Как включить свет в конце тоннеля

В Казахстане есть понимание того, что существующая система здравоохранения никого не устраивает. Возникает вопрос: что делать? Предлагаются различные подходы, но сегодня мы остановимся на двух вариантах реформирования, разработанных Институтом развития здравоохранения Минздрава РК

Как включить свет в конце тоннеля

Именно здесь отработаны схемы адаптации системы здравоохранения к современным требованиям. Причем варианты реформ предлагаются с перспективой на будущее. Директор института Елжан Биртанов уверен, что «мы не должны «вязнуть» в попытках решения текущих проблем, а выстраивать систему, которая будет работать на долгосрочную перспективу. Казахстан находится в условиях глобальной конкуренции с другими странами мира, и нельзя позволить, чтобы здравоохранение стало нашим слабым местом».

– От советской системы здравоохранения мы ушли. Другой вопрос, куда и с каким багажом пришли?

– Скажу сразу, что по большому счету мы нашу систему здравоохранения существенно не преобразовали. Скорее, это модернизированная структура старой системы с элементами адаптации к новым условиям. С некоторыми усовершенствованиями сохранились схемы управления и финансирования. Главное – это бюджетная модель, в которой основной пакет медицинских услуг гарантируется и финансируется государством, а поставщиками медицинских услуг в основном являются государственные организации.

С другой стороны, мы видим, как быстро расширяется рынок частных медицинских услуг, конкуренция на этом рынке усиливается. Наиболее радикальные реформы мы провели в сфере стоматологии и лекарственного обращения, где частный сектор представлен широко. Единственное, что здесь оставило за собой государство, – общее управление фармацевтической отраслью.

– Почему не прижилась страховая медицина?

– У нас был опыт внедрения страховой медицины, при которой схема финансирования здравоохранения менялась кардинально. Заметьте, к ней пришли многие страны СНГ, но в условиях Казахстана она не прижилась. Почему? Скажу так: система не была готова к структурным преобразованиям, не созрела организационно, не были всерьез проработаны нюансы управления новой формацией. Нельзя на фоне старых финансовых инструментов внедрять страховую медицину, требующую другого качества экономики и управления. В этом и заключалась, на мой взгляд, ключевая ошибка. Но «опыт – сын ошибок трудных».

Тогда мы вернулись к бюджетной модели, которая позволяет жестко управлять поставщиками медицинских услуг. Нам представляется, что мы держим руку на кране и можем управлять процессами, но это заблуждение. Фактически мы получили неповоротливую забюрократизированную систему здравоохранения, не успевающую приспосабливаться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям и растущим потребностям населения.

– Каковы пути выхода из патовой ситуации?

– Сегодня отечественными и международными экспертами совместно разработаны механизмы совершенствования бюджетной модели финансирования медицинских услуг, которые позволят оптимизировать основные финансовые потоки, чтобы легче было маневрировать внутри системы. В частности, предлагается объединить бюджетные программы финансирования поликлинической и стационарной медицинской помощи. Цель – повысить управляемость этих секторов, что позволит уменьшить долю дорогостоящих стационарных услуг и переориентировать ресурсы на амбулаторный уровень. При этом появится возможность реально стимулировать поликлиники к качественной профилактике и лечению заболеваний, т.е. к тому, чтобы их пациенты как можно реже попадали в стационары. Кроме того, со следующего года в стране планируется внедрение модели двухкомпонентного подушевого норматива по оплате амбулаторной медицинской помощи. Она разработана нашим институтом и направлена на создание материальных стимулов для поликлиник к достижению целевых индикаторов качества профилактики и лечения. Заработанные таким образом средства можно будет потратить на стимулирование врачей, покупку оборудования и др. Здесь нет ничего принципиально нового, многие мировые системы здравоохранения развиваются именно в этом направлении.

Г-н Биртанов считает, что в процессе реформирования здравоохранения необходимо исходить из модели казахстанской экономики на перспективу. Только в этом случае мы получим систему, способную отвечать требованиям завтрашнего дня

Есть и другой вариант развития. Он предполагает принципиальное изменение взаимоотношений между ключевыми элементами системы, в частности создание модели единого плательщика за медицинские услуги. Принцип единого плательщика активно используется в мировой практике на основе обязательного медицинского страхования. Во многих странах единых плательщиков по-другому называют больничными кассами.

Идея состоит в следующем: средства, необходимые для финансирования гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, вывести из республиканского и местных бюджетов здравоохранения и аккумулировать их в одной государственной финансовой организации. Не важно, будет ли это некий медицинский финансовый центр или страховая компания. Главное, чтобы это был один субъект, оплачивающий оказание медицинских услуг населению по единым правилам. При этом за регионами останутся остальные финансовые ресурсы: на капитальные расходы и развитие.

Что это даст на практике? С одной стороны, решит проблему неравномерности выделяемых из бюджета средств на медицинские услуги в разных регионах Казахстана. Сейчас в некоторых областях на амбулаторное обслуживание одного жителя в год выделяют в 3–4 раза меньше средств, чем в других. Ведь в нынешней системе финансирования многое зависит от возможностей областных бюджетов: в одном регионе он большой, в другом – в разы меньше. Получается, что жители дотационных областей ограничены в своих правах на получение медицинских услуг. Такой дисбаланс, конечно, недопустим. Единый же плательщик сможет реально обеспечить необходимое и равное финансовое наполнение гарантированного объема медицинской помощи по всей территории страны.

[inc pk='2123' service='media']

С другой стороны, эта модель позволит совершенствовать управление финансами в системе, создаст стимулы для улучшения качества медицинской помощи, повысит конкурентоспособность поставщиков медицинских услуг. Система станет более управляемой, даже по сравнению с казначейской моделью. К тому же она будет подотчетна правительству и Министерству здравоохранения.

– Вы рассказали о двух вариантах реформирования системы здравоохранения. Какая из них более приемлема для Казахстана?

– Вторая модель более радикальная, «хирургическая», но, на мой взгляд, она полнее отвечает требованиям времени. Мы не должны вязнуть в попытках решения текущих проблем, а выстраивать систему, которая будет работать на долгосрочную перспективу.

Казахстан находится в условиях глобальной конкуренции с другими странами мира, и мы не можем себе позволить, чтобы здравоохранение стало нашим слабым местом. Посмотрите сами: большая часть населения не стремится пользоваться отечественной медициной. Богатые люди лечатся за рубежом, средний класс по большей части стал клиентом частной медицины, остаются малообеспеченные слои населения, вынужденные пользоваться услугами государственной медицины. Есть одно исследование, демонстрирующее, что уже около 30% пенсионеров предпочитают пользоваться услугами частных клиник. Необходимо помнить, что все эти группы являются налогоплательщиками в стране. За счет налогов населения фактически формируется бюджет здравоохранения, поэтому мы обязаны обеспечить его основные потребности в качественной медицинской помощи.

– Качественная услуга не может быть дешевой. Логично полагать, что дешевая услуга не может быть качественной. Как это совместить?

– Безусловно, качество и стоимость медицинских услуг тесно взаимосвязаны. Мы понимаем, что качественная услуга не может быть дешевой, с другой стороны, видим, что и некачественные услуги очень затратны. Действительно, государство предоставляет населению довольно существенный объем бесплатных медицинских услуг, забывая при этом спросить у него, довольно ли оно качеством этих услуг. Нас, медиков, часто упрекают в том, что повышение расходов на здравоохранение не приводит к повышению качества услуг. Здесь необходимо понимать, что мы пока очень далеки от такого уровня финансирования, который необходим для обеспечения базовых потребностей населения в качественной помощи. Вместе с тем мы понимаем, что улучшение качества услуг не только укрепляет здоровье людей, но и оптимизирует расходование средств на здравоохранение. В принципе, любые технологии, направленные на повышение качества услуг, по сути своей являются ресурсосберегающими. Например, приобретение дорогостоящего оборудования существенно повышает себестоимость медицинских услуг, однако его рациональное использование позволяет снизить сроки лечения, количество осложнений и связанные с этим дополнительные затраты. Нужно только уметь оценивать такого рода экономические эффекты.

Еще один аспект темы. Врачи назначают намного больше препаратов, чем нужно для оптимального лечения. В Казахстане зарегистрировано лекарственных средств больше, чем в некоторых развитых странах. Агрессивная маркетинговая политика фармацевтических компаний приводит к тому, что врачи стараются назначить пациентам максимальное количество препаратов. Вместе с тем современные технологии лечения не подразумевают того обилия лекарственных препаратов, которые сейчас имеются в продаже и назначаются врачами.

Директор Института развития здравоохранения полагает, что в стране есть люди и компании, способные успешно управлять медицинскими объектами. Он имеет в виду врачей, которые в свое время были вынуждены уйти в бизнес

Что необходимо сделать для реального повышения качества медицинской помощи в стране? Обеспечить условия для внутренней конкуренции. Дать возможность частным клиникам наравне с государственными предоставлять населению услуги, входящие в гарантированный государством объем медицинской помощи. Одновременно государственным медицинским организациям предоставить больше юридических и экономических свобод. Наши поставщики медицинских услуг должны понять, что право оказывать медицинскую помощь населению – это привилегия, которую они получили в условиях жесткой конкуренции. В свою очередь конкуренция на медицинском рынке оптимизирует управление системой. При этом очень быстро решится проблема низкой заработной платы медицинских работников. Для успешной деятельности будет жизненно важно создавать для них адекватные материальные стимулы.

– Вы призываете рассматривать систему здравоохранения как сектор казахстанской экономики. Тогда в чем его инвестиционная привлекательность?

– Все мы понимаем, что здравоохранение, как и образование, – социальный сектор экономики, в котором традиционно большинство обязательств, в том числе финансовых, берет на себя государство, поэтому речь о каком-то возврате инвестиций не идет в принципе. Но тем не менее считаем, что этот сектор должен стать инвестиционно привлекательным как для государства, так и для частных инвесторов. И речь идет не о высоких прибылях и сверхдоходах в отрасли, ведь общественное здравоохранение в целом не является сферой производства услуг с потенциально высокой добавленной стоимостью.

Идею можно сформулировать так: именно через инвестиции в здравоохранение мы получим большую доходность в экономике, особенно в отраслях, емких с точки зрения человеческих ресурсов, в частности в сфере оказания различных услуг, как, впрочем, и в производственной сфере. Это не прямые доходы, но их значимость мы до сих пор не осознаем. Надо понимать, что именно социальные секторы здравоохранения и образования призваны обеспечить Казахстан качественным человеческим потенциалом, как основой для динамичного развития экономики и обеспечения благополучия населения. Это очень важно, если мы планируем будущее страны как развитого и конкурентоспособного государства.

Очевидно, что при нынешних затратах на здравоохранение нельзя построить качественный сектор здравоохранения: 2,5% от ВВП крайне недостаточно и угрожающе при таких темпах развития страны. Минимальный приемлемый уровень в мире, рекомендованный международными экспертами, – 4% от ВВП.

Вместе с тем мы считаем, что в отрасли должны появляться привлекательные с точки зрения ведения бизнеса и получения прибыли сферы направления. Я имею в виду не только стоматологию, продажу лекарств и оборудования, где оживление благодаря частному сектору достаточно заметное. Здесь я бы выделил несколько перспективных направлений: развитие информационных технологий, развитие добровольного медицинского страхования, строительство и управление медицинскими объектами. Последний сегмент очень интересный. Президент Казахстана в своем послании поставил перед правительством задачу построить 100 новых клиник по всей стране. Мы должны не только их построить, но и сделать так, чтобы они отвечали современным международным требованиям, с высококлассным оборудованием и соответствующим по уровню персоналом. Ранее президент говорил и о необходимости привлечения иностранных компаний для решения этой задачи. Сегодня многие зарубежные компании заинтересованы не только в строительстве и оснащении, но и готовы взять в управление наши крупные клиники. Конечно, на условиях четко очерченных правил концессии: выполнение основных медицинских функций, поставленных государством, определенные сроки управления и пр. Они готовы обеспечить предоставление необходимого комплекса услуг высокого качества, но прибыль они, естественно, положат в свой карман. И это нормально, если мы хотим работать в реальном рынке.

Вместе с тем я убежден, что и в Казахстане есть люди и компании, обладающие соответствующими навыками и готовые к управлению медицинскими объектами. Те же врачи, которые в свое время не от хорошей жизни ушли в бизнес. Они вернутся, если им дадут возможность выстроить управление клиниками с целью получения прибыли, а возможно, и с целью приватизации этих объектов в будущем. Основным условием должно стать качественное предоставление требуемых медицинских услуг. Я также уверен, что именно развитие этого направления даст возможность восстановить и укрепить наше сельское здравоохранение.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности