Интеграция через искусство

Глобализация дает возможность общаться художникам из разных регионов и представлять свои работы на мировой сцене

Интеграция через искусство

Так объяснил свое понимание этого беспокоящего всех феномена современности пакистанский художник Куддус Мирза на открытии выставки «Пункт назначения – Азия: нестрогое соответствие». «Благодаря ей, как в прямом, так и в переносном смысле, мы здесь собрались, нашли язык и подружились друг с другом, такие разные и имеющие столько общего мусульмане и индуисты», – подчеркнул он. В своей статье, опубликованной в англоязычной газете Jand, Куддус делится своими впечатлениями о выставке в Алматы: «Художники Индии и Пакистана, как старые любовники, встречаются в укромных уголках по всему миру». Но главное, что объединяет не только современных художников, но всех культурных образованных людей, – это знания, гуманистические ценности и желание сделать мир лучше.

Проект был задуман с целью познакомить сначала казахстанского зрителя с современным индийским и пакистанским искусством, а затем индийцев с казахстанскими художниками. Выставка инициирована тем, что о современном искусстве соседей по региону мы зачастую знаем меньше, чем о более далеких европейских художниках. Организатор выставки – Центр современного искусства решил – восполнить этот пробел. Несмотря на географическую близость, мы сейчас далеко друг от друга.

Кому угрожает глобализм?

[inc pk='2087' service='media']

Разговоры о глобализации, потере корней характерны для стран с плохо развитой неконкурентоспособной культурой. Культурой, которой нечего противопоставить внешним влияниям, которая не способна вступить в диалог с другой культурой и интерпретировать ее. Для стран, вступивших на путь независимого развития, характерно желание культурного обособления, подчеркивание своей самобытности. Развивающиеся страны особенно любят говорить о тлетворном влиянии Запада, вестеризации. Проблемы глобализации и обезличивания культуры неоднократно поднимаются и у нас, в молодом суверенном Казахстане.

В отличие от Казахстана Индия – страна с четырехтысячелетней историей. В связи с чем и сложился устойчивый стереотип об индийском искусстве: туристов больше интересуют традиции и памятники старины, нежели современная культурная жизнь. Но все же местные художники стремятся вписаться в мировой контекст и говорят в своих работах о политических и социальных проблемах современности. Но Индия испытывает и сильное влияние традиционализма. Так, кастовая система по-прежнему играет значительную роль в общественном устройстве и социальных процессах.

«Индию с Западом связывает более чем столетняя история взаимодействия. Индия была колонизирована Британией, и ее нынешняя экономика и культура являются продуктом таких взаимоотношений. Индийское искусство, особенно живопись, испытало влияние западных традиций. Мы не противопоставляем традицию и современность, не задаемся вопросами: откуда идет влияние, как и благодаря чему формируется наше искусство. Просто живем этой жизнью, отвечаем на важные вопросы, которые поднимаются в нашем обществе. Не важно, с Запада это идет или откуда-то еще», – считает индийский художник Виван Сундерам.

Обыденность насилия

[inc pk='2088' service='media']

Независимость от Британской империи Индия получила после Второй мировой войны. Тогда уже начались конфликты на религиозно-национальной почве. Стычки между индуистами и мусульманами не прекращаются до сих пор. Эта проблема легла в основу одной из экспозиций выставки «Хлеб». Ее автор Б.В. Суреш из касты неприкасаемых рассказывает страшную историю о конфликте, вспыхнувшем в штате Гуджарат в 2002 году между индуистами и мусульманами, когда последние укрылись от бушующей толпы в пекарне и были заживо сожжены. Обугленные буханки хлеба, испеченные в пекарне, напоминают об этом злодеянии и заставляют задуматься о ценности человеческой жизни, которая превыше религиозных распрей и страстей. Художник предлагает преломить хлеб как символ жертвенности и обыденности насилия (хлеб на столе ассоциируется с обыденностью).

Интерактивный компьютерный арт Шармилы Самат «Портфель бомбейского бугимена» повествует о приключениях одного подозрительного чемоданчика, который, когда щелкаешь по нему мышкой, вдруг оказывается в самых разных публичных местах. Таким образом Шармила пытается передать состояние страха и беспокойства, переходящее в паранойю, от незащищенности нашей жизни перед внезапностью и непредсказуемостью терроризма. Любопытство публики вызвало интерактивное видео на трех компьютерах. Посетители, работая с мышью, воздействовали на изображение на экране. Несмотря на то что идея создания подобных программ не нова, работы Вибхи Галхотры «Что мы?», «Откуда мы?» и «Куда мы идем?» внесли оживление в экспозицию выставки.

Нестерпимый зуд

[inc pk='2089' service='media']

Героиня видеоарта Н. Пушпамалы в пышном сари и с цветами в волосах, танцует на фоне бомбейских небоскребов. Она символизирует собой приглаженную и разукрашенную броскими цветами фольклора Индию, выставляемую напоказ для внешних наблюдателей. Картинность одеяния и неестественность движений девушки на фоне бутафорского полотна с бомбейскими небоскребами, скопированными с почтовой открытки, скрывают неприглядные индийские реалии и противоречие между традицией и современностью. О фатальности замкнутого круга нищеты и кастовости, из которого невозможно вырваться, повествует видеоарт Вивана Сундерама. Мы видим, как юноша, живущий в трехметровой горе отходов, вновь и вновь совершает прыжок в небеса, но каждый раз волею монтажа и безжалостных обстоятельств оказывается в исходной точке, под толщей мусора.

Хорошо знакомой алматинцам (и не только им) проблеме посвящены фотокартины Тушара Жоага «Настоящий зуд». Зуд вызывает массовое строительство нового города, развернутое чиновниками в сговоре со строительными лобби, где, похоже, нет места местным жителям. Снос и воздвижение новых зданий ведутся уже не на земле, а на человеческом теле, которому она уподоблена. Экскаваторы вгрызаются в живое чрево, вызывая нестерпимый зуд. Хищный, полный зубов-небоскребов рот демонстрирует свою ненасытную утробу посетителям.

Любовь к оружию

[inc pk='2090' service='media']

Бани Абиди

из Пакистана осмысливает природу терроризма и ее связь с исламом. По ее мнению, корни кроются в героической составляющей, присущей этой религии. Культ героизма и мужественности ассоциируется с оружием, любовь к которому прививается мальчикам в мусульманских семьях с детства. Серия работ, имитирующих бытовую фотографию, «Мальчик, которому надоело позировать» анализирует любовь мальчиков к оружию и нелюбовь оружия к человеческой жизни. На картине юноша исчезает, оставляя после себя воинствующий антураж, ихрам и саблю. Тему эстетической привлекательности оружия продолжает экспозиция пакистанцев Куддуса Мирзы и Надии Шавкат, которые разрушают ауру престижа и красоты, создававшуюся вокруг него на протяжении многовековой истории патриархальной культуры. Сделанные из позолоченной фольги наклейки пистолетов вскрывают бутафорскую природу милитаристской эстетики, превращая ее в дешевый китч.

Общие проблемы

[inc pk='2091' service='media']

Современное искусство стало развиваться в Индии в 90-х годах, когда страна встала на путь капиталистического развития. Несмотря на то что по-прежнему привлекательными для туристов остаются древности, этнография и народное ремесло, современное искусство, ставящее в центр внимания актуальные социальные и политические проблемы, укрепляет свои позиции. Оно тоже начинает пользоваться спросом, как и традиционное. Современные художники в Индии выживают, создавая объединения и арт-группы. Получить финансирование на искусство сложно, необходимо прежде зарекомендовать себя, сделать имя. Но уже есть позитивные подвижки. Например, Шармила Самат продала свою работу и на эти деньги смогла купить мастерскую. Имеют место и негативные проявления, препятствующие свободе слова и творчества. Суреш рассказал о недавнем инциденте в университете Барода, где он преподает: студент взял в качестве темы дипломной работы по живописи мифологию индуистских богов, дав вольную ее интерпретацию, и… оказался в тюрьме. Из других штатов приехали коллеги-единомышленники, устроили марш протеста и добились его освобождения. О состоянии современного искусства в Пакистане на мастер-классе рассказал Куддус Мирза. Актуальные темы современного искусства Пакистана – терроризм, милитаризм, запрет на изображение обнаженной натуры, а также интеграция традиционного и современного искусств. Он подчеркнул, что искусство, к сожалению, – достояние узкой элитарной прослойки. Широким массам искусство недоступно и неизвестно. Оно не поддерживается государством, но в нем заинтересованы бизнес-структуры, которые рекламируют себя, финансируя его.

Бедность и нищета, терроризм, столкновение традиционализма и современности, неравенство, тоталитаризм, бездумное строительство и земельный бум, конфессиональные (религиозные, национальные) конфликты – это общие беды развивающихся стран. Современное искусство Индии, Пакистана и Казахстана демонстрирует, что мы все имеем общие проблемы. Возможно, в этом и заключается глобализация современного мира. Следующий этап проекта – выставка наших художников в Индии.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее