Мировой фармацевтический рынок: состояние и тенденции

Несмотря на некоторое снижение темпов роста в этом году, глобальный фармацевтический рынок находится в прекрасном состоянии и на пороге крупных перемен

Мировой фармацевтический рынок: состояние и тенденции

Майкл Левитт, секретарь департамента здраво-охранения и социального обеспечения Соединенных Штатов, страны, которая является сегодня самым крупным фармацевтическим рынком мира, в одном из своих недавних интервью так обрисовал будущее здравоохранения в целом: «Следующие 10 лет станут для отрасли переходными. Медицина будет трансформирована из интуитивного искусства толкования симптомов в науку, где лечение будет строиться в строгом соответствии с особенностями каждого конкретного пациента. Следующие поколения будут говорить о начале XXI века как о времени, когда лечение стало превентивным и персонализированным, а его результаты – предсказуемыми и гарантированными».

В прошлом году темпы роста мирового рынка лекарств и медикаментов, по оценкам аналитиков IMS Health, составили 7%. Это примерно на один процент ниже показателей 2005 года. Объем продаж лекарственных средств во всем мире в 2006 году составил 643 млрд долларов. В этом году общий объем продаж предположительно достигнет 665 – 685 млрд долларов.

Смещение географического баланса

Тремя главными фармацевтическими регионами планеты по-прежнему остаются США, Европа и Япония, на них приходится около 80% всего рынка лекарственных препаратов. Между тем основной географической тенденцией современного фармрынка является «дрейф» его баланса из США в страны с формирующейся экономикой, где ВВП на душу населения не превышает 20 тыс. долларов, такие как Китай, Индия, Бразилия и Турция. На них сегодня приходится 17% мирового фармацевтического рынка. Круг населения, охваченного системой местного здравоохранения, постоянно расширяется, тем самым повышается спрос на лекарственные препараты в целом и на медикаменты, предназначенные для лечения хронических заболеваний, традиционно ассоциируемых с западным образом жизни: сердечно-сосудистые, диабет, онкологические.

Доминирующими на местных рынках являются производимые своими силами воспроизведенные медицинские препараты. Темпы роста фармрынка в этих странах в 2006 году составили 11,4%; объем продаж – 83 млрд долларов, или 27% от общемирового значения. В этом году, по оценке корпоративного директора IMS Health Дианы Конми, их доля в общемировом объеме продаж возрастет до 30%, а темпы роста будут лежать в пределах 10–12%.

Так, Индия сегодня является одним из крупнейших в мире производителей непатентованных (дженериков) препаратов, занимая 4-е место в мире по объему производимой продукции. Сегодня на эту страну приходится около 70% мирового производства активных фармацевтических ингредиентов. За последние 6 лет в 9 раз – с 5 до 45% – выросла доля индийских медикаментов, одобряемых к использованию в США. Двумя главными направлениями, по которым идет развитие индийского фармбизнеса, являются выпуск готовых лекарственных форм и активная экспансия на развивающиеся рынки, в первую очередь Китая и России.

Абсолютным рекордсменом скоро станет Китай, темпы роста фармрынка в котором в этом году могут перевалить за 15%, а его размер достигнуть 16 млрд долларов. Страна считается своеобразным питомником современных медицинских технологий и, в первую очередь, биотехнологий. Эта область научных исследований пользуется поддержкой китайского правительства, включающей в себя налоговые льготы и увеличение государственного финансирования. Вместе с тем биотехнологические медицинские препараты, производимые в Китае, в массе своей являются дженериками, например, интерферон, инсулин, гормон роста.

Несмотря на некоторое смещение акцентов, фармацевтический рынок США по-прежнему остается крупнейшим в мире, превысив в 2006 году 274 млрд долларов. Темпы его годового роста составили 8,1%. На динамику рынка оказал положительное действие вступивший в силу с 1 января 2006 года The Medicare Prescription Drug, Improvement, and Modernization Act of 2003, или, как его еще называют, Medicare Part D, благодаря которому дополнительно 43 млн человек смогли частично компенсировать свои расходы на медицину. Доля этой схемы в общей структуре темпов роста составляет от 1 до 2%. Доля США в глобальном фармацевтическом рынке в этом году составит 36%, тогда как пять лет назад эта величина составляла 54%.

По прогнозам экспертов IMS Health, в 2007 году темпы рыночного роста в США снизятся до 4–5%. Наиболее значительное влияние, помимо уже упоминавшегося Medicare Part D, на него окажет истечение срока действия патентов сразу на несколько ключевых медикаментов. Ожидается, что из-за этого американская фармонкологическая индустрия недополучит в этом году порядка 10 млрд долларов (в прошлом году аналогичные потери составили 19 млрд).

В Европе, хоть в целом и сохраняются двухзначные темпы роста фармацевтического рынка (за счет включения в него восточноевропейских стран), на пяти самых зрелых ее рынках (Франция, Германия, Великобритания – свыше половины всех объемов продаж, плюс Италия и Испания) продолжается замедление темпов. В этом году они составят 3–4% (в 2006-м – 4–5%). Это происходит из-за искусственного сдерживания цен правительствами, взвешенного подхода со стороны населения и оптовых покупателей к соотношению цена/лечебный эффект препарата, а также финансовой выгоды от использования непатентованных лекарств (в глобальном масштабе объем продаж в этой части фармацевтического рынка в 2006 году составил свыше 50 млрд долларов; темпы роста достигли 12%). Грахам Левис, вице-президент подразделения Глобальной стратегии в IMS, считает, что коммерческий успех фармацевтических компаний на европейском рынке все сильнее зависит от того, насколько убедительны доказательства эффективности поставляемых ими новых препаратов.

Другой крупный глобальный рынок, японский, вырастет в этом году на 5–6%, что значительно выше темпов роста прошлого года, составивших всего 1–2%.

Лекарственные средства: меньше патентов, больше дженериков

Средний срок разработки нового лекарственного препарата, по данным Pharmaceutical Research and Manufacturers of America (PhRMA), составляет 10–15 лет. И если 20 лет назад этот процесс стоил чуть более 300 млн долларов, то сегодня стоимость разработки нового лекарства увеличилась почти в три раза. Разработка биотехнологических препаратов обходится еще дороже и может достигать 1 млрд долларов. При этом, отмечают эксперты PhRMA, только 3 из 10 препаратов, попавшие на рынок, приносят прибыль, большую или равную той сумме, которая была потрачена на их разработку. Вместе с тем каждый доллар, потраченный в США в течение последних 20 лет на здравоохранение, привел к сокращению затрат, связанных с потерей трудоспособности населения страны по причине болезней, почти на 3 доллара.

В 2006 году на рынок поступило 29 новых медицинских препаратов. Примерно такое же количество ожидается и в этом году. Но их доля в общей стоимости глобального фармацевтического рынка будет меньше, чем еще несколько лет назад. Это связано с тем, что большинство новых препаратов нацелено на специализированные рыночные ниши и на узкоспециальные направления лечения, где достижения рубежа продаж в 1 млрд долларов (результат так называемого блокбастера) занимает гораздо больше времени.

Более того, на рынке набирает скорость процесс, который специалисты называют генерической эрозией. Под ней подразумевают истечение срока действия патентов на целый ряд патентованных лекарств-блокбастеров в 2006 и 2007 году и частичное их замещение более дешевыми восстановленными медикаментами. По оценкам PhRMA, средний срок действия патентов в США составляет 11,5 лет. Если в середине 2005 года соотношение непатентованных препаратов к патентованным (по стоимости сегмента) на рынке США составляло 56/46, то к концу прошлого года разрыв увеличился до 58/42.

Как показывает практика продаж, первый непатентованный препарат, проникающий в рыночную нишу патентованного продукта после истечения срока действия патента последнего, стоит в среднем на 20–30% дешевле. По мере того, как нишу заполняют другие непатентованные препараты, цена падает еще ниже. Лечение, в ходе которого врач выписывает только патентованные медикаменты, обходится пациенту в три раза дороже, чем аналогичный курс, но составленный из непатентованных лекарств.

Несмотря на «вымывание патентов», эксперты ISM Health отмечают, что общее количество лекарств-блокбастеров на мировом рынке растет. Как ожидается, в этом году их количество достигнет 112 наименований, что на 18 больше, чем два года назад. При этом особо отмечается рост доли «нишевых» блокбастеров (нацеленных на лечение специфических заболеваний) в общем количестве коммерчески успешных препаратов: если в начале тысячелетия она составляла около 5%, то в прошлом году нишевые препараты составляли уже почти 20%. Потенциальными рекордсменами продаж в 2007 году могут стать Paliperidone (с помощью которого лечат шизофрению), Desvenlafaxine (депрессия) и Vildagliptin (диабет).

Особенно высокие темпы роста наблюдаются на субрынке онкологических препаратов. В прошлом году он составил 20% при объеме продаж в 35 млрд долларов, или 5,7% от всех медицинских препаратов, проданных в глобальном масштабе. Свыше 70% всех онкологических препаратов реализуются в США (45%) и пяти ведущих европейских странах (26%). В текущем году, по прогнозам ISM Health, объем реализации онкопрепаратов может составить 40–45 млрд долларов при росте доли в общемировом количестве продаж до 20%. Специалисты объясняют этот рост увеличением доли пожилых людей в развитых странах, а также улучшением диагностики раковых заболеваний. Среди других терапевтических направлений также выделяется производство гиполипидемических средств, чей рост в прошлом году составил 7,5% (наиболее успешными препаратами в этой группе стали Zetia и Vytorin).

Био – значит живое

Тенденцией, которая окажет наибольшее влияние на развитие фармонкологической индустрии в среднесрочной перспективе, является расширение использования биотехнологических разработок в создании новых лекарственных препаратов. В мире наблюдается стремительный рост числа биотехнологических компаний, фокус исследований которых лежит целиком в области фармакологии. Фармацевтические гиганты либо создают в своих структурах соответствующие подразделения, либо используют схему аутсорсинга, передавая собственно узкоспециальные исследования субподрядчикам.

На стыке традиционной фармакологии и биотехнологии возникает новая отрасль – фармакогеномика, ее целью является создание персонализированных лекарственных препаратов – «наиболее эффективное лекарство для данного пациента в данное время». Персонализация медицины на базе новейших биотехнологических разработок и вместе с ней производство лекарственных препаратов тоже означает отход от блокбастер-бизнес-модели, бывшей до последнего времени универсальной для крупных фармкомпаний. В рамках этой стратегии основная прибыль поступает за счет реализации одного или нескольких популярных и хорошо зарекомендовавших себя лекарственных препаратов.

Субрынок производства биотехнологических медицинских препаратов стабильно растет на протяжении нескольких лет; в прошлом году его темпы роста составили почти 18%, а общий объем продаж достиг 65 млрд долларов. Среди его основных характеристик увеличивающаяся вовлеченность в него стран с развивающимся рынком (особенно Китая и Индии), а также размывание границ между биотехнологическими и традиционно фармакологическими компаниями. Особенно это заметно в крупных компаниях, которые доминируют в этом сегменте фармрынка.

Хотя главные разработки ведутся в наиболее значимых терапевтических областях (онкология, диабет и т.п.), биофармакологические компании постепенно начинают вытеснять традиционных производителей из таких ниш, как борьба с избыточным весом, астмой и аллергией, сердечно-сосудистыми заболеваниями и атеросклерозом, купация внезапных и хронических болей. Эксперты отмечают, что на рынке стали появляться конкурирующие медикаменты с биопрепаратами для некоторых заболеваний, например, для лечения анемии, склероза, ревматоидного артрита. Это должно со временем снизить стоимость биотехнологических продуктов. Сегодня это очень концентрированный рынок, на котором 10 самых продаваемых биомедикаментов приносят свыше 50% всех доходов.

Специалисты предсказывают медицинской биотехнологии светлое будущее, несмотря на растущую стоимость исследований и ужесточение законодательств, регулирующих эту область деятельности. Хотя в этом году ожидается снижение темпов роста до 13–14%, общий объем продаж, вероятно, превысит 70 млрд долларов. В 2006 году на рынок было представлено 10 новых препаратов, в этом году ожидаются еще 8.

Интересным с точки зрения потенциального роста является и рынок медикаментов для ветеринарии. На него все активнее выходят такие крупные производители, как Pfizer, Abbott Laboratories и Novartis AG. Рост продаж препаратов для лечения животных в прошлом году составил 5%. Только в США насчитывается около 66 млн собак и 78 млн кошек. Кроме того, растет число владельцев домашних животных, готовых тратить на своих любимцев сотни и даже тысячи долларов. Так, в прошлом году они потратили на них почти 40 млрд долларов, из них половину – на ветеринарную помощь и отпускаемые без рецепта лекарственные препараты. По словам Джорджа Феннела, вице-президента подразделения Pfizer, разрабатывающего ветеринарные препараты: «Инвестиции в средства ухода за домашними животными – хороший бизнес». 600 специалистов Pfizer ежегодно расходуют на исследования в этой области около 300 млн долларов.

Компания недавно представила два новых препарата: Slentrol, который предназначен для лечения собак с избыточным весом (а таких в США насчитывается около 17 млн) и Cerenia, который должен помочь собакам, страдающим морской болезнью. Как замечает президент American Veterinary Medical Association профессор Бонни Бивер: «Мы наблюдаем новый подход со стороны фармацевтических компаний. И многое из того, что мы видим в ветеринарии, имеет параллели в «человеческой» медицине, например, ожирение и диабет».

Мюррей Айткен, вице-президент IMS по корпоративной стратегии, так охарактеризовал текущее состояние фармацевтического рынка и тенденции, которые будут на нем доминировать в течение 2007 года: «В 2007-м рынок будет продолжать абсорбировать изменения, которые ведут к формированию новой экономической реальности в этом секторе мировой экономики. Среди изменений – смещение экономического роста из стран со зрелым рынком в страны с формирующимися экономиками; нарастающий разрыв между появлением новых медицинских препаратов и истечением срока действия патентов на уже имеющиеся оригинальные препараты; расширение сектора медицинской продукции особого спроса и продукции, узкоориентированной на определенные потребительские ниши».

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности