Витамины для роста

Резкий рост отечественного фармацевтического производства будет возможным при условии отмены пошлин и НДС на ввозимое сырье и оборудование. Дополнительным фактором усиления казахстанских предприятий послужит размещение среди них госзаказа на стратегически важные лекарственные средства

Витамины для роста

По мнению производителей, эти меры в ближайшие годы позволят отечественным компаниям завоевать треть национального фармацевтического рынка. При этом усиление позиций будет происходить не только за счет государственных дотаций, но и благодаря активизации казахстанских производителей в розничном сегменте.

Подобные прогнозы, учитывая нынешнюю ситуацию в отрасли, выглядят достаточно оптимистичными. Дело в том, что сегодня импортные лекарственные препараты занимают около 90% национального фармацевтического рынка. Отечественным предприятиям приходится довольствоваться всего лишь одной десятой его частью. Дабы увеличить свое присутствие на нем, они вынуждены прибегнуть к своему главному козырю – ресурсам государства. По прогнозам, к 2011 году доля государственных заказов на фармацевтическом рынке составит около 45%.

Индикатор роста доходов населения

Объем фармацевтического рынка Казахстана в 2006 году, по различным данным, составил 600–700 млн долларов в потребительских ценах. Ежегодный его рост колеблется на уровне 15–20%, что в 1,5–2 раза превышает рост ВВП. Прогнозируется, что в 2007 году рынок будет расти еще более быстрыми темпами и к концу года достигнет объема в 1 млрд долларов.

Директор Центра маркетинговых исследований (ЦМИ) «Фармэксперт Казахстан» Багила Сулеева отмечает: «Наибольший темп прироста фармацевтического рынка в прошлом году зафиксирован в коммерческом сегменте (17,6%). В натуральных показателях рынок сокращается, что свидетельствует о явном смещении потребительского спроса в сторону более эффективных и дорогих лекарственных препаратов».

По мнению председателя комитета фармации Министерства здравоохранения РК Батырбека Машкеева, «увеличение объемов потребления происходит не за счет роста заболеваемости, а благодаря тому, что у населения растут доходы, соответственно, оно больше заботится о своем здоровье, профилактике заболеваний».

«Ежегодный рост рынка главным образом связан с двумя факторами – это увеличение доходов граждан, которое отражается в повышении покупательской способности населения, и рост ВВП, ведущий к усилению финансирования со стороны государства», – рассказывает директор казахстанского представительства маркетинговой компании в области фармацевтики RMBC Жибек Керимбаева. В настоящее время среднее потребление лекарственных средств на душу населения составляет 40–50 долларов. По сравнению со странами СНГ у нас один из самых высоких показателей потребления, но до стран Европейского союза и США нам еще далеко.

Существенное влияние на величину потребления лекарственных средств на душу населения оказывает и проводимая государственная политика в сфере здравоохранения. В Казахстане в течение 2006 года активно осуществлялась «Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005–2010 годы», направленная на улучшение здоровья населения путем повышения качества и доступности услуг здравоохранения. По словам г-жи Керимбаевой, «благодаря этой программе объем государственных дотаций ежегодно стабильно возрастает. Увеличилось финансирование лечебно-профилактических учреждений. Больницы приобрели возможность самостоятельного закупа лекарственных средств и товаров сопутствующего ассортимента. Расширился список категорий граждан, имеющих право на помощь в лекарственном обеспечении».

«Еще одним фактором, влияющим на величину потребления лекарственных средств на душу населения, является качественный переход рынка на более дорогие лекарственные препараты из стран дальнего зарубежья. Например, если в 90-х годах их доля из стран СНГ составляла 60% в денежном выражении, то сейчас на фармацевтическую продукцию из этих государств приходится не более 15% рынка», – рассказывает генеральный директор АО «ХимФарм» (торговая марка SANTO) Сыздык Баймуканов.

Из тридевятого царства

В Казахстане самое слабое производство лекарственных средств по сравнению с другими ведущими странами СНГ. В России, Украине и Беларуси производителей много больше, их доли на местных рынках выше. Казахстан и другие ведущие страны СНГ имеют очень схожие тенденции развития: рост объема рынка, потребления лекарств на душу населения, средняя стоимость потребляемой упаковки за счет сдвигов в структуре потребления и отказ от наиболее дешевой продукции (до 1–2 долларов). Особенностью Казахстана является высокая доля частных аптек, в остальных странах процесс приватизации идет намного медленнее. Кроме того, в нашей стране имеет место большое количество аптечных сетей, рыночная доля которых составляет 35–40%. Средняя аптечная маржа – 20%.

Фармацевтический рынок Казахстана растет в основном за счет увеличения продаж импортных лекарственных средств. По данным RMBC, в 2006 году объем продаж ввезенных лекарственных препаратов составил около полмиллиарда долларов. Ежегодный рост импорта – 30%. Увеличение объемов продаж импортной продукции связано с повышением стоимости ввозимых лекарственных средств.

Крупными импортерами на казахстанском рынке являются такие компании, как «Никомед», «Санофи-Авентис», «Глаксо Смит Кляйн», «Новартис», «Сандоз-Лек», «Берлин Хеми», «Гедеон Рихтер», «Шеринг АГ» и др. Несмотря на то что наш рынок ориентирован на дженерики, верхние строчки рейтинга занимают корпорации, производящие инновационные лекарственные средства.

При этом в страну главным образом ввозятся дженерические препараты (70%). На долю оригинальных лекарств приходится лишь 30%. «Подобное соотношение характерно для стран СНГ и других развивающихся государств – когда ввиду дефицита государственных бюджетов и невысоких доходов потребление дорогостоящих оригинальных и инновационных препаратов ограничено. Но в Казахстане эта ситуация начинает меняться в пользу оригинальных фармацевтических продуктов. В перспективе в ближайшие пять лет можно ожидать увеличения доли оригинальных и инновационных лекарственных средств до 40%», – отмечает Жибек Керимбаева.

Основными лидерами продаж на казахстанском рынке являются антибактериальные системные препараты, инфузионные растворы, анальгетики, витамины, гематологические препараты.

Если рассматривать ценовое потребление лекарственных средств, то можно отметить, что наибольшее распространение получили фармацевтические препараты стоимостью ниже 10 долларов (71%) и свыше 20 долларов – 19%. На долю лекарств, чья цена колеблется от 10 до 20 долларов, приходится 10% продаж.

По информации ЦМИ «Фармэксперт Казахстан», структурные показатели рынка свидетельствуют о различных рыночных тенденциях. Так, постепенно увеличивается доля безрецептурных лекарственных средств за счет уменьшения рецептурных. Это увеличение связано с ростом доходов населения, которое может приобретать помимо жизненно важных лекарственных средств препараты вторичного выбора – для поддержания иммунитета, витамины и прочие.

Расти и расти

Сегодня отечественное производство находится на переходном этапе своего развития, происходит реорганизация мощностей, привлекаются инвестиции, расширяется ассортимент. Количество отечественных производителей – около 50. На казахстанском рынке работает более 120 дистрибьюторов, из них около 15 на национальном уровне, остальные – региональные оптовики. Зарубежных производителей (с представительством или без) насчитывается около 400. Количество аптек – около 7 тыс., большинство из них (более 90%) являются частными.

Стоит отметить, что около 70% всего отечественного производства (в денежном выражении) занимает продукция АО «Химфарм» с торговой маркой Santo. Среди других казахстанских предприятий можно отметить «Ромат», «Глобал Фарм», алматинскую фармацевтическую фабрику «Нобель». Большинство производителей, за исключением «Химфарм», работают на госпитальном рынке. Правда, они присутствуют и в сегменте розничных продаж, развивая свои брендированные препараты.

По данным Агентства маркетинговых исследований (АМИ) Vi-ORTiS, казахстанские предприятия выпускают лекарственные препараты в объеме 439 торговых наименований. В 2006 году в аптеках Казахстана реализовано 72 млн упаковок отечественных лекарственных средств, рост составил 12%. Средняя розничная цена казахстанских препаратов в 2005 году – 0,4 доллара за упаковку, в 2006-м – 0,5 доллара. Для сравнения, средняя розничная цена импортированных лекарств в аптеках в прошлом году – 8,8 доллара за упаковку. Это связано с себестоимостью препарата, затратами на клинические исследования, издержками на пути прохождения логистической цепочки, а также маркетинговой поддержкой каждого конкретного лекарственного средства.

«Раньше при проведении государственных тендеров предпочтение отдавалось отечественным производителям, когда планирование бюджета позволяло закупать недорогие фармацевтические препараты казахстанского производства в наибольшем объеме. Сегодня, когда клиническая фармакология пришла к выводу о нерациональной экономичности бюджета за счет приобретения недорогих и не столь эффективных в сравнении с дорогостоящими аналогами лекарственных средств и, как следствие, перерасходе бюджета, предпочтение отдается дорогостоящим лекарствам, зачастую оригинальным препаратам. Это мнение совпадает с мнением многих клинических фармакологов медучреждений республики. Эти специалисты занимаются составлением лекарственных формуляров, в которые входят лекарственные средства, изученные с точки зрения рациональной фармакотерапии и экономической эффективности», – отмечает ведущий аналитик АМИ Vi-ORTiS Гульжахан Нурсапинова.

Внутренний тонус

Иностранные компании не развивают производство лекарственных препаратов в республике по причине сравнительно небольшого объема казахстанского рынка. По словам генерального директора Агентства маркетинговых исследований Vi-ORTiS Наили Чередниченко, «не секрет, что налаживание производства от ведущих мировых производителей в развивающихся странах – вопрос макроэкономический. В мире широко популярна традиция освоения экономических зон по принципу наименьших издержек. Рассматривать малоизученный в плане бизнеса наш регион подробно не станет ни один крупный производитель, достаточно выбрать регион с наименьшими издержками в части логистики и рабочей силы. Привлекательными в этом отношении территориями являются такие страны, как Китай, Индия, Таиланд и т.п.».

Сложившуюся ситуацию, при которой отечественные производители находятся в аутсайдерах, можно исправить только при помощи государства. Так, одной из главных причин слабого развития казахстанской фармацевтической промышленности является «дискриминационное» законодательство в отношении отечественных производителей.

По словам Сыздыка Баймуканова, «чтобы фармацевтическое производство стало развиваться в Казахстане, необходимо первым делом уравнять в правах отечественных и зарубежных производителей. Сегодня ввозимая в страну фармацевтическая продукция не облагается таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость. Но при этом на импорт сырья, материалов и оборудования для производства существуют высокие пошлины и НДС. Законодательное неравноправие также выражается в том, что импортеры лекарственных препаратов обязаны регистрировать только готовую фармацевтическую продукцию. Мы же обязаны регистрировать не только произведенные лекарственные средства, но и субстанции. Все это ведет к увеличению стоимости производства, потере времени и конкурентоспособности».

Как известно, большая часть необходимого сырья отечественными производителями ввозится из-за рубежа. Ценовая составляющая субстанций в себестоимости производства лекарственных препаратов зависит от вида производимой продукции. Так, если это лекарственные средства, которые не рекламируются, то доля сырья в себестоимости продукции может достигать 90%. Если же это фармацевтический препарат, активно подвергающийся промоушну, этот показатель составляет 50%. При этом крупными производителями субстанции, как правило, закупаются у тех поставщиков, у которых приобретают и западные фармацевтические компании.

В последние годы государство становится ведущим игроком на фармацевтическом рынке Казахстана. По прогнозам экспертов, в 2007 году доля государственных закупок будет в пределах 30% от общего объема рынка, а к 2011-му – уже 45%.

В результате государство сможет прописывать свои правила игры по примеру таких стран, как Южная Корея, Иран, Египет, где большая часть государственных заказов размещается у отечественных производителей.

Сыздык Баймуканов рассказывает: «Учитывая возрастающие расходы на здравоохранение, угрозы эпидемий и т.д., производство фармацевтических препаратов из перечня Основных жизненно важных лекарственных средств (ОЖВЛС) отечественными производителями является базовым элементом национальной безопасности. Ассоциация фармацевтических производителей «Фарммединдустрия Казахстана» разработала и внесла на рассмотрение в парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам фармацевтической и медицинской промышленности». Этот документ был подготовлен с целью привлечения больших инвестиций в фармацевтическое производство. В нем впервые вводится такое понятие, как «стратегически важные лекарственные средства». Это препараты из списка ОЖВЛС, являющиеся необходимыми для обеспечения национальной безопасности. Государственный закуп этих лекарственных препаратов будет осуществляться у отечественных производителей. В результате у них появится возможность укрупнить лот, что скажется на сокращении времени окупаемости вложенных инвестиций».

В итоге государство помимо обеспечения национальной безопасности получит двойную выгоду. Во-первых, сэкономит бюджетные средства. Казахстанские производители за счет укрупнения лота смогут предложить лекарственные препараты на 20% дешевле существующих сегодня закупочных цен. Во-вторых, государство сможет привлечь серьезные инвестиции в фармацевтическую отрасль, которая отличается большим экспортным потенциалом. Вследствие увеличения объемов производства у государства появится дополнительный источник поступления финансовых средств в бюджет страны.

Мировой опыт показывает, что при реализации перечисленных мер у иностранных производителей появляется интерес к размещению своих производств внутри страны. В этом случае на долю отечественного производства придется более 30% фармацевтического рынка Казахстана.

Основными предприятиями, за счет которых государство планирует увеличить объемы отечественного производства, являются «Химфарм», «Глобалфарм» и «Ромат». Министерство здравоохранения РК ведет активные переговоры с ними о возможности расширения отечественного производства. Дополнительно Фондом устойчивого развития «Казына» ведутся переговоры с рядом фармацевтических компаний об условиях покупки их пакетов акций для последующего размещения производства лекарственных препаратов в Казахстане. По прогнозу Батырбека Машкеева, «ожидается, что отечественное производство будет расти. Хотелось бы довести долю отечественного производителя на рынке до 30%, как в развитых странах. Этого показателя можно будет достичь в течение 10 лет, хотя другие страны шли к этому результату в течение 50».

[inc pk='388' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики