из банков на автомобиль или квартиру, обязательным условием получения займа является приобретение страхового полиса дочерней страховой компании этого банка. Без исполнения этого условия кредитования не происходит.

В игре – «дочки»

По информации Агентства по финансовому надзору (АФН), объем страховых премий на 1 января 2007 года составил 120,2 млрд тенге, увеличившись на 79,1% по сравнению с предыдущим годом. При этом основной прирост получили классы, связанные с банковским кредитованием: в добровольном личном страховании (65,4%) и добровольном имущественном страховании (93,3%).

В добровольном личном страховании основная доля пришлась на страхование от несчастных случаев и страхование жизни. Оба вида страхования входят в стандартный пакет банковского и ипотечного кредитования, их прирост составляет 48 и 83% соответственно.

Не случаен и состав игроков на рынке страхования жизни: «БТА Жизнь», «Халык Лайф». В прошлом году к ним присоединилась дочерняя компания Казкоммерцбанка – «КСЖ «Казкоммерц-Life», в нынешнем году планируется вхождение в этот рынок дочерних компаний АТФ Банка и Альянс банка. Что касается страхования от несчастных случаев, первенство тут также принадлежит околобанковским структурам: СК «АМСГ» (дочерняя компания банка «Каспийский») и «Казкоммерц-Полис».

Аналогичная картина сложилась и в добровольном имущественном страховании. Со значительным отрывом лидируют виды страхования, сопровождающие банковские корпоративные и розничные кредиты: страхование от прочих финансовых убытков (35%), в структуру которого входит страхование целого ряда финансовых инструментов, страхование имущества (25%) при кредитовании недвижимости, страхование автомобильного транспорта через автокредитование – (5,6%). Причем компаниями, сформировавшими свой страховой портфель из этих продуктов, являются в основном аффилированные с банковскими структурами: «БТА Страхование», «Казкоммерц-Полис», «АТФ-Полис», «Казахинстрах» (дочерняя компания Народного банка), «Альянс-полис», «АМСГ», «Евразия». Они же, как правило, лидируют по поступлениям страховых премий.

В обязательных же видах страхования наблюдается определенное замедление темпов роста страховых сборов. Так, если в 2002 – 2003 годах в обязательном классе страхования был зарегистрирован прирост свыше 100%, то уже в 2004-м он составил 56,5%, а в 2006-м лишь 37%.

Происходящее связано с тем, что почти весь автопарк Казахстана охвачен страхованием ГПО автовладельцев. В прошлом году объем этого вида страхования вырос на 19% в основном за счет увеличения числа автолюбителей и расширения регионального страхования автотранспорта. Другими важными драйверами роста в обязательном страховании стали относительно новые виды страхования: ответственности работодателя (доля 38%) и экологическое страхование (доля в 19%).

Что касается страховых возмещений, то здесь наблюдается обратная ситуация. Более 50% прироста возмещений в 2006 году дали обязательные виды страхования. Увеличение страховых возмещений в добровольных видах страхования происходило более низкими темпами: добровольное личное страхование выросло на 19%, добровольное имущественное страхование – на 23%.

При объеме поступлений в добровольном имущественном страховании в размере 89 млрд тенге на выплаты приходится лишь 7 млрд. При этом доля страховых выплат в полученных страховых премиях у банковских СК составила в среднем 8%, что представляет весьма низкий уровень возврата денежных средств в экономику.

Наши и ваши

Стремительное развитие банковского страхования привело к негласной градации отечественных страховых компаний на банковские и рыночные. Задача первых в значительной степени заключается в страховом сопровождении банковских продуктов своих материнских компаний. Ко вторым относятся страховые компании с диверсифицированным страховым портфелем.

Если с банковским страхованием картина в целом ясна, за исключением «Альянс-полиса» и «Евразии», пробующих свои силы в страховании растениеводства, то продуктовая линейка рыночных страховых компаний весьма неоднородна. Тем не менее можно выделить явных фаворитов в определенных страховых услугах. Уже продолжительное время пальму первенства в сегменте медицинского страхования держит «Интертич». Абсолютным лидером в новом обязательном виде страхования – экологическом– является СК «Виктория». Хорошие показатели у «НСК» в страховании ГПО аудиторов (доля в 54%) и ответственности работодателя (доля в 13%).

На корпоративном рынке среди рыночных компаний доминируют «Аманат insurance», «Premier страхование» и «Номад Иншуранс». Эти компании за 2006 год значительно расширили свое присутствие в страховании грузов, железнодорожного транспорта и имущества. До недавнего времени в их число входила также компания «Лондон–Алматы». Однако «официальное» вхождение этой компании в структуру БТА перевело ее в разряд банковских.

У рыночных компаний показатель возврата страховых сборов страхователям достигает 30%, поскольку они занимают нишу социально направленных страховых услуг с широким охватом населения и предприятий.

Опасный перекос

Многие специалисты высказывают мнение, что тенденция одностороннего развития банковского страхования не идет на пользу развитию отечественного рынка страхования и финансового рынка в целом. Банковские страховые компании, оперируя в тепличных условиях под крылом своих материнских структур, превратились вместо управляющих рисками в оптимизаторов доходов банков, внося свой вклад в системные риски, которым сегодня подвержен банковский бизнес.

Как следствие, страховые компании не играют стабилизирующей роли на финансовом рынке, поскольку риски аккумулируются в своих же структурах. Другими словами, деньги просто перекладываются из одного кармана в другой.

Для материнских компаний такая ситуация также невыгодна в части долгосрочных стратегических преимуществ, поскольку отсутствует база для конкуренции, что не дает возможности удовлетворить свои реальные потребности в риск-менеджменте. Председатель правления СК «Евразия» Борис Уманов считает опасной тенденцию, при которой все риски сосредоточиваются в одной банковской структуре. «Не вижу ничего плохого в том, что СК являются «дочками» банков. Плохо другое: то, что человеку не предоставляют выбора. Это и для бизнеса не очень хорошо. Что значит, что вы застраховались в дочерней СК того банка, где взяли кредит? Не происходит переноса риска, то есть все риски оказываются в одной корзине. В России, например, с этим борются. Есть список СК, прошедших определенный тестинг, в нем заемщик может купить полис и представить его банку. Это дает некий выбор. У нас этим практически никто не занимается, поэтому сложилась такая ситуация, при которой банк диктует потребителю свои условия».

Сами банковские страховые компании до сих пор не озаботились защитой своего страхового портфеля. По информации АФН, за 2006 год средний показатель страховых премий банковских страховых компаний составил 8,6 млрд тенге, тогда как чистые страховые премии составили 7 млрд. Несложные вычисления покажут, что на перестрахование за рубеж было направлено менее 17% от общей суммы, тогда как среднерыночный показатель находится в районе 35–40%. Таким образом, 83% банковских рисков не покидают пределы Казахстана и не переносятся на страховое поле экономически развитых стран.

Из-за специфики своей основной деятельности банковские страховщики не стараются развивать страховую инфраструктуру. Многие из них так и не обзавелись агентской сетью, а некоторые – даже филиальной. Следовательно, в отличие от рыночных компаний, которые несут административные затраты на развитие в год до 34% от общих затрат, банковские страховые компании ограничиваются 14%.

Сложившаяся ситуация не дает возможности реализовать потенциал страхового рынка. Наращиваемые резервы банковского страхового сообщества возвращаются в круговорот банковских трансакций и тем самым подчинены интересам все той же банковской индустрии. Как результат, реальная капитализация страхового рынка осуществляется в весьма усеченном виде, что не позволяет по-настоящему увеличить проникновение страховых услуг в экономику страны.

Опыт зарубежных стран показывает, что по объему капитализации бесспорными лидерами являются страховые компании. Там по отношению к банкам они стали партнерами, а не «младшими братьями». Поэтому, представляется, было бы полезным для всей экономики Казахстана развивать отечественный рынок страхования в направлении транспарентности и независимости от «родительской» опеки.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики