Защищенность от угроз

Редакционная статья

Защищенность от угроз

Было бы наивно ожидать, что президент поделится властью со своими политическими оппонентами. Слова Нурсултана Назарбаева о том, что сильная власть и демократия – это не антиподы, недвусмысленно на это указывают.

Да, у оппозиции есть возможность войти в парламент. Но только через процесс конкурентной борьбы политических партий в ходе выборов в мажилис, которые, похоже, не за горами. Но здесь ей придется столкнуться не с партией власти, как бывало раньше, а с партией президента. И дело даже не в численности «Нур Отана». Социологические исследования прошлых лет показали, что уровень доверия к «Отану» в обществе был намного ниже, чем уровень доверия президенту. Теперь «Нур Отан» завершил свою трансформацию из партии власти в президентскую партию. На это прямо указывает исчезновение из Конституции второго пункта статьи 43: «На период осуществления своих полномочий президент республики приостанавливает свою деятельность в политической партии». Скорее всего, даже и в этой ситуации рейтинг партии, возглавляемой президентом, будет ниже, чем у самого Назарбаева, но, по крайней мере, сопоставим с ним.

Пропорциональная избирательная система позволит обеспечить президенту контроль над мажилисом и в этом смысле защитит его от угрозы парламентских кризисов, импичмента и тому подобных неприятностей. При правильном ее использовании она способна также избавить – уже не только президента, а страну в целом – от вырождения политической элиты в конгломерат групп влияния, где национальные интересы полностью вытеснены корпоративными.

Та скорость, с которой были приняты поправки в Конституцию (причем сделано это было по просьбе президента), еще раз подтвердила, что Нурсултан Назарбаев не рассматривает парламент как институт представительной власти. Для него он – власть законодательная, и его задача – не обсуждать законы, а принимать их.

Концентрация власти упрощает процесс принятия решений и экономит время, необходимое на согласование интересов, поиск компромисса, выработку приемлемых формулировок и т.п. В свое время ряд важных законов был принят вообще в отсутствие парламента, в форме президентских указов.

Минусы такой модели управления в том, что политический процесс принимает почти исключительно внеинституциональные формы, то есть столкновение интересов различных социальных групп выливается в борьбу за доступ к уху президента. И это еще в лучшем случае. При отсутствии независимых и объективных судов, а также политических институтов, которые служили бы как средством, так и объектом политической борьбы, конфликт интересов может разрешаться и в форме криминальных разборок.

Политические партии превращаются в некий санаторий, пансионат для государственных служащих. Почти все наши партии, независимо от принадлежности к той или иной части политического спектра, возглавляются бывшими чиновниками. Государственные структуры всегда исправно делегировали своих представителей и в провластные, и в оппозиционные партии. До сих пор ни один человек не сделал партийной карьеры, даже в рамках «партии власти». Управленческая элита подменяет собой элиту политическую. Она проходит через сито Агентства по делам госслужбы, а не выборов. Она привыкла к подотчетности, но не перед избирателями, а перед начальством.

Таким образом, не идеологические установки, убеждения и ценности привносятся в практику госуправления, а опыт административной работы, предполагающий лояльность вышестоящему начальству и исполнительность, проецируется на политическую сферу, прежде всего на партийную жизнь.

Расширение полномочий парламента и повышение роли политических партий повышают привлекательность партийной карьеры. Следовательно, способствуют формированию новой элиты – не в поколенческом смысле, а в качественном, воспитанной на подотчетности избирателям, то есть обществу. Элиты, способной и осознавать, и выражать национальные, а не групповые интересы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики