Планируя будущее

Индийское правительство поставило перед своей автомобильной индустрией амбициозные цели: к 2016 году увеличить долю отрасли в национальном ВВП с нынешних 4,4 до 10%

Планируя будущее

Особое внимание предполагается уделить экспорту небольших легковых автомобилей, внедорожников, мотоциклов, мотороллеров и мопедов, а также запасных частей. Основные шаги, которые планируется предпринять на этом пути, были изложены в специальном документе – «Десятилетний план-миссия по превращению индийской автомобильной индустрии в центр глобального автомобилестроения».

Среди основных целей также обеспечение привлекательности индийского рынка для иностранных автопроизводителей, наряду с дальнейшим повышением конкурентоспособности индийских компаний. Кроме того, посредством официально озвученного плана правительство Индии надеется обеспечить всех хозяйствующих субъектов этой отрасли равными условиями для ведения бизнеса и показать, как будет развиваться национальная автопромышленность следующие 10 лет. Как предполагается, это поможет предпринимателям, как местным, так и иностранным, принимать более взвешенные инвестиционные решения.

Что сделано

Автомобилестроение является сегодня одним из наиболее динамичных секторов глобальной экономики. В 2006 году в мире было произведено свыше 75 млн единиц пассажирского и коммерческого автотранспорта. В течение последней декады число ежегодно производимых автомобилей увеличилось более чем на 10 млн, и большая часть этих миллионов роста приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион (без учета Японии). Лидером среди азиатских стран с формирующимися рынками стал Китай, где количество ежегодно производимой автотехники увеличилось, по сравнению с 1997 годом, в три раза – до 4,6 млн в 2005-м. Индия, за аналогичный период удвоившая продуктивность своих автостроителей с 800 тыс. до 1,6 млн, – на втором.

Список продукции, производимой сегодня индийским автопромом, широк – от мопедов до джипов и тракторов. В нем занято около 12% трудовых ресурсов, работающих в промышленном производстве в целом. Темпы роста отрасли за последние пять лет составляли 16% ежегодно. Индийские автомобили начинают понемногу завоевывать и свою долю на международном рынке – в первую очередь легковые автомобили, а также двух- и трехколесные автосредства. В 2003–2004 годах сумма автоэкспорта превысила 1 млрд долларов, а уже через два года достигла 2,3 млрд.

Наиболее динамичным сегментом индийской автоиндустрии является производство комплектующих и запасных частей. В период с 1995 по 1998 год ежегодные темпы его роста составляли почти 30%. Затем произошло некоторое замедление, но все равно расширение остается в пределах двухзначной цифры – в 2006 году оно составило 15%. В нем работает около 500 крупных и более чем 10 тыс. мелких компаний. Индийские производители автомобильных запчастей сегодня самостоятельно производят все комплектующие к таким стопроцентно индийским автомобилям, как Tata Indica, Tata Indigo, Mahindra Scorpio, Bajaj Pulsar.

Над чем работать

Разработчики 10-летнего плана отмечают три главные проблемы, от успешного решения которых зависит будущее индийского автопрома. Во-первых, обеспечение стремительно возрастающих потребностей в средствах передвижения населения страны и его хозяйства. Сегодня Индия имеет один из самых низких среди стран с формирующейся экономикой показатель обеспеченности населения автотехникой: 7 единиц на одну тысячу человек. Если в 2004 году местный рынок легковых автомобилей составлял 1 млн автомобилей, то к 2015 году он легко преодолеет планку в 3 млн.

Во-вторых, необходимость инноваций. Конкурентоспособность индийских автостроителей как на внутреннем рынке, так и в международной системе разделения труда будет зависеть от их способности к обновлению и поиску новых решений. Вместе с тем индийские аналитики уверены, что основным фактором, определяющим высокую степень конкурентоспособности, является производительность труда. Увеличивая ее, Индия делает себя более привлекательной для иностранных производителей.

В-третьих, увеличение доли индийских производителей в глобальном рынке комплектующих и запчастей. Сегодня объем этого рынка оценивается в 1,2 трлн долларов, а к 2015 году он увеличится до 1,7. Хотя доля Индии на этом рынке относительно мала (1,8 млрд долларов), правительство надеется через 10 лет довести ее до 20–25 млрд, что увеличит присутствие страны на рынке с 0,9 до 2,5%. Одним из главных результатов такой экспансии станет увеличение рабочих мест в этом сегменте автопромышленности на 2,5 млн. Кроме того, предполагается, что это вызовет приток инвестиций примерно в пять раз (до 15 млрд долларов).

Таким образом, через претворение в жизнь своего 10-летнего плана для автомобильной индустрии Индия надеется получить более значимые результаты, а именно: создать новые рабочие места, увеличить производительность промышленного производства, а также опосредованно – через механизацию фермерского труда и улучшение условий транспортировки – производительность сельского хозяйства. Его реализация поможет, с одной стороны, обеспечить потребителя наилучшей продукцией за наименьшую цену, а с другой – развивать и ассимилировать в индийском автопроме новейшие технологии и готовить высококвалифицированные местные кадры.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики