Непобедимые конкуренты

Российские сборщики персональных компьютеров пока не могут пробиться в Казахстан, что является для них особенно неприятным в условиях быстрорастущего рынка ближайшего соседа.

Непобедимые конкуренты

В первом квартале нынешнего года рынок ПК Казахстана вырос на 27,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В абсолютном выражении цифра эта составила 96,1 тыс. персональных компьютеров. А в 2006 году количество ПК на 100 жителей увеличилось с 18 до 25.

38% этого рынка (примерно 36,5 тыс. компьютеров) приходится на долю мировых производителей, таких как Toshiba, Fujitsu-Siemens Computers, Hewlett-Packard, Dell, Acer и др.

Около 20% казахстанского рынка занимают ноутбуки. Их продажи в первом квартале выросли на 29% (всего 19,8 тыс. штук), лидирует на этом рынке Fujitsu-Siemens Computers, а за ним идут Acer и Hewlett-Packard. Таким образом, на данном секторе рынка также лидируют не российские производители. Подобная ситуация наблюдается и на рынке настольных персональных компьютеров. Рост продаж здесь составил 26%. В Казахстане этот показатель выше, чем в развитых странах, где вышеназванный сегмент постепенно замедляет динамику роста. Среди поставщиков настольных персональных компьютеров лидером оказалась казахстанская компания Alser. Также высокие результаты на рынке ПК показала и другая казахстанская компания Logycom.

Ввиду высокой потребности экономики в информатизации данный рынок, вероятно, продолжит расти столь же динамично и в этом году.

В Казахстане работает крайне мало российских компаний. Эксперты связывают это с тем, что россияне упустили первые этапы зарождения рынка, не захватив здесь изначально своей доли. Свободный рынок быстро заполнили иностранные компании и постепенно набрали силу казахстанские сборщики. Теперь попытки россиян прийти в Казахстан наталкиваются на сильную конкуренцию на местном рынке.

На казахстанский рынок уже активно проникают российские интеграторы. Однако российские вендоры пока не могут обеспечить минимальное локальное присутствие и найти партнеров, что необходимо для выхода на рынок. Кроме того, российские компании пока не уверены, что хотят нести значительные финансовые затраты, которые на данном этапе развития рынка необходимы для построения сети или организации локальных представительств. Определенные логистические трудности, на которые ссылаются российские компании, также, видимо, мешают им войти на рынок.

В то же время, например, азербайджанская компания Ultra уже заявила, что хочет выйти на казахстанский рынок и завоевать долю в 7% («Эксперт Казахстан» №24), и считает, что эти планы вполне осуществимы.