Медиация поможет повысить конкурентоспособность

О специфике развития медиации в Казахстане рассказывает президент Национальной лиги потребителей Светлана Савченко.

Медиация поможет повысить конкурентоспособность

–Каковы проблемы внедрения медиации в Казахстане?

–По закону о защите прав потребителей мы имеем право на упрощенную процедуру урегулирования спора, но она нигде не прописана. Это пробел в законодательстве.

Мы не можем подавать исковые заявления в сфере защиты прав потребителей до тех пор, пока не будет соблюден досудебный порядок урегулирования. Несмотря на то что в нашем законодательстве предусмотрено: если в досудебном порядке спор не урегулирован, то в суде мы можем требовать штраф в размере цены иска. Если же в суде доказывается, что предприниматель был неправ, тогда он обязан выплатить штраф. Наше законодательство также предусматривает, что если нанесен вред имуществу, тогда штраф взимается в трехкратном размере, а если здоровью – то в пятикратном. 30% отчисляются обществу защиты прав потребителей за юридические услуги, а 70% – в бюджет. Сейчас мы лоббируем, чтобы эти 70% не просто падали в городской бюджет, а была бы прописана специальная статья в городском бюджете, по которой эти деньги шли бы на потребительские нужды, способствовали бы повышению качества товаров и услуг и правовой грамотности граждан. Мы хотим, чтобы деньги, заработанные нами, стали целевыми и улучшали нашу деятельность. Пусть будет объявлен тендер для некоммерческих организаций. Тем более сейчас поправки в Конституцию внесены, и уже нет никаких преград. И пусть государство финансирует деятельность некоммерческих организаций, которые, в свою очередь, будут решать социально значимые проблемы.

Проект медиации длится уже 2 года. Эту кампанию мы начинали, не зная ничего – как правильно лоббировать законы, какие и где нужны поправки. Сейчас картина уже ясна, мы четко знаем, для чего нужна медиация в Казахстане. Во-первых, с помощью этого метода (если эта процедура будет прописана и закреплена в нормативно-правовой базе) мы сможем улучшить положение малоимущих слоев населения, так как услуги медиации более дешевые и доступные. Во-вторых, сможем эффективно разрешать конфликты, позволяя сторонам, вовлеченным в них, прийти к обоюдному решению. Медиация помогает организовать обратную связь от потребителя к предпринимателю.

Например, я или вы купили пачку некачественного творога. Она стоит 50 тенге, но нас миллионы и мы разочаровались и своим тенге поддержали недобросовестного производителя. Иски маленькие – 1000–2000 тенге. С одной стороны, гораздо эффективнее не доводить дело до суда. А с другой – не обращать внимания на эти маленькие иски нельзя, ведь они многомиллионные. Нанять адвоката, ездить в суд, найти доказательства, привлечь экспертов – дорого. Многие поэтому позволяют себя обмануть, они выкинут этот творог и никуда не пойдут. А мы с помощью этого метода хотим активизировать людей, чтобы они получили компенсацию за приобретенный ими некачественный товар и поверили в справедливость.

Медиация – экономный метод и по времени, и по деньгам, он позволяет наладить отношения между потребителем и предпринимателем. Организация обратной связи выгодна для всех: и для предпринимателей, и для потребителей, и для государства. Разумный предприниматель примет это к сведению и в дальнейшем не будет нарушать права потребителя, улучшит свой бизнес и станет более конкурентоспособным. Чем больше потребитель будет доверять предпринимателю, тем легче он будет расходовать деньги, а это налоги и рабочие места, следовательно, будет развиваться и бизнес, и экономика. На базе Лиги потребителей Казахстана уже есть школа медиации, где обучились 82 человека. Мы проводили тьютитренинг для тренеров, которые теперь обладают не только знаниями в области интерактивной методики.

– Я пострадала от некачественного товара и обратилась в вашу организацию, сколько я должна заплатить?

– Если вы малоимущий человек, вы ничего не платите. В противном случае – 5 тыс. тенге. Но они будут возвращены, когда мы разрешим спор, виновной стороной. Если это пачка творога, то в суде это сделать нельзя, так как по Гражданскому кодексу судебные издержки должны составлять не более 10%. Где вы найдете юриста за 5 тенге? А с помощью медиации эту ситуацию можно урегулировать.

– Вы уверены, что наши производители будут заинтересованы в досудебном разрешении спора?

– Уверена. Для них очень важен имидж. Сейчас довольно много компаний стали социально ответственными не с точки зрения благотворительности, а с точки зрения управления рисками. Они готовы повышать свою конкурентоспособность, внедрять новые технологии, обучать персонал. И вкладывая во все это средства, они понимают, что доверие потребителя – это важный элемент в бизнесе.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности