Защищенность от угроз

Редакционная статья

Защищенность от угроз

Было бы наивно ожидать, что президент поделится властью со своими политическими оппонентами. Слова Нурсултана Назарбаева о том, что сильная власть и демократия – это не антиподы, недвусмысленно на это указывают.

Да, у оппозиции есть возможность войти в парламент. Но только через процесс конкурентной борьбы политических партий в ходе выборов в мажилис, которые, похоже, не за горами. Но здесь ей придется столкнуться не с партией власти, как бывало раньше, а с партией президента. И дело даже не в численности «Нур Отана». Социологические исследования прошлых лет показали, что уровень доверия к «Отану» в обществе был намного ниже, чем уровень доверия президенту. Теперь «Нур Отан» завершил свою трансформацию из партии власти в президентскую партию. На это прямо указывает исчезновение из Конституции второго пункта статьи 43: «На период осуществления своих полномочий президент республики приостанавливает свою деятельность в политической партии». Скорее всего, даже и в этой ситуации рейтинг партии, возглавляемой президентом, будет ниже, чем у самого Назарбаева, но, по крайней мере, сопоставим с ним.

Пропорциональная избирательная система позволит обеспечить президенту контроль над мажилисом и в этом смысле защитит его от угрозы парламентских кризисов, импичмента и тому подобных неприятностей. При правильном ее использовании она способна также избавить – уже не только президента, а страну в целом – от вырождения политической элиты в конгломерат групп влияния, где национальные интересы полностью вытеснены корпоративными.

Та скорость, с которой были приняты поправки в Конституцию (причем сделано это было по просьбе президента), еще раз подтвердила, что Нурсултан Назарбаев не рассматривает парламент как институт представительной власти. Для него он – власть законодательная, и его задача – не обсуждать законы, а принимать их.

Концентрация власти упрощает процесс принятия решений и экономит время, необходимое на согласование интересов, поиск компромисса, выработку приемлемых формулировок и т.п. В свое время ряд важных законов был принят вообще в отсутствие парламента, в форме президентских указов.

Минусы такой модели управления в том, что политический процесс принимает почти исключительно внеинституциональные формы, то есть столкновение интересов различных социальных групп выливается в борьбу за доступ к уху президента. И это еще в лучшем случае. При отсутствии независимых и объективных судов, а также политических институтов, которые служили бы как средством, так и объектом политической борьбы, конфликт интересов может разрешаться и в форме криминальных разборок.

Политические партии превращаются в некий санаторий, пансионат для государственных служащих. Почти все наши партии, независимо от принадлежности к той или иной части политического спектра, возглавляются бывшими чиновниками. Государственные структуры всегда исправно делегировали своих представителей и в провластные, и в оппозиционные партии. До сих пор ни один человек не сделал партийной карьеры, даже в рамках «партии власти». Управленческая элита подменяет собой элиту политическую. Она проходит через сито Агентства по делам госслужбы, а не выборов. Она привыкла к подотчетности, но не перед избирателями, а перед начальством.

Таким образом, не идеологические установки, убеждения и ценности привносятся в практику госуправления, а опыт административной работы, предполагающий лояльность вышестоящему начальству и исполнительность, проецируется на политическую сферу, прежде всего на партийную жизнь.

Расширение полномочий парламента и повышение роли политических партий повышают привлекательность партийной карьеры. Следовательно, способствуют формированию новой элиты – не в поколенческом смысле, а в качественном, воспитанной на подотчетности избирателям, то есть обществу. Элиты, способной и осознавать, и выражать национальные, а не групповые интересы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее