Некоторые не меняются

Протест – дело молодых. Их право – бунтовать, носить вызывающую одежду, изобретать свою манеру поведения, высказывать крамольные мысли и хотеть изменить существующую систему

Некоторые не меняются

«Воспитатели» – фильм молодого немецкого режиссера Ханса Вайнгартнера открыл неделю европейского кино в Алматы. Снятый в 2004 году, он еще ни разу не демонстрировался в Казахстане. Несмотря на трехгодичную давность, он и сегодня не потерял актуальности, поскольку посвящен непреходящей теме, одной из важных проблем культуры и общества, сформулированной еще И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Отношения поколений – фундаментальное понятие культуры. По крайней мере, именно оно было положено американским антропологом Маргарет Мид в основание типологизации культур. Потому что за ними скрывается еще более важная категория культуры – возможность ее изменения и развития, ее история. По мнению Мид, современная культура может быть определена как префигуративная, поскольку в отличие от традиционной, постфигуративной, в ней старшее поколение учится у младшего, взрослые – у своих детей. Такое общество открыто переменам, которые довольно сложно прогнозировать. Традиционное же, напротив, живет ценностями прошлого, более циклично и менее склонно к переменам, более того, они воспринимаются негативно.

В фильме Вайнгартнера привычные, традиционные ценности переворачиваются: воспитателями становятся дети и воспитывают они отцов. Дух перемен, бунтарства и революции традиционно связывается с молодым поколением, которое не приемлет консервативных ценностей, обывательской сытости и тихого омута жизни. И эта история повторяется: революционеры, контркультура битников и хиппи, антиглобалисты. Со временем протест превратился в моду, стал продуктом производства и потребления. «Сейчас майку с изображением Чегевары любой может купить в ларьке», – замечает один из героев фильма, молодой радикал. Протест социализировался, стал неотъемлемой частью состояния современной культуры, приобрел официальный статус. Контркультура превратилась, почти по Гегелю, не только в палеонтологию, но и в эмбриологию духа, став стадией развития индивидуального сознания, необходимым этапом его социализации, частью личной и коллективной истории посттрадиционного общества. Но после бурной либерализации дух входит в состояние консервации. Протест стал легальной стадией, но стадией перехода. Обывательский язык указывает на это: молодой – перебесится!

Сейчас уже не встретишь того возмущения и негодования домохозяек, буржуа или зажиточных фермеров, которое мы видим, например, в культовом фильме 60-х «Беспечном ездоке», когда грубые и необразованные мужланы могли пристрелить только за длинные волосы и езду на «Харли Дэвидсоне». Ведь тогда это было не просто модой, а символом вольнодумства и независимости. Быть хиппи было действительно подвижничеством. В коммуны уходили не от праздности, а ради убеждений. Такая жизнь была чревата опасностями: голодом, осуждением и агрессией со стороны общества. Но постепенно бунт легализовался: за хиппи закрепили статус обыкновенных наркоманов, носить длинные волосы стало модным, а мотоциклы стали частью антуража туповатой и аполитичной субкультуры байкерства.

Идеология «американской мечты», «среднего класса» и «государства всеобщего благоденствия» овладела массами. Вопросы «что делать» и «кто виноват» стали неактуальны. Воспитатели (другое название фильма «Ваши сытые дни сочтены») не считают вопросы социальной несправедливости и капиталистической эксплуатации анахронизмом. Они исповедуют революционные идеалы и пугают богатых обывателей.

Кино уже давно стало развлечением. Вайнгартнер попытался вернуть ему былую социально-политическую значимость, вынести на суд общества его современные язвы и пороки. Снятые в стиле арт-хаузного, догматического кино, «Воспитатели» были выдвинуты на Золотую пальмовую ветвь в Каннах, но премию не получили. А в США по идейным соображениям прокат фильма был ограничен. Кстати, драма Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» о сексуальной революции и студенческих волнениях 1968 года в Париже (с которой во время просмотра возникают закономерные ассоциации) получила в американском прокате самый жесткий рейтинг – NC-17. В фильме Вайнгартнера тоже рассказана история трех молодых людей, двух парней и девушки, и также на фоне революционных идей возникает любовный треугольник. Молодых воспитателей Яна, Юли и Петера играют уже знакомый любителям серьезного кино Даниэль Брюль («Гуд бай, Ленин»), актриса Юли Енчь и Стип Эрцег.

Молодые студенты живут очень скромно и вынуждены постоянно подрабатывать. Фильм изобилует сценами социальной несправедливости и трудовой эксплуатации. В одной из них из автобуса выгоняют безбилетного нищего старика, в другой – за малейшие оплошности (растрепанную прическу и курение) с работы. Юли – жертва оскала капитализма. Ее увольняют из ресторана, где она подрабатывает официанткой, и выселяют из квартиры за неуплату. У нее огромный долг за разбитый «Мерседес», поэтому она трудится сразу на нескольких работах. Но тут подворачивается возможность отомстить хозяину «Мерседеса». Питер устанавливает сигнализации в домах богатеев и знает, как их отключить. Забираясь в дома буржуа, молодые люди устраивают баррикады из мебели, расставляют предметы быта «по своим местам» и оставляют послания: «Ваши сытые дни сочтены», «Воспитатели». Так, Юли при помощи Яна попадает в шикарный особняк буржуя-угнетателя. Но внезапно его владелец возвращается, и ребята, чтобы не попасться, решают его похитить…

В фильме много умных разговоров о гражданской позиции и образе жизни. Мы видим классический конфликт бунтующей юности и смирившейся старости. Кто прав? Кто победит? Пожалуй, стоит вспомнить высказывание Уинстона Черчилля: «Кто в молодости не был либералом, у того нет сердца, а кто в старости не стал консерватором, у того нет мозгов». Права, конечно, молодость, но пока побеждает старость. С несправедливостью нельзя мириться. Но, увы, такова жизнь. Но все же как хорошо, что некоторые не меняются.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее