Применять в малых дозах

Введенные ограничения на рекламу лекарственных средств двояко отразились на развитии фармацевтического рынка

Применять в малых дозах

С одной стороны, в СМИ снизилось количество недостоверной рекламы, с другой – ужесточение контроля со стороны регулирующих органов негативно отразилось на деятельности наиболее крупных фармацевтических компаний.

Увеличение доходов населения способствовало росту потребления лекарственных средств (ЛС). Это автоматически привело к повышению объемов рекламы фармацевтических препаратов. Но не всегда эта реклама была достоверной, что поставило под угрозу здоровье населения Казахстана.

В результате государство через законодательные меры усилило контроль над рекламным освещением лекарственных препаратов. Однако это ужесточение коснулось не только недобросовестных компаний, большинство крупных фармацевтических фирм из-за появившейся бюрократической волокиты испытывают трудности при рекламном продвижении своей продукции.

Покажи и не навреди

До принятия поправок в некоторые казахстанские законы реклама фармацевтических препаратов навязывала потребителю мнение, что он сам, без профессиональной медицинской помощи, за короткое время вылечится благодаря рекламируемым ЛС. Население не понимало, что уходила не сама болезнь, а только ее симптомы. При этом в рекламе не учитывались индивидуальные особенности человека, мало говорилось о противопоказаниях и т.д.

Другая проблема, которая является следствием бесконтрольной рекламы, а также усиления медпредставителями фармкомпаний продвижения лекарств среди врачей, связана с полипрогмазией (склонность к назначению большого количества лекарственных препаратов при одном заболевании). Все вышеперечисленное послужило причиной к принятию государством мер по упорядочению положения в сфере рекламы ЛС.

Согласно букве закона

Сегодня фармацевтическая реклама регулируется несколькими законодательными актами. Это законы «О лекарственных средствах», «О рекламе», «О языках в РК», кодекс РК «Об административных правонарушениях», приказ министра здравоохранения РК № 640.

В прошлом году парламентарии внесли поправки в вышеперечисленные законодательные акты, которые вступили в силу 7 июля. Главными документами, регулирующими рекламу фармацевтических препаратов, являются закон РК от 13 января 2004 года № 522-II «О лекарственных средствах» и приказ министра здравоохранения РК от 18 августа 2004 года № 640 «Об утверждении правил выдачи разрешений на рекламу лекарственных средств в РК».

Так, согласно статье 32 закона «О лекарственных средствах», реклама ЛС осуществляется при наличии разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом уполномоченным органом. Реклама рецептурных ЛС может осуществляться только в специализированных печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Реклама не должна содержать сравнений с другими ЛС, вводить потребителей в заблуждение посредством злоупотребления их доверием. В том числе в отношении характеристик ЛС, таких как состав, способ изготовления, потребительские свойства, стоимость, предполагаемые результаты применения, результаты исследований и испытаний.

Запрещается реклама ЛС, не зарегистрированных в Казахстане, распространение в целях рекламы образцов рецептурных лекарств, использование детей, их изображения и голоса в рекламе ЛС, кроме препаратов для детей. А также распространение и размещение рекламы ЛС в общественном транспорте, в организациях, не имеющих отношения к назначению, использованию и отпуску ЛС, размещение наружной рекламы и иных объектов стационарного размещения рекламы. Дополнительно запрещено использование медицинских работников, уполномоченных назначать ЛС, в качестве рекламораспространителей, за исключением случаев распространения информации о лекарственных средствах с научной или образовательной целью.

Требований к рекламе ЛС в приказе министра здравоохранения №640 еще больше, так как там представлены практические моменты размещения рекламы.

Чувство меры

Принятые меры по регулированию рекламы ЛС способствовали снижению недобросовестной, ложной рекламы, которая вводила в заблуждение население. Однако эти ограничительные меры негативно отразились и на вполне законопослушных игроках фармацевтического рынка. Усиление «цензуры» рекламных сообщений сопровождается усложнением процедур получения разрешения на рекламу ЛС. Нередки случаи, когда после «чистки» рекламных телевизионных роликов теряется первоначальный смысл идеи.

Информация о препарате допускается в достаточно сухой форме. Но ведь сущность рекламы и заключается в том, чтобы привлекательными способами показать объективные достоинства товара.

В результате некоторые фармацевтические компании стали меньше рекламироваться. Под пристальным вниманием контролирующих органов находятся крупные компании. Но при этом из поля зрения выпадают мелкие игроки, а некоторые из них действуют вне рамок существующего законодательства.

Представители фармацевтических компаний считают, что получение разрешения на рекламу безрецептурных ЛС в СМИ – мера, необходимая на первоначальном этапе. В дальнейшем они предлагают отменить получение государственного разрешения на рекламу безрецептурных ЛС, но при условии, чтобы компания не нарушала требования по рекламе. В противном же случае к компаниям необходимо будет обязательно применять жесткие административные меры.

В области рекламы рецептурных ЛС представители фармкомпаний предлагают отменить существующее обязательное государственное разрешение на рекламу рецептурных препаратов в специальных изданиях. При нарушении существующих требований к размещению рекламы, в том числе и этических, необходимо применять жесткую систему наказаний, вплоть до судебного разбирательства.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики