Прекрасное далеко

Качество изменений, внесенных в Конституцию, и перспективы дальнейшего совершенствования законодательства комментирует Бектас Мухамеджанов, директор Международного института современной политики.

Прекрасное далеко

– Вы говорили, что текст, представленный на утверждение депутатам, был, мягко говоря, неидеальным.

– Для всех читающих Конституцию – как юристов, так и простых граждан – текст должен быть ясным и понятным, исключающим возможность двойного толкования, возникновения каких-то вопросов и сомнений.

А в первоначальном варианте были такие редакционно-стилистические нюансы, как «президент образует Совет безопасности, Высший судебный совет, Ассамблею народов Казахстана и иные консультативно-совещательные органы». Это приводило к тому, что Конституция прямо определяла статус АНК как консультативно-совещательного органа.

В итоге в текст были внесены необходимые изменения, и теперь эта фраза звучит так: «...образует Совет безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народов Казахстана и Высший судебный совет».

Такого рода вопросы связаны и с разделом, относящимся к местному самоуправлению. В проекте было сказано, что выполнение некоторых государственных функций может делегироваться маслихатам. Но в статье третьей Конституции записано, что «народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам». Сюда, на мой взгляд, следовало бы добавить «и органам местного самоуправления», тогда все вопросы снимались бы. Кроме того, как вы знаете, Европейская хартия о местном самоуправлении предполагает очень четкое разделение функций государственного и местного самоуправления. У нас же есть запись, что маслихаты могут выполнять некоторые функции органов местного самоуправления, но в то же время это органы государственного управления. Вот такие вопросы у нас возникли, мы донесли их до депутатов, что-то было учтено, что-то нет.

– Насколько долгосрочны изменения, которые внесены в Конституцию?

– Трудно сказать, насколько в ближайшем будущем нужны какие-то дополнительные изменения в Конституции. Вопросы, которые обсуждались в рамках работы государственной комиссии, были учтены. Повышение роли партий, формирование парламента с участием партий, разделение полномочий между палатами парламента – все это произошло. Правда, были и другие предложения – усилить роль уполномоченного по правам человека, прописать роль и место неправительственных организаций, вопросы, связанные с ролью политических партий как институтов гражданского общества. Эти предложения пока не нашли поддержки.

Думаю, что постепенно, по мере усиления неправительственного сектора, становления гражданского общества и реального усиления роли политических партий мы можем подойти к тому, что все эти вопросы будут более четко и подробно прописаны.

– Есть ли, на ваш взгляд, необходимость отражать в Конституции такие детали, как количество депутатов или способ их избрания? И так ли важно для Основного Закона, избирается парламент по мажоритарной, пропорциональной или смешанной системе, в сравнении с возможностью отражать волю народа и иметь достаточно полномочий?

– Абсолютно правильный вопрос. И такая работа уже началась, некоторые положения Конституции, четко регламентировавшие те или иные вопросы, сейчас переданы на уровень конституционных законов. Думаю, что по мере построения той политической системы, той модели парламента, к которой мы стремимся, настанет момент, когда детали, относящиеся к количественному составу, способам избрания депутатов от политических партий, от Ассамблеи народов Казахстана, уйдут из Конституции и будут закреплены на уровне конституционного закона.

Тем более есть такой важный момент – в Казахстане в соответствии с Конституцией приоритет имеют международные договоры, пакты, ратифицированные Казахстаном. И законы, и конституционные законы должны соответствовать договорам, к которым присоединилась страна. А положения Конституции имеют приоритет перед международными соглашениями. Поэтому перевод ряда положений из Конституции на уровень конституционного закона приведет к тому, что Казахстан будет совершенствовать свое законодательство в направлении соответствия международным стандартам. В перспективе такая работа будет продолжаться. Но, повторюсь, в достаточно далекой перспективе.

– То есть можно допустить, что Казахстан, пусть и в отдаленной перспективе, будет присоединяться к различным европейским хартиям в соответствии с существующим соглашением о сотрудничестве с Советом Европы?

– Вектор развития именно такой. И то, что часть норм и положений мы перенесли из Конституции в конституционные законы, свидетельствует о том, что свое законодательство мы будем совершенствовать с учетом международных договоров – и тех, что уже ратифицировали, и тех, которые ратифицируем в будущем.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?