Партийная жизнь в эпоху перемен

Редакционная статья

Партийная жизнь в эпоху перемен

Кто не успел, тот, похоже, уже опоздал. Партийные блоки со дня на день будут запрещены, а времени на неспешный переговорный процесс относительно условий объединения партий и распределения мест в партийной иерархии практически не осталось.

Разумеется, у власти (и ее партии) в условиях цейтнота есть преимущество. Но лишь перед теми, кому для участия в выборах требуется специальная подготовка. Перед теми, кто работой с массами, то есть агитацией, пропагандой, политической социализацией и тому подобными вещами привык заниматься лишь в ходе предвыборной кампании. Но кампания эта по своему содержанию – всего лишь политическое шоу. И если от ее хода зависит выбор избирателей, это значит, что между конкурентами в борьбе за их голоса принципиальных различий не было. Или же они были незаметны народу.

С другой стороны, пиком партийной жизни являются парламентские выборы. Ради участия в них партии и создаются. И если дзен-буддисты советуют делать любое дело вдумчиво, не отвлекаясь в мыслях на посторонние темы (например, подметая пол, думать именно о процессе удаления грязи), то партийным лидерам можно посоветовать всегда думать о выборах. Тогда никакие решения государственной власти, никакие поправки в законы не станут неожиданностью.

О том, что изменения в Конституцию вносились не для грядущих поколений, а как политическое обеспечение того экономического курса, который реализуется уже сегодня, говорило многое. В том числе и прошлогоднее поглощение «Отаном» своих союзников. Не видеть этого мог только тот, кто не хотел этого видеть. Или почему-то считал, что власть будет создавать правила игры, устраивающие ее оппонентов. Хотя, скорее всего, просто был занят какими-то другими, более важными для него вещами.

В нашу политическую жизнь пришел термин «ребрендинг», что естественно для страны, где в государственное управление внедряются корпоративные принципы. Партии относятся к этому серьезно. Иногда даже кажется, что их цель – охрана своего культурно-исторического наследия, а не борьба за власть. «Ак жол» дорожит своим именем как некой святыней. А члены партии «Алга!», как выяснилось из ее пресс-релиза, «отстаивают в неравной борьбе с авторитарным режимом страны вот уже шесть лет» не интересы народа или, скажем, демократические ценности, а существование самой партии. Тоже цель, конечно. Только соратники в этой неравной борьбе у них вряд ли появятся.

Понятно, когда компании сражаются за право использовать известную торговую марку – «Столичная», например, или «Budweiser». Потому что разные сорта напитка часто отличаются лишь названием, и люди покупают тот, который более известен. Если следовать логике коммерсантов, тогда этикетка становится важнее содержания.

Покуда оппозиционные партии заняты охраной своих торговых марок, игра идет по правилам, диктуемым властью. А лидерские позиции президента настолько прочны, что «дело Рахата Алиева» вызывало у его оппонентов взаимоисключающие утверждения о том, что в стране политический кризис, и о том, что вся история с Нурбанком была инсценирована «Ак ордой». Тактика власти, судя по всему, будет простой – предельно упростить для избирателя проблему выбора, предложив ему в качестве основы определиться с отношением к президенту. Если ты за реформы, за экономическое развитие, за стабильность, за все хорошее вообще – голосуй за президентскую партию. Если ты против развития и стабильности – можешь голосовать против нее. То есть в центр избирательной кампании будет поставлена фигура Нурсултана Назарбаева – вариант, неудобный для его оппонентов.

Если же после выбора, сделанного против президентской партии, предстоит еще один – в пользу одной из нескольких оппозиционных, провал противников «Нур Отана» на предстоящих выборах гарантирован. Хотя успеха в борьбе за чистоту идейного наследия и авторские права на партийные вывески они вполне могут добиться.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики