Не ТУРпродукт

Казахстан может стать привлекательной для туристов страной лишь в том случае, если появятся интересные туристические продукты, развитая инфраструктура и узнаваемость республики в мире

Не ТУРпродукт

По данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), в прошлом году Казахстан посетили 5,2 млн туристов, тогда как в 2005 году этот показатель составлял 4,3 млн. Причем наиболее распространенным видом въездного туризма является деловой туризм, на него приходится 82–84% от общего турпотока, остальные 16–18% – на экологический и спортивный. Хотя имеющийся у страны потенциал позволяет сделать ставку на развитие именно этих направлений.

Есть «активы», нет активности

Основной рост въездного туризма, по словам Казбека Валиева, руководителя туристической компании «МАЛ Хан-Тенгри», пришелся на 1999–2001 годы. В последние же годы «в отношении активного туризма, и в том числе экологического, роста не наблюдается». Несмотря на то что увеличилось число зарубежных агентств, предлагающих туры в нашу страну, количество собственно туристов осталось на прежнем уровне. «Это следствие того, что за рубежом недостаточно информации для въезжающих туристов». Хотя Казахстан на мировом рынке позиционируется именно как страна дикого туризма, это не приносит никаких плодов. Почему? Вероятнее всего потому, что даже та небольшая толика странового казахстанского пиара, имеющего место на международном рынке, направлена не на ту категорию потребителей, которым действительно интересен подобный вид туризма.

По словам директора КТА Рашиды Шайкеновой, Министерство туризма и спорта «начало системно, целенаправленно продвигаться в эту сторону». Планируется, что в 2007–2011 годах из республиканского бюджета будет выделено более 59,3 млрд тенге на реализацию государственной программы развития отрасли, в том числе и на создание имиджа страны за границей. Уже разработана программа по продвижению туристического потенциала страны. «Она предусматривает участие в международных туристских форумах, проведение выставок, ярмарок, размещение и трансляцию рекламных видеороликов на ведущих телеканалах мира, а также проведение инфотуров для представителей зарубежных СМИ и выпуск рекламно-информационной продукции», – говорится в пресс-релизе Министерства туризма и спорта.

[inc pk='2137' service='media']

Какими же визитными карточками, помимо гор, лошадей, верблюдов и юрт, располагает Казахстан? Байконуром? Но о развитии космического туризма заговорили не так давно, потому попасть на космодром крайне сложно.

Имея огромный туристический потенциал, наша страна является не импортером, а стабильным экспортером капитала

На первый взгляд стране, занимающей 9-е место в мире по площади, где расположено несколько климатических зон и т.д., есть что показать. Но в реальности дело обстоит иначе. Невзирая на огромное количество природных «активов», в Казахстане нет основного – инфраструктуры, в том числе и туристической. Государство не спешит вкладывать средства в ее развитие. Частные инвесторы тоже пока опасаются инвестировать в создание инфраструктуры, так как это достаточно капиталоемкие проекты, срок окупаемости которых, по нашим меркам, долог.

Между тем государство предпринимает попытки развить туристическую отрасль. Причем у Министерства туризма и спорта весьма амбициозные планы – превратить страну в центр туризма Центрально-Азиатского региона уже к 2011 году и в один из крупнейших центров международного горнолыжного туризма. «Министерством приглашены международные эксперты по исследованию гор для строительства 10 – 15 горнолыжных баз, – заявил недавно министр туризма и спорта Темирхан Досмухамбетов. – Мы должны всячески стимулировать инвесторов по строительству этих баз в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях». Сейчас рассматривается возможность строительства 5 горнолыжных баз в Алматинской области (Чимбулак, Алматау, Табаган, ЦСКА) и двух в Восточно-Казахстанской (Изумрудный Алтай, Алтайские Альпы).

[inc pk='2138' service='media']

Правда, если учесть, что туристическая отрасль чуть ли не с самого первого дня обретения Казахстаном независимости была одной из приоритетных и правительство неоднократно заявляло о необходимости развития туриндустрии, попытки эти весьма несущественны. Конечно, туристическая отрасль развивается, и цифры тому свидетельство: в 2005-м, по данным КТА, доходы компаний туриндустрии составили 30,5 млрд тенге, а в 2006-м – уже 35 млрд, налоговые поступления – 6,5 и 7 млрд тенге соответственно. Для сравнения, доходы туриндустрии соседней Киргизии в прошлом году составили более 230 млн долларов (в Казахстане – более 290), т.е. разница совсем невелика, особенно если учесть, что у нашего соседа основным туристическим «активом» является озеро Иссык-Куль, являющееся излюбленным местом отдыха казахстанцев. И в нынешнем году, по мнению г-жи Шайкеновой, Иссык-Куль будет более популярен среди граждан Казахстана, нежели турецкие морские курорты. В то же время в 2007 году рост объемов выездного туризма (по всем направлениям) составит порядка 40%. То есть получается, что, имея огромный туристический потенциал, наша страна является не импортером, а стабильным экспортером капитала.

В той же Киргизии достаточно активно, даже активнее, нежели в Казахстане, развивается альпинистский туризм. «Мы все говорим, что у нас огромная страна, замечательная природа, но составить программу активного отдыха на две недели по Казахстану очень трудно. У нас нет в окружении продукта, который можно было бы продать, – считает г-н Валиев. – В коммерческом плане мы заинтересованы в том, чтобы расширить наши программы за счет увеличения мест посещений. Зачастую красивые места, горные районы находятся вблизи границы с Китаем и Киргизией, там действуют все законы об охране госграницы, работать там практически невозможно». Однако буквально две недели назад было принято постановление «О взаимном признании виз для туристов, приехавших в Казахстан и в Киргизию». «Теперь стало возможным предлагать клиентам две страны», – говорит директор «МАЛ Хан-Тенгри».

Министерские предложения

Недавно министр туризма и спорта предложил сделать въезд в Казахстан для граждан экономически развитых стран вообще безвизовым. «Если мы хотим реально увеличить поток туристов в республику, необходимо в кратчайшие сроки принять кардинальные меры по вопросам безвизового въезда граждан из экономически развитых стран, к примеру Японии, США, Германии, Англии, – уверен г-н Дос-мухамбетов. – Для упрощения визовой процедуры наши конкуренты, например Украина, Грузия, Россия, Киргизия, уже перешли на режим безвизового въезда для граждан из таких стран». По мнению министра, «визовая политика страны для привлечения туристских потоков имеет очень большое значение». Сейчас в нашей стране «утвержден список 54 стран, в отношении граждан которых упрощены визовые процедуры, однако эта система действует в отношении туристов только 28 стран».

[inc pk='2139' service='media']

Кроме того, министр заявил и о необходимости внесений изменений в систему налогообложения на все виды услуг туристической индустрии. К примеру, г-н Досмухамбетов уточнил, что «введение системы снижения налога прямо пропорционально предоставляемой скидке на услуги». «Скидка на 10% на проживание соответственна 10% снижения налога. Предлагаемая система позволит повысить заинтересованность всех участников туристического рынка».

Высокая стоимость услуг, которая зачастую не соответствует качеству, – одна из основных проблем туриндустрии нашей страны. В частности, это касается гостиничной сферы, где, по словам директора КТА, наблюдается «некоторый перекос», особенно в двух столицах – южной и северной, в сторону увеличения числа отелей высокого класса. «Это не совсем отвечает интересам туристской отрасли Казахстана. Мы позиционируем Казахстан как новое туристское направление, а значит, нам нужны гостиницы уровня «три звезды» европейского класса, а может быть, и ниже: с хорошим качеством услуг, но с разумной ценовой политикой. Потому что основная проблема, которую нам озвучивают наши иностранные туристы, – это высокая стоимость гостиничных услуг в Казахстане», – говорит Рашида Шайкенова.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики