Партийная жизнь в эпоху перемен

Редакционная статья

Партийная жизнь в эпоху перемен

Кто не успел, тот, похоже, уже опоздал. Партийные блоки со дня на день будут запрещены, а времени на неспешный переговорный процесс относительно условий объединения партий и распределения мест в партийной иерархии практически не осталось.

Разумеется, у власти (и ее партии) в условиях цейтнота есть преимущество. Но лишь перед теми, кому для участия в выборах требуется специальная подготовка. Перед теми, кто работой с массами, то есть агитацией, пропагандой, политической социализацией и тому подобными вещами привык заниматься лишь в ходе предвыборной кампании. Но кампания эта по своему содержанию – всего лишь политическое шоу. И если от ее хода зависит выбор избирателей, это значит, что между конкурентами в борьбе за их голоса принципиальных различий не было. Или же они были незаметны народу.

С другой стороны, пиком партийной жизни являются парламентские выборы. Ради участия в них партии и создаются. И если дзен-буддисты советуют делать любое дело вдумчиво, не отвлекаясь в мыслях на посторонние темы (например, подметая пол, думать именно о процессе удаления грязи), то партийным лидерам можно посоветовать всегда думать о выборах. Тогда никакие решения государственной власти, никакие поправки в законы не станут неожиданностью.

О том, что изменения в Конституцию вносились не для грядущих поколений, а как политическое обеспечение того экономического курса, который реализуется уже сегодня, говорило многое. В том числе и прошлогоднее поглощение «Отаном» своих союзников. Не видеть этого мог только тот, кто не хотел этого видеть. Или почему-то считал, что власть будет создавать правила игры, устраивающие ее оппонентов. Хотя, скорее всего, просто был занят какими-то другими, более важными для него вещами.

В нашу политическую жизнь пришел термин «ребрендинг», что естественно для страны, где в государственное управление внедряются корпоративные принципы. Партии относятся к этому серьезно. Иногда даже кажется, что их цель – охрана своего культурно-исторического наследия, а не борьба за власть. «Ак жол» дорожит своим именем как некой святыней. А члены партии «Алга!», как выяснилось из ее пресс-релиза, «отстаивают в неравной борьбе с авторитарным режимом страны вот уже шесть лет» не интересы народа или, скажем, демократические ценности, а существование самой партии. Тоже цель, конечно. Только соратники в этой неравной борьбе у них вряд ли появятся.

Понятно, когда компании сражаются за право использовать известную торговую марку – «Столичная», например, или «Budweiser». Потому что разные сорта напитка часто отличаются лишь названием, и люди покупают тот, который более известен. Если следовать логике коммерсантов, тогда этикетка становится важнее содержания.

Покуда оппозиционные партии заняты охраной своих торговых марок, игра идет по правилам, диктуемым властью. А лидерские позиции президента настолько прочны, что «дело Рахата Алиева» вызывало у его оппонентов взаимоисключающие утверждения о том, что в стране политический кризис, и о том, что вся история с Нурбанком была инсценирована «Ак ордой». Тактика власти, судя по всему, будет простой – предельно упростить для избирателя проблему выбора, предложив ему в качестве основы определиться с отношением к президенту. Если ты за реформы, за экономическое развитие, за стабильность, за все хорошее вообще – голосуй за президентскую партию. Если ты против развития и стабильности – можешь голосовать против нее. То есть в центр избирательной кампании будет поставлена фигура Нурсултана Назарбаева – вариант, неудобный для его оппонентов.

Если же после выбора, сделанного против президентской партии, предстоит еще один – в пользу одной из нескольких оппозиционных, провал противников «Нур Отана» на предстоящих выборах гарантирован. Хотя успеха в борьбе за чистоту идейного наследия и авторские права на партийные вывески они вполне могут добиться.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее