Последнее слово за логистикой

О казахстанском рынке плодоовощной продукции, тенденциях и специфике мы решили поговорить с экспертом и игроком данного рынка генеральным директором компании «Raimbek Bottlers» Ерланом Шинтуриновым.

Последнее слово за логистикой

Основная проблема, интересовавшая нас, – это цены на плоды и овощи, точнее, их неизменяемость ни от сезонности, ни от предложения на рынке.

– Рынок плодоовощной продукции довольно специфичен. В чем заключается проблема?

– Рынок по природе своей емкий и масштабный, требующий соответствующей логистической инфраструктуры. Аналогом по масштабам перевозок является Россия. В отношении импорта и распределения плодоовощной продукции она сумела нас опередить. На сегодня в России развиты перевозки морскими судами (контейнерными объемами) и крупнотоннажными автомобилями, что обусловлено географическим месторасположением: доступом к морским портам.

В чем проблема? Казахстан как импортер уникален: низкая плотность населения, большие расстояния и, соответственно, высокие издержки транспортировки и хранения. У нас отсутствует промежуточная цепочка транспорта объемом от 30 до 60 тонн. Это создает дополнительные проблемы при распределении и транспортировке груза по всей стране. Имеется железнодорожный транспорт, но это как минимум 60–65 тонн загрузки, тогда как автотранспортом этот уровень равен 10–25 тоннам.

Поэтому импорт осуществляется мелкими операторами из сопредельных государств. Есть два ключевых коридора, по которым идет завоз на наш рынок: с севера – Россия и с востока через китайские морские порты.

– Как дело обстоит со складированием и хранением?

– Для производителей очень важна логистика хранения, в особенности скоропортящихся продуктов. Экономика страны и уровень жизни населения растут, что увеличивает объемы потребления, в силу чего рост цен на рынке воспринимается населением не столь болезненно. Вместе с тем собственное производство не может удовлетворить этот растущий спрос. Мощности по производству плодоовощной продукции, доставшиеся нам в наследство от СССР, либо запущены, либо не соответствуют современным требованиям и ограничены по возможностям.

Именно по этой причине холдинг «Raimbek Group» приступил к созданию вертикально-интегрированной структуры по производству, хранению, распределению, реализации и экспорту плодоягодной продукции в свежем и замороженном виде.

Выстраиваются схема переработки, распределения и реализации продуктов на основе существующей в компании «Raimbek Bottlers» системы дистрибуции и распределения соков и сокосодержащих продуктов, реализации продуктов через сеть региональных супермаркетов АйМар и оптомаркетов АРЗАН.

Также запланировано аграрное производство плодов и ягод на территории Казахстана с применением современных разработок и соответствующей системы хранения.

– Способны ли существующие поставщики нарастить предложение настолько, чтобы можно было говорить о насыщении рынка?

– Дело в том, что на рынке работают в основном мелкие поставщики, осуществляющие региональные поставки и обладающие ограниченными ресурсами. Для насыщения рынка необходим выход крупных игроков, что на первоначальном этапе требует создания логистических центров и овощехранилищ.

– Что необходимо сделать уже в ближайшее время, чтобы сбить цены на рынке плодоовощной продукции?

– Учитывая вышеуказанные факторы, снижение цен на овощи и фрукты возможно только за счет крупных поставок и минимизации издержек, больших игроков с соответствующей инфраструктурой. Наша идея реализации интегрированного холдинга позволит начать производство продуктов, организовать их хранение и транспортировку до конечного потребителя. Компании важны не только объемы, но и соответствие продуктов мировым стандартам. Конечно, есть свои сложности, так как необходимо построить довольно сложную цепочку. Мы также выстраиваем цивилизованную розничную торговлю, так как считаем, что реализация скоропортящихся продуктов на открытых рынках неприемлема для потребителей.

Интервью взял Тулкин Ташимов

Статьи по теме:
Казахстанский бизнес

Как по маслу

Привлекательность масличных культур растет, они стали источником валютной выручки

Спецвыпуск

Когда нефть дорожает

Господдержка и благоприятная конъюнктура на товарных рынках позволили крупнейшим казахстанским компаниям немного улучшить показатели доходности

Политика и экономика

Цена эффективности

“Самрук-Казына” в 2017 году ожидает экономический эффект от трансформации в размере 30 млрд тенге

Тема недели

Под стрелой Нацбанка

Усилия регулятора по сдерживанию инфляции нивелируются несогласованностью денежно-кредитной и фискальной политик