Большие амбиции малого предпринимательства

Выход малого бизнеса на международный рынок стал одной из основных черт современного делового глобального ландшафта. Aналитики склонны видеть в глобализации малого предпринимательства самую важную тенденцию в развитии международного бизнеса в новом тысячелетии

Большие амбиции малого предпринимательства

В прошлом веке, благодаря активной деятельности транснациональных компаний (ТНК), мировая коммерция вышла на принципиально новую ступень развития. Именно глобальные корпорации ответственны за создание большей части мирового богатства в ХХ веке. Однако большая часть мирового экономического роста в течение последних 20 лет создана не ими, а средним и малым бизнесом. Почти абсолютная монополия на торговлю и производство за рубежом, которая в прошлом веке принадлежала крупным компаниям, дала трещину под воздействием процессов глобализации. Мощный удар по ним нанесли и внедренные инновационные технологии. С каждым годом эта трещина только расширяется.

Все там будем?

По словам Джеймса Фоули, директора Международного торгового центра университета Бредли, штат Иллинойс, сегодня для бизнеса, безотносительно к его размеру, не выходить за рубеж – это «как войти со своим товаром в комнату, в которой находятся 100 человек, но продавать его только пяти». «Небольшие компании часто игнорируют возможность выведения своего бизнеса за пределы страны. И напрасно!» Еще более категорична в своей оценке американский аналитик Лорел Делани: «В будущем в мире останется только два типа бизнеса: бизнес, представленный глобально, и бизнес, который вымер».

Эксперты сходятся во мнении, что сегодня климат для выхода мелких предпринимателей на внешние рынки благоприятен как никогда. Только в США ежегодно около 230 тыс. малых бизнесов экспортируют продукции почти на 200 млрд долларов. В целом на поставляемые из США товары и услуги на малый и средний бизнес приходится треть. В Европейском союзе к категории среднего и малого бизнеса (в ЕС к таковым относят компании с числом занятых не более 250 человек и годовым оборотом, не превышающим 50 млн евро) относится 99% всех компаний, в которых трудятся 65 млн человек. А в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), малый и средний бизнес представляет 95% всех компаний.

Перемещая часть своего бизнеса за рубеж, предприниматель получает возможность сократить стоимость продукции или услуги (эксперты утверждают, что грамотный аутсорсинг снижает производственные расходы небольшой компании на 30–40%). При правильном подборе зарубежного партнера можно заметно повысить эффективность, производительность и качество продукции. Для одних компаний аутсорсинг становится последним средством спасти идущую к банкротству компанию, для других – возможностью повысить скорость бизнес-инноваций, для третьих – привлечь внимание к своему деловому проекту и найти стратегического инвестора. Эксперты Общества за развитие образования видят в аутсорсинге в первую очередь возможность для компании ускорить и удешевить стадии разработки и продвижения нового продукта на рынке.

Наиболее благоприятными для малого бизнеса являются рынки с уже сложившейся практикой аутсорсинга

В последние годы немаловажным фактором в принятии той или иной небольшой компанией решения о начале международной экспортной экспансии становится ослабление американской валюты на мировом рынке и открывающиеся в связи с этим возможности для получения дополнительных прибылей. Кроме того, слабость доллара относительно других ведущих мировых валют дает производителям, имеющим активы в нескольких странах (в случае с малым бизнесом – главным образом через аутсорсинговые контракты), стратегическое преимущество в виде возможности извлекать дополнительную прибыль на разнице курсов национальных валют.

В своем ежегодном обзоре состояния и перспектив бизнеса в США Совет по конкурентоспособности (Council on Competitiveness) впервые отметил роль небольших американских компаний на международной арене, использовав для его обозначения специальный термин «микро-многонациональные фирмы». Совет, в состав которого входят известные политики, топ-менеджеры крупнейших корпораций, ректоры университетов, а также представители индустриальных и профессиональных союзов, особенно отмечает, что условие международности сегодня становится критическим для конкурентоспособности небольшой компании. В обзоре подчеркивается: для того чтобы сегодня успешно получить кредит на открытие нового бизнеса (либо развитие старого), наличие в бизнес-плане секции, посвященной возможным вариантам зарубежного развития нового бизнеса, становится необходимым условием успеха у инвестора.

Время делать деньги

Основным процессом, которому интернационализация малого бизнеса обязана своим успехом, является глобализация. Благодаря ей ежегодно увеличиваются объемы свободной торговли между странами, появилась возможность аутсорсинга, для товаров и услуг открываются новые рынки, разрушаются торговые барьеры и увеличивается глобальная интеграция. Противники же глобализации считают, что с ее помощью ТНК душат национальный бизнес. Но это не так: «В мире, в котором малый бизнес сталкивается с усиливающейся конкуренцией, глобализация открывает перед ним новые рынки и возможности и помогает ему больше, чем кому-либо». Так, размещение производства в странах с дешевой рабочей силой с последующей реализацией товара на более «развитых рынках» для многих европейских и американских небольших компаний – единственный способ выжить в конкурентной борьбе.

Еще один фактор, сыгравший важную роль в предоставлении малым предпринимателям широкого и дешевого доступа на глобальный рынок, – технологический прогресс, и в первую очередь прогресс в области телекоммуникаций. Первым шагом на этом пути стало повсеместное распространение факсимильной связи, которая пришла на смену телексам. В отличие от последних, факс не требовал для обслуживания специально обученного персонала и был компактен. Постепенное «заселение» околоземного космического пространства коммерческими спутниками привело к снижению стоимости услуг связи при одновременном улучшении ее качества. Это повысило эффективность телекоммуникационного общения между головным офисом компании и его представительствами, производствами и потребителями за рубежом.

Другими словами, произошло значительное снижение стоимости управления транснациональной компанией. Но настоящим прорывом стало создание Всемирной паутины, на ее базе вскоре появились возможности вести бизнес и на специализированных площадках (Amazon, eBay, Google, Fedex), и с помощью индивидуальных веб-сайтов. Благодаря интернету реализовать потенциально коммерчески успешные проекты в глобальных масштабах стало легче. Более того, интернет-среда сама стала полем деятельности для многочисленных микро-ТНК. Дальнейшее удешевление телефонной связи, электронная почта, возможность проведения видеоконференций с зарубежными партнерами – все это организационно упрощало и финансово облегчало выход малого предпринимательства на международный рынок.

Другим ценным качеством интернета стали скорость и легкость доступа к специфической и конкретной информации о состоянии того или иного рынка, а также, что не менее важно, к надежным посредникам. Ряд специализированных веб-сайтов за разумную плату готов в течение нескольких часов, а часто и минут, предоставить в распоряжение бизнесмену коммерческую информацию, на сбор которой у транснациональных компаний еще недавно уходили годы, работал не один десяток торговых представителей. В интернете предприниматель может сам собрать информацию о репутации предполагаемого делового партнера.

И последним фактором, сыгравшим роль в становлении поколения мелких и средних предпринимателей, ведущих часть своих операций за рубежом (во всяком случае, в США), стало введение в 80-х годах курсов, посвященных различным особенностям ведения международного бизнеса, в программу коммерческих колледжей и университетов. До этого в международном бизнес-курсе под «ведением бизнеса за рубежом» подразумевались международные перевозки, по сути, логистика.

Стежки-дорожки

Выйти на международную арену малый бизнес может несколькими способами. Самый простой из них – «на плечах» своих более крупных бизнес-партнеров, решивших расширяться за рубеж. В этом варианте международная экспансия небольшой фирмы происходит, как правило, в два этапа. На первом она обслуживает только потребности своего старшего партнера, одновременно собирая информацию о новом рынке и формируя деловые контакты для себя. Если ее руководство приходит к выводу, что ситуация благоприятна, то компания начинает строить свой собственный бизнес.

Другой относительно простой способ – «оседлать волну глобализации» – экспорт своих товаров и услуг, произведенных в стране пребывания. В этом случае наибольшие шансы на успех имеют три вида компаний. Во-первых, это небольшие фирмы, производящие или занимающиеся дистрибуцией продукции, нацеленной на узкоспециализированный сегмент рынка (нишевые продукты). К ней относятся, например, спортивный инвентарь для некоторых видов спорта (крикета, американского футбола, скалолазания), программное обеспечение для компьютеров. Подвидом в этой категории являются компании, производящие или занимающиеся сбытом сезонной продукции, к примеру солнцезащитных очков или пляжных зонтов. Для них присутствие на рынках в различных климатических поясах – гарантия стабильности продаж в течение всего года.

Во-вторых, это фирмы, которые предоставляют свои услуги через интернет. К ним относятся торговые площадки типа eBay и TradeMe, переводческие компании, поисковые серверы, а также компании, специализирующиеся на дистанционном обучении.

Последней категорией малых бизнесов, которые могут рассчитывать на успех на международном рынке труда, являются те, чья деятельность связана с поставками строительных материалов и энергоносителей. В первую очередь это относится к тем, кто планирует выходить на страны с активно растущими экономиками – Бразилию, Индию, Китай.

Когда малый бизнес выход на зарубежные рынки осуществляет путем размещения там производства товаров или услуг, то наиболее распространенной схемой является аутсорсинг, то есть делегирование подрядчику за рубежом некоторых бизнес-функций для того, чтобы повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции. Последнее достигается преимущественно за счет более дешевой рабочей силы у подрядчика, в роли которого выступают бизнесы в развивающихся странах.

Одной из последних тенденций в этой сфере стал так называемый трансформирующий аутсорсинг. Он позволяет освободить высококлассных специалистов и руководителей (аналитиков, инженеров, менеджеров) от рутинных задач и дать им возможность сконцентрироваться на творчестве либо посвятить больше времени непосредственному общению с клиентами. Работа с клиентами, особенно в контексте доступности руководства компании и разработчиков того или иного продукта, их готовности выслушивать и своевременно реагировать на поступающие замечания и предложения, становится одним из основных факторов, обеспечивающих выживание малого бизнеса в конкурентной борьбе. На современном рынке, где клиент имеет возможность выбора при относительно однородном качестве товаров и услуг, «бизнес с человеческим лицом» имеет гораздо более высокие шансы на успех. «Трансформирующий аутсорсинг – это не сокращение затрат на рабочую силу, – говорит Даниель Маровиц, один из исполнительных директоров Deutsche Bank. – Просто, если ты не делаешь этого, ты не выживешь».

Наибольшую выгоду этот тип аутсорсинга способен принести именно малому и среднему бизнесу. Интересен пример американской страховой компании Subrogation Patners, в головном офисе которой, расположенном в Нью-Йорке, занято 90 служащих. Все они – специалисты самого высокого класса. Фирма решила пойти на аутсорсинг после того, как в результате специально проведенного исследования выяснилось, что этим дорогостоящим экспертам приходится слишком много времени тратить на не требующую особых навыков работу по сбору общей информации о клиентах. Кроме того, характер деятельности данной компании подразумевает некоторую степень авральности работы, когда лучшим способом качественно справиться с большим количеством дел стал бы наем на короткий период некоторого числа дополнительных специалистов.

Взвесив варианты, руководство Subrogation Patners решило передать часть функций аутсорсинговой компании в Нью-Дели в Индии. В результате у американских экспертов высвободилось время для работы с клиентами, основываясь на информации, которую им подготовили индийские коллеги. Благодаря тому, что Нью-Йорк и Дели находятся на противоположных сторонах земного шара, деятельность Subrogation Patners стала носить круглосуточный характер, что позволило значительно повысить скорость рассмотрения страховых претензий. Но, несмотря на положительный опыт, в Subrogation Patners признают, что сокращение затрат составило не 70%, как ожидалось, а лишь около трети.

Волки, которых боятся

Что мешает малому бизнесу насладиться дарами глобализации в полном объеме? Прежде всего – размер бизнеса. Учитывая тот факт, что расценки на различные аутсорсинговые услуги устанавливаются крупными компаниями, доля расходов, например на услуги консультантов и оплату посредников в стране, куда предполагается передать часть операций, будет различна в бюджете ТНК с десятками тысяч сотрудников и в компании, где работает несколько человек. Небольшие компании, занимающиеся производством, часто не обладают достаточными финансовыми ресурсами для продвижения своего товара или услуги на зарубежном рынке. В отличие от больших ТНК, репутация производимых малым и средним бизнесами брендов, как правило, неизвестна местным потребителям. Это подразумевает вложение дополнительных средств в раскрутку продукта. А для того чтобы прочно закрепиться на новом рынке, малому бизнесу требуется от трех до пяти лет.

Другой наиболее часто встречающейся проблемой является руководство зарубежными подразделениями и осуществление контроля над качеством работы. В случае с малым бизнесом на каждого менеджера головной компании приходится больший объем работы, чем в более крупной организации. И ему, вероятно, придется проводить больше времени в командировках, инспектируя и обучая зарубежных партнеров.

Поиск местного бизнес-партнера, которому можно доверять, – одна из самых трудных задач, стоящих перед мелким предпринимателем. С одной стороны, ограниченные финансовые ресурсы оставляют ему очень мало места для маневра, с другой – неизвестность его бизнеса на местном рынке часто отпугивает потенциально добросовестных партнеров и повышает риск встретить мошенников. Существует также риск, что местный бизнес-партнер может разорвать отношения с небольшой компанией, если получит предложение от более крупной фирмы.

Если же товары, произведенные по соглашению об аутсорсинге, возвращаются в страну пребывания головной фирмы, проблемы может создать таможня. Для больших компаний задержка в несколько дней или даже недель в поступлении товара потребителю – неприятный инцидент, а для мелкой компании – фатальное событие. Как говорит Рик Газзо, ведущий аналитик Mercer Human Resource Consulting: «Чем меньше бизнес, который планирует выйти на международный рынок, тем больше его риски. Только очень крупные компании могут позволить себе немного расслабиться».

И в мире нет таких вершин...

Массовый выход на зарубежный рынок малого и среднего бизнеса создал спрос на посредников (аутсорсинг-брокеров), которые могли бы этот выход обеспечить. Принимая во внимание риски и стоимость потенциальной ошибки при экспансии за рубеж, аутсорсинг-брокеры предлагают владельцам небольших компаний свое знание местных рынков и, главное, гарантию коммерческой порядочности будущего партнера. Консультант по международному бизнесу – так называется эта новая профессия – продукт глобализации. Во многом благодаря ее представителям на международный рынок вышли компании, которые самостоятельно никогда не решились бы на такой шаг. Впрочем, как замечают некоторые руководители фирм, «поиск хорошего аутсорсинг-брокера сам по себе может стать непростой задачей».

Главное слагаемое успеха экспансии на международный рынок – планирование, планирование и еще раз планирование. «Без него аутсорсинг способен поглотить всю вашу прибыль – вместо того, чтобы увеличить ее количество», – предостерегает Саймон Белл, ведущий специалист американской консалтинговой компании ATKearney.

Статистика показывает, что наиболее благоприятными для малого бизнеса являются рынки с уже сложившейся практикой аутсорсинга, например, Индия. Несмотря на соблазн выйти на рынки стран, для которых аутсорсинг – скорее экономическая экзотика, чем повседневная практика (тем самым снизив давление со стороны конкурентов и сэкономив на стоимости рабочей силы), эксперты настоятельно советуют начинать с более традиционных рынков. Как один из относительно безопасных вариантов коммерческой экспансии можно рассматривать и выдвижение на рынки стран-соседей.

Помимо этого необходимо тщательно взвесить, какие именно бизнес-функции выгоднее передать подрядчику. «Прежде всего, – советует Атул Вашишта, главный менеджер калифорнийской консалтинговой компании NeoIT, – нужно определить слабые и сильные стороны своего бизнес-процесса. Сильные стороны рекомендуется оставлять дома, а слабые – отправлять за рубеж, где при правильном выборе партнера они также наберут силу».

Особое внимание следует уделить составлению контракта, и именно той его части, которая касается способов и сумм оплаты за проделанную работу. Вне зависимости от того, насколько партнеры по аутсорсингу доверяют друг другу, необходимо предварительно согласовать кандидатуру третьей стороны – юридическое агентство, к нему обе стороны смогут апеллировать в случае возникновения трений и разногласий.

Обязательным элементом успешной стратегии по выходу на глобальный уровень должен стать и культурный тренинг. Как правило, он проводится как с персоналом компании, делегирующей часть своего бизнеса за рубеж, так и с сотрудниками принимающей стороны. Целью тренинга является помощь в понимании культурных особенностей каждого из бизнес-партнеров и того, как они могут влиять на совместную деятельность. «Глобальное мышление, – говорит Кен Блум, исполнительный директор Inttra Inc. из Нью Джерси (США), – требует, чтобы ты начал думать не только в контексте своей собственной культуры».

Лорел Делани убеждена: «Новая глобальная экономика предоставляет безграничные возможности для предпринимателей в целом и особенно для малого бизнеса. Международная коммерческая деятельность увеличивает объем продаж и прибыль, поднимает престиж компании и создает новые рабочие места. К сожалению, многие предприниматели полагают, что выход на международный рынок – процесс слишком сложный. Да, освоение зарубежных рынков представляет собой нелегкую задачу, но именно владельцы малых бизнесов стали сегодня теми, кто взламывает международные торговые барьеры, раскрывая бескрайний потенциал для собственного роста и трансформируя мировую экономику».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее