Уверенное будущее индийского ритейла

Практически не освоенный организованным ритейлом индийский рынок розничной торговли переживает розничную лихорадку. На нем стремятся закрепиться как крупный индийский бизнес, так и международные компании. Самым многообещающим игроком многие считают Reliance Retail Ltd.

Уверенное будущее индийского ритейла

Pовно год назад индийская компания Reliance Insdustries Ltd (RIL), третья по величине в мире нефтеперерабатывающая и нефтехимическая компания, заявила о своих планах по открытию розничного бизнеса и создала дочернюю компанию Reliance Retail Ltd.(RRL).

Уже в ноябре прошлого года RRL открыла в Хайдарабаде, в центре Индии, первые 11 сетевых мелкоформатных («магазин по соседству») магазинов Reliance Fresh, в основе ассортимента которых лежат свежие овощи и фрукты. Открытие этих магазинов ознаменовало начальный этап в реализации амбициозных планов компании по освоению от 20 до 25% потенциального рынка розничной торговли в Индии.

Розница по-индийски

Сегодня организованный ритейл в Индии, по оценке специалистов, составляет не более 4% от всего внутреннего рынка розничной торговли. Остальное приходится на хаотическую торговлю – уличных торговцев, базары, небольшие лавки, семейные магазинчики. По мере того как страна все активнее включается в мировую экономику, рынок трансформируется в сторону расширения присутствия на нем организованных (сетевых) ритейлоров, как местных, так и международных.

По мнению специалистов международного аналитического агентства А.Т. Kearney, глобальная розничная торговля переживает в буквальном смысле взрывную модернизацию из-за массивного притока инвестиций в этот сектор мировой экономики. Только за последний год организованный – современный – ритейл в Индии вырос почти на треть. Страна вот уже третий год подряд занимает самую верхнюю строчку в составляемом агентством рейтинге 30 стран, в которых происходит формирование современных рыночных экономик. В основе рейтинга – разработанный аналитиками А.Т. Kearney Международный индекс развития розничной торговли (GRDI).

Основным катализатором роста современного ритейла в Индии аналитики считают формирование значительной прослойки среднего класса. Сегодня к таковым (зарабатывающим в год свыше 18 тыс. долларов) себя относят около 70 млн человек; к 2011 году, по некоторым прогнозам, эта цифра возрастет вдвое. Другим фактором, благоприятно влияющим на развитие организованной розничной торговли в Индии, специалисты называют растущую вестернизацию ее культуры.

Согласно большинству прогнозов ВВП индийской экономики в 2007 году составит не менее 9% – самое высокое значение за последние 18 лет, а высокие темпы роста сохранятся на ближайшие годы, если не на десятилетие. Уже в следующем году индийская экономика будет расти со скоростью в 10%, оставив позади своего основного конкурента – Китай. Розничная торговля создает десятую часть индийского ВВП и в настоящий момент растет со скоростью 8,5% в год. По прогнозам экспертов А.Т. Kearney, среднегодовой темп роста индийского организованного ритейла в процентах к 2010 году составит 40, или в абсолютных цифрах – 8–22 млрд долларов. В целом же рынок индийской розничной торговли увеличится с нынешних 350 млрд долларов до 427 млрд в 2010 году и до 635 млрд долларов – в 2015-м. Две трети этого рынка приходятся на продукты питания и бакалею.

Такие впечатляющие параметры делают индийский рынок розничной торговли весьма привлекательным для иностранных игроков. Но индийское законодательство не дает им возможности для массивных интервенций, запрещая прямую розничную торговлю. Единственным вариантом для таких глобальных ритейлоров, как американская Wall-Mart, британская Tesco, французский Carrefour, является совместное предприятие, в котором иностранцу отводится роль оптового поставщика, или франчайзинг с местным, индийским партнером. Небольшое законодательное послабление международному капиталу было сделано в прошлом году: согласно поправкам иностранному партнеру может принадлежать до 51% в совместном розничном предприятии.

Правда, это относится только к компаниям, торгующим продукцией под одним брендом, например McDonald’s Nike или Adidas. Индийское правительство поручило специальной комиссии произвести оценку потенциального влияния на местный рынок крупных международных ритейлоров. Как ожидается, комиссия закончит свою работу в течение следующих нескольких месяцев. Большинство аналитиков практически не сомневаются, что дальнейшее ослабление протекционистской политики государства по отношению к этому сектору неизбежно.

Между тем местные компании стремятся воспользоваться той форой, которую им дает родное правительство, и застолбить за собой как можно более широкий сегмент розничного рынка. Для описания этого процесса аналитики А.Т.Kearney даже придумали специальный термин – «розничная лихорадка» – по аналогии с «золотой». Среди национальных лидеров – Pantaloon Retail, Trent (Tata Group), RPG Group, K Raheja Corp. и Reliance Retail Ltd.

Уверенные амбиции

Reliance Retail Ltd. является последней по счету «дочкой» корпорации Reliance Group, основанной индийским предпринимателем Дхирубаи Амбани в конце 1970-х и самым крупным индийским частным бизнесом. На заре своего существования Reliance занимался текстилем, но со временем включил в сферу своей деятельности нефте- и газодобычу, нефтепереработку и нефтехимию. Ежегодная прибыль группы составляет свыше 20 млрд долларов.

Несколько лет назад Reliance Group начала активно осваивать другой активно развивающийся сектор индийской экономики – телекоммуникаций, в частности рынок мобильной связи, образовав коммерчески очень успешную компанию Reliance Infocomm (которая в настоящий момент полностью отделилась от группы) и попутно в 20 раз снизив стоимость разговора по сотовому телефону. Первоначально планы председателя совета директоров и сына основателя Reliance Мукеша Амбани по выходу на розничный рынок были встречены скептически. Но Амбани был убежден, что организованная розничная торговля – это одно из основных направлений, по которому Reliance Group будет развиваться в будущем. «Индийский Wall-Mart» – так видит будущее Reliance Retail его основатель. С мощной финансовой и аналитической поддержкой со стороны группы RRL имеет все условия для достижения своих амбициозных целей. «Они вышли на неосвоенную территорию, темпы роста которой феноменальны, на очень ранней стадии», – так комментирует слагаемые успеха RRL Чакри Локаприя, специалист по ценным бумагам лондонской компании BNP Paribas Asset Management U.K. Ltd. Аналитики группы прогнозируют, что уже к 2011 году объемы продаж розничного подразделения достигнут 25 млрд долларов – больше, чем сегодняшние доходы всей группы.

В планах RRL – создание всеиндийской сети магазинов, включающих в себя самые разнообразные форматы, от гипермаркетов до специализированных торговых точек и небольших «соседских» магазинов. К марту 2011 года магазины Reliance появятся в 784 крупных и 6000 небольших индийских городах (это более трети всех городских поселений в Индии). До конца этого года компания намерена открыть торговые точки в 70 самых крупных городах страны. Помимо собственно конечных точек реализации продукции, в первую очередь продуктов питания, RRL планирует построить абсолютно новый канал поставок продукции, инфраструктура которого будет соответствовать самым современным мировым стандартам. В RRL убеждены, что они смогут свести к минимуму потери вдоль цепочки сельхозпроизводитель – потребитель. Сегодня, по некоторым оценкам, на пути с поля на стол в Индии пропадает до половины сельскохозяйственной продукции. На эти цели планируется израсходовать 5,6 млрд долларов. Ожидается, что 20% этих капиталовложений окупится уже в течение первых 5 лет.

Помимо Reliance Fresh RRL планирует открыть сети магазинов под брендами Reliance Fresh Plus, где покупатели, помимо продуктов питания и бакалеи, смогут приобрести бытовую электронику, одежду и обувь, медикаменты, а также другие товары повседневного спроса. В торговых точках Reliance Select в дополнение к свежим сельхозпродуктам будут предложены бакалея и приправы и специи.

Гладко было на бумаге?

[inc pk='2077' service='media']

Но не все в Индии разделяют оптимизм в отношении розничной авантюры Reliance. Так, Ясад Джал, генеральный директор базирующейся в Мумбае (Бомбей) аналитической компании Praja, убежден, что рынок индийского ритейла в крупных городах вполне зрелый, причем в разных ценовых диапазонах, поэтому начинать нужно не с мегаполисов, а с небольших городов. Но главное препятствие на пути победного шествия Reliance Retail – не логистика, а кризис доверия к их бренду, которое, по мнению Джала, «утеряно из-за часто неэтического отношения к клиентам, с которым сталкиваются подписчики сотовой сети Reliance». Представители RRL возражают, что Reliance Infocomm уже давно оперирует как самостоятельная фирма, не входя в настоящий момент даже в Reliance Group.

Расширение RRL не всегда идет гладко: ее торговые точки в городе Ранчи (Восточная Индия) и Индоре (Центральная) были атакованы толпами уличных розничных торговцев, таким образом выражавших протест против появления нового могущественного конкурента. Кроме того, в конце мая однодневную забастовку объявляли продавцы овощей в одном из крупнейших городов на западе Индии, Ахмадабаде. По оценкам специалистов, современные формы розничной торговли угрожают выдавить из бизнеса почти половину из тех 7% трудоспособного населения Индии, которые сегодня заняты в этой сфере (около 40 млн человек).

Представители крупных ритейл-компаний уверяют, что рынок ритейла в Индии настолько велик, что на нем хватит места всем. Более того, создание организованных сетей предполагает создание новых рабочих мест, только сеть RRL планирует к 2011 году создать их около 500 тыс. Количество рабочих мест, не связанных с Reliance Retail напрямую превысит миллион. Всего же нарождающаяся индустрия современной розничной торговли создаст в течение ближайших 3 лет 2 млн новых рабочих мест.

Учитывая мощную финансовую поддержку со стороны Reliance Group и успех в телекоммуникационном сегменте рынка, Reliance Retail Ltd. имеет все шансы стать едва ли не единоличным лидером в секторе розничной торговли индийской экономики. По словам одного из покупателей: «Я надеюсь, что Reliance сможет повторить в розничной торговле ту революцию, которую они совершили на рынке мобильных телефонов!»

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?