I практическая конференция «Годовые отчеты: опыт лидеров и новые стандарты»

I практическая конференция «Годовые отчеты: опыт лидеров и новые стандарты»

11 декабря 2012 года в Алматы рейтинговое агентство «Эксперт РА Казахстан» и журнал «Эксперт Казахстан» провели I практическую конференцию «Годовые отчеты: опыт лидеров и новые стандарты».

В условиях глобальной макроэкономической нестабильности повышение качества предоставления информации инвесторам, в том числе и в годовых отчетах, становится важной проблемой. Возрастает роль годового отчета как средства коммуникации с заинтересованными сторонами, поскольку это основной документ, позволяющий заглянуть «внутрь компании» с целью оценки потенциала роста стоимости бизнеса. В Казахстане также становится все более актуальным вопрос повышения стандартов корпоративной отчетности публичными компаниями, поскольку пока что местный уровень раскрытия информации далек от международных стандартов. В ходе прошедшего мероприятия эксперты могли обсудить современные тенденции и проблемы в области подготовки годовой отчетности.

Участники дискуссии представили разные точки зрения на то, какова роль годового отчета в коммуникации с заинтересованными сторонами и в первую очередь с инвесторами.

Ельдар Абдразаков, председатель совета директоров АО «Сентрас Капитал», отметил, что годовые отчеты появились в Казахстане в начале девяностых годов как маркетинговый инструмент; сегодня они выполняют в большей степени ту же роль и, соответственно, имеют малую ценность для инвесторов. «Аналитическая база в Казахстане очень ограничена, и это не дает возможности развиваться нашим отчетам быстрее. Никто не относится к годовым отчетам как к инструменту, который раскрывает больше информации, — говорит Ельдар Абдразаков.

Вместе с тем снижение ценности годовых отчетов казахстанских компаний связано с их недостатками и недоработками, которые, в свою очередь, вызваны отсутствием критериев подготовки подобных документов. Однако уже в обозримой перспективе появятся требования со стороны Казахстанской фондовой биржи.

Андрей Цалюк, вице-президент АО «Казахстанская фондовая биржа», рассказал, что сейчас не требуется наличие годового отчета у казахстанских листинговых компаний, в то время как на многих мировых биржах предоставление годового отчета является обязательным. KASE в этом году провела исследование требований к информационному наполнению годовых отчетов эмитентов в разных странах. «Резюме проведенного исследования такое: годовой отчет является наиболее важным документом, который предоставляется инвесторам, поскольку в нем представлена сбалансированная картина деятельности компании, где отражаются не только успехи и неудачи компании, но и методы, которыми компания работает с этими успехами и неудачами», — отметил Андрей Цалюк. В связи с этим биржа разработала проект дополнений в листинговые правила, в которых предусмотрены требования к годовым отчетам компаний, а подготовка годовых отчетов в обозримой перспективе может стать обязательной.

Участники конференции рассмотрели и практические аспекты подготовки годовых отчетов. В частности, свой кейс подготовки годового отчета представила страховая компания «Коммеск-Омiр», которая второй год подряд является одним из лидеров подготовки годовых отчетов в Казахстане. Это также интересный пример брендового отчета: компания решила делать документ именно с ориентацией на клиентов. «Важно понимать, кому и для каких целей нужен годовой отчет. Акционерам он нужен, чтобы понять, что происходит в компании, и принять управленческие решения. Инвесторам не интересно, что сейчас происходит в компании, поскольку это уже заложено в цену на бирже. Инвесторам интересно, что будет послезавтра. Клиенты хотят знать, что будет завтра и что было сегодня. Это не значит, что отчеты должны делиться, но нужно правильно ставить акценты», — говорит Дмитрий Жеребятьев, председатель правления АО «СК “Коммеск-Омiр”».

Андрей Кожевников, генеральный директор B2B дизайн-бюро «Зебра», отметил, что в основе хорошего годового отчета лежит пять параметров: сдать вовремя, уместиться в бюджет, доказать эффективность, получить признание, «при создании этого отчета никто не пострадал». «В плане эффективности надо понять, как повлиял ваш отчет на мнение аудитории. Это достигается анализом посещаемости интерактивных версий, скачиванием IPad-версий и замером обратной связи: отзывы целевых получателей, анкетирование, информация, полученная в ходе диалогов с заинтересованными сторонами, и любые другие каналы обратной связи, которые вы используете в общении с получателями годового отчета», — объясняет Андрей Кожевников.

Стандарты годовых отчетов не стоят на месте. Актуальной тенденцией в мировой практике является создание отчетов об устойчивом развитии и интегрированных отчетов, что является новым качественным скачком развития. «Интегрированная отчетность сводит воедино все существенные данные о стратегии организации, корпоративном управлении, показателях ее деятельности и перспективах — таким образом, чтобы они отражали ее экономическое, социальное и экологическое окружение», — говорит Асель Хаирова, руководитель офиса KPMG в Астане. Она отмечает, что интегрированная отчетность уходит на шаг вперед от тех отчетов, которые готовятся сегодня.

Создание годовых отчетов нового формата является сегодняшними реалиями, а не далекой перспективой, и казахстанским компаниям также пришло время двигаться в этом направлении.

«Эксперт РА Казахстан»