Наш век перемен

Чем дальше, тем больше индустрия массмедиа будет представлять собой симбиоз традиционных и социальных средств массовой информации и развлечений

Наш век перемен

Конец прошлого века – начало нынешнего стали свидетелями появления как новых форм доставки информации, так и новых форм ее получения и потребления. Медиаиндустрия, относительно статичная в течение последних 50 лет, буквально взорвалась под напором новых технологий. И сегодня представляет собой экстраординарную мозаику старых и новых элементов: телевизионные реалити-шоу, блоги, поисковые системы, интерактивное кабельное телевидение, iPod и подкастинг, цифровые видеокамеры, персонализированная реклама, онлайн-сообщества, бесплатные газеты, спутниковое радио, а также безграничные возможности для обмена фото- и видеоматериалами.

Индустрия средств массовой информации и развлечений является сегодня одной из самых крупных, комплексных и многогранных. Ее стоимость оценивается экспертами в 1,35 млрд долларов, а доля в глобальной экономике составляет около 3%. В США, одном из лидеров индустрии, удельный вес СМИ в экономике страны достигает 4,4%. По прогнозам экспертов, в следующие 30 лет доля массмедиа в мировой экономике увеличится, как минимум, вдвое. Расходы на рекламу в средствах массовой информации в глобальном масштабе составили в 2005 году свыше 400 млрд долларов.

Симбиоз

Главная черта современной индустрии массовой информации – активное вовлечение в процесс производства и потребления массмедийной продукции читателя/зрителя/слушателя. Развитие телекоммуникационных технологий привело к формированию – параллельно с традиционными средствами массовой информации (газеты, радио, телевидение) – набирающего с каждым годом силу потока социальных массмедиа, коммуникационную базу которых составляют блоггинг, подкастинг и интернет-сообщества.

По мнению австралийского аналитика Росса Доусона, возглавляющего компанию Future Exploration Network, основной чертой традиционных СМИ является относительная простота, с которой ее представители могут получить доступ практически к любой информации в силу их позиции и степени влияния на общество. Кроме того, мейнстрим-медиа обладают большими, по сравнению с социальными, производственными возможностями по доставке продукта потребителю. Немаловажно и то, что от традиционных средств массовой информации потребитель ожидает постоянства в качестве поставляемого продукта и его достоверности.

Социальные массмедиа изначально основаны на диалоге между поставщиком и потребителем информационного продукта, причем в процессе этого диалога стороны часто меняются местами. Основными объектами этого вида медиа сегодня являются аннотирование, обсуждение и в некоторых случаях информационное дополнение уже возникших в традиционных средствах информационных тем и идей. В отличие от профессиональных журналистов, в массе своей мотивируемых потребностью в самовыражении, основным мотиватором социальных журналистов, полагает австралийский аналитик, является стремление заявить о себе: «Эксгибиционизм и вуайеризм, присущий блогам и онлайн-сообществам, являются основными мотивами, побуждающими большинство людей принимать участие в социальных медиа».

Росс Доусон считает, что главной тенденцией, которая будет определять будущее массмедийной индустрии, станет возрастающий симбиоз мейнстрим- и социальных медийных потоков. Их взаимодействие с каждым годом все больше будет напоминать «змею, кусающую свой хвост». Так, блоги предоставляют возможность широкого обсуждения и часто информационного дополнения материалов, представленных в традиционных изданиях, которые в свою очередь учитывают обратную связь со стороны читателей и вносят коррективы в свои новостные потоки. Существующие сегодня платформы, например поисковая система Technorati, позволяют превратить в широкомасштабную блог-дискурсию любую статью, опубликованную в режиме онлайн. В то же время для мейнстрим-медиа, чем дальше, тем больше, становится допустимым цитировать блоги и блоггеров, иногда полностью строя свои репортажи на информации, полученной онлайн. Более того, диалоги между блоггерами и редакционными журналистами все чаще становятся источником идей для последних. Волка начинают кормить не ноги, а указательный палец – кликающий на правой клавише компьютерной мыши...

Реклама, мобильность, клонирование

Среди характеристик, которыми обладает возникающая на наших глазах симбиоз-индустрия массовой информации и развлечений, эксперты выделяют две, напрямую связанные с ее возможностью зарабатывать деньги на рекламе. Во-первых, «симбионт» обладает большими возможностями достигать и влиять на целевую аудиторию, чем составляющие его компоненты в отдельности. Во-вторых, благодаря современным телекоммуникационным платформам у рекламодателя появляется возможность с большей точностью оценивать эффективность того или иного рекламного материала. Совокупность этих двух характеристик ведет к тому, что современный рекламодатель более охотно тратит средства на продвижение своей продукции.

Одним из недавних примеров симбиотических отношений может послужить покупка корпорацией News Corps компании Intermix Media, учредителя популярного веб-ресурса MySpace.com. На первый взгляд сумма, которую заплатил Руперт Мердок (глава News Corporation) за относительно новую интернет-компанию, – 580 млн долларов – может показаться чрезмерной (учитывая, что годовой доход Intermiх Media едва превышает 20 млн). Но если принять во внимание, что эта компания служит местом онлайн-тусовки для более чем 54 млн человек, в силу своих интересов уже практически разбитых на целевые аудитории, сумма уже не кажется слишком высокой. И что еще более важно – владение такой компанией дает в руки маркетологам News Corps уникальный инструмент, позволяющий выявлять только нарождающиеся тренды в современной молодежной субкультуре.

Другое изменение, происходящее в индустрии, касается каналов распространения информации и устройств, с помощью которых это распространение происходит. Эксперты Future Exploration Network утверждают, что стремительная эволюция каналов и технических средств доставки информационного контента в сторону мобильности произошла благодаря предоставлению пользователю возможности потреблять массмедийный продукт в любом месте и в любое время. Эксперты обращают особое внимание на две технологические новинки, которые могут революционизировать то, как мы потребляем информацию, поставляемую через цифровые каналы. Это видеоочки, разработчикам наконец удалось совместить качество изображения с удобством ношения, и е-бумага (электронная бумага), в свернутом состоянии она помещается в карман.

Еще одна характерная особенность современной индустрии массмедиа – геоклонирование, тенденция к увеличению информации глобального характера, в отношении которой необходима адаптация к локальным особенностям потребителей. Некоторые материалы могут представлять интерес для большинства жителей земного шара (новости о знаменитостях, новости бизнеса и финансов, специальные расследования, некоторые развлекательные передачи). Такой контент практически не нуждается в адаптации и может быть произведен в любой точке планеты. Но подавляющее большинство продукции средств массовой информации и индустрии развлечений (контент) нуждается в подгонке к культурным региональным особенностям (одним из примеров геоклонирования является производство телепрограмм и сериалов, когда выкупленную зарубежную идею наполняют отечественным содержанием). На самом общем уровне геоклонированию подвергается язык и формат контента.

Оседлать волну

Одна из ключевых задач, стоящая перед традиционными средствами массовой информации, – приспособиться к изменившемуся медийному ландшафту. Его основной чертой стала «дуальная сущность» потребителя, который из пассивного получателя информационного контента все больше становится ее активным производителем и издателем. «Наша индустрия стоит перед одним из крупнейших испытаний – испытанием самодеятельным, любительским информационным контентом, имеющим самую разно-образную форму. От блога и гражданского (народного) журнализма до производства оригинальных материалов из готовых видеороликов и звуковых файлов, – убежден Том Глосер, генеральный директор агентства Reuters. – Издательское дело сегодня переживает трансформацию, сравнимую с той, которую пять веков назад совершил Гуттенберг, только сегодня деревянные и металлические буквы наборных шрифтов заменяются лэптопом и интернетом».

Глосер предложил три стратегических направления, благодаря которым традиционные медиа смогут успешно приспособиться к изменившемуся информационному ландшафту. Прежде всего средства массовой информации должны начать играть роль «посевного агрегата», а в качестве «семян» выступит качественный оригинальный информационный контент. По замыслу Глосера, эти «семена» станут центрами конденсации, вокруг них будут разворачиваться дискуссии, ведущая роль в которых будет отведена представителям социальных медийных ресурсов. Но недостаточно просто посеять «зерна» и ждать всходов – потребитель должен активно привлекаться к традиционному информационному ресурсу через создание эффективных интернет-платформ для обеспечения обратной связи с читателем/зрителем. Только таким образом – своеобразной электронной версией писем в редакцию и странички главреда – можно добиться лояльности от потребителя. А чем больше количество «лоялистов», тем выше печатные тиражи и электронная подписка, тем выше доход от целевой рекламы.

Второе направление – предоставление потребителю инструментов, с помощью которых он бы мог взращивать свой собственный, оригинальный, информационный продукт, пользуясь предоставляемыми ему информационными семенами, и площадок, на которых он мог бы продемонстрировать плоды своего творчества. Глосер призывает коллег-журналистов «не повторять ошибок первой волны интернета – когда сегодняшняя электронная версия газеты была всего лишь вывешенной в виртуальном пространстве репликой вчерашней печатной газеты, разбавленной несколькими рекламными баннерами».

В качестве третьего стратегического направления Глосер предлагает концентрацию усилий на качестве медийного продукта, призывая традиционные медиа выступать своеобразным «фильтром и редактором». В конце концов, как заметил в 1965 году редактор-основатель Wall Street Journal Барни Килгоу, отвечая на вопрос о будущем журнализма: «На рыбном рынке вам рыбу завернут в бумагу. Мы заворачиваем в бумагу новости. Важно содержимое, а не то, во что его заворачивают». Том Глосер, в свою очередь, убежден, что мир всегда будет нуждаться в редакторах: потребители медиаконтента, как любого другого товара, в массе своей полагаются на мнение профессионалов о качестве предлагаемой им продукции. «То, что любой человек может сегодня опубликовать в интернете свой дневник или основать собственное информационное агентство, еще не значит, что это стоит того, чтобы его читать». Задача мейнстрим-медиа, таким образом, заключается еще и в том, чтобы через высадку информационных семян и предоставление инструментов и площадок для самовыражения отыскивать в «тоннах перемытой породы золотые крупицы настоящей журналистики».

Будущему – быть!

Несмотря на множащиеся ряды блоггеров и журналистов от народа, предрекающих скорое наступление судного дня для традиционных средств массовой информации, будущее последних выглядит вполне оптимистичным. Один из отцов-основателей гражданской журналистики, профессор журналистики Нью-Йоркского университета Джей Роузен, например, считает, что хотя интернет на первый взгляд представляется ресурсом, который поощряет и предоставляет возможности для человека с улицы начать делать свои собственные репортажи, в реальности дело обстоит несколько иначе: «Структура социальных и политических институтов общества слишком насыщенна и сложна для полноценного ее анализа рядовым гражданином».

С ним согласен и Том Глосер, называющий две фундаментальные причины, почему служащие BBC, CNN, Reuters не останутся без работы. Прежде всего – слишком большой выбор информационного контента означает отсутствие выбора. Не отрицая за потребителем права иметь иллюзию богатого выбора, Глосер убежден, что на сознательном и бессознательном уровне потребитель фокусируется на том, что ему знакомо, и превыше всего на том, чему он может доверять. И вот здесь в игру вступает репутация, сложившаяся вокруг того или иного информационного бренда. Глосер настаивает, что в современном сумасшедшем мире массмедиа вопрос доверия информационному источнику становится критическим: «При все возрастающем разнообразии информационного рынка доверие станет ключевым и критическим элементом в принятии потребителем окончательного решения».

Второй причиной, по которой традиционные СМИ могут с осторожным оптимизмом смотреть в свое будущее, является простой факт, что люди просто не обладают временем для поиска нового контента. Время является невозобновляемым ресурсом, и немногие непрофессионалы готовы им пожертвовать, чтобы отыскать на безбрежных просторах интернета крупицу новой информации. Глосер призывает «позволить профессионалам заниматься таким поиском и решать в меру своего профессионализма, что интересно и необходимо потребителю». В то же время не стоит забывать и о мудрости толпы, которая находит свое выражение в публикуемых на информационных сайтах в «списках наиболее популярных/наиболее часто отправляемых по электронной почте топико».

Активное включение потребителя в процесс производства и распределения информации, симбиоз между традиционными средствами массовой информации и социальными массмедиа, мобилизация каналов и устройств доставки информационного контента, растущая потребность в геоклонировании глобальной информации, а также многократно увеличившиеся возможности по доставке рекламного продукта к целевой группе – таковы основные тенденции современного информационного рынка. Чтобы успешно адаптироваться к меняющимся условиям, мейнстрим-медиа обязаны изменить сложившуюся веками философию «журналист пописывает, читатель почитывает», перейдя от назидательного монолога к внимательному диалогу со своим читателем. Вместе с тем ряд объективно существующих явлений – сложность интернет-структуры, стремление избежать слишком широкого выбора информации, отсутствие времени для самостоятельного отбора контента, необходимость доверять источникам информации – позволяют традиционным средствам информации, пусть и значительно трансформированным в соответствии с реалиями цифрового века, с оптимизмом смотреть в будущее.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее