Страна предпринимателей

Редакционная статья

Страна предпринимателей

«Наши коммерсы — народ жадный и глупый», — как-то в сердцах признался глава одной из казахстанских бизнес-ассоциаций. Наш собеседник выдал формулировку, наиболее распространенную в неофициальной среде — один из сильнейших стереотипов, сложившихся на постсоветском пространстве. В официальных выступлениях и на страницах периодики, как правило, больше оптимизма: там вручаются награды успешным и социально ответственным бизнесменам, говорят о предпринимателе-созидателе, а не об оборотистом дельце, накручивающем маржу и выводящем капитал за рубеж.

Два этих дискурса существовали параллельно, как бы уравновешивая друг друга. Однако в последнее время о предпринимателях уже не так часто говорится с официальных трибун, тема предпринимательства все реже становится центральной в информационном пространстве Казахстана.

Некогда тема развития предпринимательства (а приоритет в президентских речах всегда отдавался МСБ, а не крупным компаниям) была одной из центральных у главы государства. Но в последние 5 лет социально-экономическая повестка открывается с задач построения государства благосостояния и индустриальной программы. Взять хотя бы послания президента. В послании 2008 года о МСБ и предпринимателях Нурсултан Назарбаев говорит 6 раз — и это 6 новых тезисов, задач, поручений. В следующем году в послании он вспоминает о бизнесе дважды, но уже в форме отчета о выполненной правительством работе. Несколько свежих тезисов появляется в выступлениях главы государства в 2010 году — 4 упоминания. В 2011 году Нурсултан Назарбаев говорит о предпринимателях трижды, один раз повторяя заявленный в прошлом году тезис, а в послании-2012 президент и вовсе дважды повторяет старые тезисы.

Объективно — тема развития предпринимательства в информационном пространстве РК уходит на задний план. И это предсказуемо, если учесть, какие задачи ставились перед МСБ, какие надежды на него возлагались и как он их оправдывает. В Стратегплане-2020 заложен индикатор: к 2020-му вклад МСБ в ВВП должен увеличиться на 7–10% (по тогдашней системе расчета доля МСБ в ВВП оценивалась в 30% — то есть в послании президент говорил о росте до 40%). Однако первые же годы реализации ГПФИИР показали, что МСБ, конечно, растет, но не пропорционально крупным сырьевым компаниям, а потому — даже чтобы сохранить текущие позиции — ему надо развиваться динамично. Другой момент — господдержка бизнеса, необходимость и эффективность которой постоянно ставится под вопрос. В свете этого частное предпринимательство — это политически проигрышная тема. Куда интереснее отмечать рекорды притока прямых иностранных инвестиций или позитивную динамику обрабатывающей промышленности.

По нашему мнению, предпринимательство — это, напротив, главная тема будущего десятилетия. Нужно лишь сменить акценты.

Как можно почерпнуть из сочинений президента, идея о развивающем страну предпринимательстве проникла в риторику Нурсултана Назарбаева в 1990-х из работ австрийского политэкономиста Йозефа Шумпетера. Президент ссылается на его «Теорию экономического развития» в своем «Казахстанском пути». Он подчеркивает оригинальный шумпетеровский тезис о творческой, новаторской роли предпринимателя. Но, как видно из контекста, Нурсултан Назарбаев в своей интерпретации сужает круг «предпринимателей» до коммерсантов, собственников предприятий МСБ.

Шумпетер же развивает мысль иначе: «Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как активный элемент предприятия». В широкий список входят все: от финансистов и технарей предприятий до вождей первобытных племен и «руководящих органов социалистического общества».

Сегодня — самое время посмотреть на предпринимательство шире, чем мы привыкли за последние 20 лет, и разглядеть в оригинальном месседже Шумпетера целеуказание для всей активной части общества, генерирующей новации. Вне зависимости от того, где и на кого эти люди работают, они — предприниматели. А «глупые и жадные коммерсы» — нет.