Уволен по собственному желанию

Конфликт между интересами личными и государственными был разрешен депутатами мажилиса в пользу последних. Нижняя палата парламента распущена, а политические партии начали подготовку к досрочным выборам

Уволен по собственному желанию

В последние дни наш мажилис был похож на больного, выбравшего эвтаназию и ожидающего, в какой форме ему будет позволено уйти из жизни: то ли предложат самому выпить яд, то ли тот же самый яд ему введет врач. А пока Конституционный совет решал этот вопрос, депутаты продолжали принимать законы, хотя все их мысли, надо полагать, были далеки от содержания обсуждаемых документов.

Ответ Конституционного совета выглядел, на наш взгляд, довольно странно: самораспуститься мажилис не имеет права, но президент имеет право его распустить. Конечно, самороспуска как некой самостоятельной нормы в Конституции нет. Но, поскольку депутат в соответствии с Конституцией может подать в отставку, это могут сделать и все депутаты хором. Что, в сущности, равносильно самороспуску. Поскольку желание депутатов прекратить полномочия нынешнего мажилиса в той или иной форме было высказано, КС дал подсказку: обратитесь к президенту с просьбой о роспуске. Что депутаты и сделали, причем немедленно.

В данной ситуации были точно скопированы отношения наемного работника и работодателя в момент увольнения. Ведь это только так говорится – «я увольняюсь», а на самом деле человек пишет заявление с просьбой уволить его. И то, что Нурсултан Назарбаев при роспуске мажилиса действовал подобно работодателю, а мажилисмены – подобно наемным работникам, в сущности, довольно точно отражает взаимоотношения между президентом и парламентом. Вполне в духе корпоративных принципов управления.

Президент не стал томить депутатов долгим ожиданием. 19 июня он получил формальное обращение 61 мажилисмена с просьбой о роспуске, а уже на следующий день появился в нижней палате парламента, предварительно проведя встречу с фракцией «Нур Отана». Нурсултан Назарбаев выступил перед депутатами с приличествующей случаю речью, в которой отметил их заслуги в законодательном оформлении реформ. Президент подчеркнул принципиальную разницу между нынешним роспуском мажилиса и тем, которое произошло в 1995 году. Тогда, по его словам, была конфликтная ситуация, а сегодня конфликта нет. Действительно, никогда еще все государственные институты не работали столь слаженно, как в последние месяцы.

В тот же день президент подписал указ о роспуске мажилиса парламента и о назначении внеочередных выборов. Выборы назначены на 18 августа. Выдвижение кандидатов от политических партий начнется 22 июня и закончится 11 июля. Исходя из того, что на подсчет голосов Центральной избирательной комиссии потребуется 10 дней, можно предположить, что мажилис четвертого созыва начнет свою работу 3 сентября, в первый рабочий день осени. А до тех пор сенат парламента будет работать за двоих, как это предусмотрено исправленной Конституцией.

Как уже отмечал «Эксперт Казахстан», предназначение всех реформ последнего времени – и административной, и политической – состоит в том, чтобы создать оптимальные условия для успешного выполнения проекта экономической модернизации Казахстана. Что еще раз подтвердили слова президента, обращенные к депутатам: «Именно ваш состав начал принимать те законы, которые действительно помогут нам войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира». То есть функции парламента будут заключаться в юридическом обеспечении экономического курса Казахстана. Поскольку курс этот предложен президентом, то вполне естественно, что задача его правовой поддержки будет решаться президентской партией. «Нур Отан» становится ведущей политической силой страны, и все мы должны работать на эту партию, которая должна вести государство, политику в будущее на долгие годы», – заметил Нурсултан Назарбаев на встрече с однопартийцами.

То, что «Нур Отан» победит на предстоящих выборах, мало у кого вызывает сомнение. Правда, сторонники президента объясняют эту победу всенародной поддержкой проводимой им политики, а его оппоненты – заведомо нечестной игрой властей и непременными фальсификациями результатов голосования.

Нам же кажется принципиально важным другое. Весь процесс парламентских выборов, ради участия в которых и создаются политические партии, оказался фактически сведен к набору бюрократических процедур: принятие поправок – запрос Нурбаха Рустемова – ответ Конституционного совета – обращение к президенту – указ о роспуске и внеочередных выборах. Хотя подготовка политических партий к досрочным парламентским выборам в последние недели заметно опережала юридическое оформление этого процесса, времени на работу с электоратом оказалось слишком мало. А работать в промежутке между выборами наши партии пока не привыкли. Следовательно, невыполненными останутся и их задачи по воздействию на политическую психологию, по формированию политических настроений масс, политической культуры общества, целенаправленной политической социализации населения. То есть всего того, на что (помимо повышения эффективности управления государством) были направлены конституционные реформы.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики