Выборы с известным результатом

Предвыборная кампания проходит настолько вяло и скучно, что административный ресурс власть должна будет употребить на обеспечение более-менее приличной явки избирателей. За победу никто не борется – все знают, что она у «Нур Отана»

Выборы с известным результатом

18 августа пройдут выборы в мажилис парламента и маслихаты. В течение 10 дней после этого нам официально сообщат о том, что известно уже сегодня: партия «Нур Отан» превратится из партии власти в правящую партию и сформирует в новом мажилисе фракцию парламентского большинства.

Более того, 6 августа стали известны имена первых девяти мажилисменов. В этот день совет Ассамблеи народа Казахстана выдвинул кандидатов на те 9 мест, которые Конституция зарезервировала для выдвиженцев АНК. Объявлено, что голосование по ним состоится 20 августа на сессии ассамблеи. Если эту процедуру и можно назвать выборами, то выборами безальтернативными, поскольку кандидатов всего 9.

В качестве какого-то подобия интриги экспертному и медийному сообществу предложена тема «второго места». На него есть всего два реальных претендента – Общенациональная социал-демократическая партия и «Ак жол». Все прочие партии исполняют роль массовки – впрочем, лишь применительно к выборам в мажилис.

Сегодня в Казахстане 11 политических партий, из них три не зарегистрированы («Алга», «Атамекен» и «Халык Рухы»), одна отказалась от участия в парламентских выборах, хотя и поборется за места в маслихатах (КПК). У четырех (Партия патриотов, «Руханият», «Ауыл», КНПК) успехи на прошлых выборах были столь скромными, что сегодня никто всерьез не рассматривает возможность преодоления ими 7-процентного барьера. Реальные шансы на места в парламенте имеют лишь три партии: возглавляемая президентом «Нур Отан», Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП), значительно усилившаяся после присоединения к ней «Настоящего Ак жола», и «Ак жол», незадолго до начала предвыборной кампании поглотивший партию «Адилет». Но и в рамках этой тройки лидеров говорить о какой-то борьбе идей, ценностей или программ не приходится. Соревнуются социологи, копирайтеры, политтехнологи.

Борьба соцопросов

Одно из заметных отличий нынешних выборов в мажилис – большое количество социологических опросов. Компании, которые их проводят, не слишком скрывают свою цель – подготовить общественное мнение к результатам предстоящих выборов, смоделировать то, что должно будет произойти 18 августа.

Во-первых, моделируется электоральная активность – она должна быть весьма высокой, хотя общий социально-политический фон выборов вызывает скорее апатию. По данным опросов, проведенных компанией Ksilon Astana CG, явка составит от 60 до 70%, по данным Института сравнительных социальных исследований ЦЕССИ-Казахстан – от 60 до 80%. Схожие результаты дали исследования, проведенные Казахстанским институтом социально-экономической информации и прогнозирования. Однако КИСЭИП попытался выяснить также причину неявки. Основная причина абсентизма («не пойду, буду занят своими делами») достаточно красноречива – отчужденность общества от власти. Нетрудно увидеть корреляцию с долей людей, считающих, что «выборы пройдут как обычно и от них ничего не изменится» (см. график № 1).

Видимо, как и на предыдущих выборах, в сельской местности явка будет высокой, в городах – низкой. И чем крупнее город, тем ниже явка. Председатель Алматинского горизбиркома Адиль Джунусов считает, что в предстоящих выборах в мажилис и маслихат примут участие не менее 35% жителей Алматы. «С учетом того, что Алматы город студентов (28%) и пенсионеров (23%), мы ожидаем электоральную активность от 35%. Во всяком случае, замеры, которые публикуются в СМИ, говорят об этом. В некоторых районах города ожидаем до 64%», – сообщил он на встрече с представителями Комитета по контролю за выборами. Сделав поправку на склонность чиновников к небольшому приукрашиванию действительности, можно предположить, что явка избирателей в Алматы реально будет даже ниже.

По данным Ksilon Astana CG, за «Нур Отан» проголосуют 75,1% избирателей, шансы же прочих партий попасть в парламент невелики – лишь «Ак жол» вплотную приблизился к заветной 7-процентной черте. Столь же неутешительны для оппозиции данные, полученные ЦЕССИ-Казахстан (см. график № 2), который склонен связывать их с социальным самочувствием в обществе.

Более благоприятны для «Ак жола» и ОСДП результаты соцопроса, проведенного КИСЭИП, а также экспертного опроса, проведенного Казахстанским институтом стратегических исследований. Разительным контрастом выглядят сообщения об электоральных настроениях казахстанцев, регулярно презентуемых Центром социальных технологий. Они говорят о том, что более 40% населения готово проголосовать за «Нур Отан», 24% – за ОСДП, «Ак жол» близок к 7-процентному барьеру.

Поскольку Ksilon Astana CG и ЦЕССИ-Казахстан близки к администрации президента, а ЦСТ – к ОСДП, то комментировать точность этих прогнозов затруднительно, а принимая во внимание, что результаты выборов обязательно будут подвергнуты сомнению почти всеми проигравшими партиями, – просто невозможно. Можно выделить один весьма важный момент – оппозиция на победу не претендует (хотя в 2004 году и до, и после выборов объявляла о своей победе). То, что итогом выборов в мажилис станет установление президентом прямого контроля над парламентом (через фракцию его партии «Нур Отан»), ни у кого сомнений не вызывает. Но при этом информационное пространство наполняется рассуждениями о том, кто займет второе место.

Безусловно, количество мест в мажилисе имеет значение для любой партии, преодолевшей 7-процентный барьер. Точнее, не для партии в целом, а для ее лидеров, а также тех, кто уже отбирается в «шортлист». Но с точки зрения воздействия на политический процесс в стране важно другое – из кого будет сформирована фракция парламентского большинства. Впрочем, попытки свести политические прогнозы к обсуждению вопроса о том, кто займет второе место (о третьем подчеркнуто не говорится), не только настраивают общественное мнение на убедительную победу президентской партии, но и формируют представление о будущей партийной системе как о двухпартийной.

На пути к двухпартийной системе

Самым последовательным сторонником двухпартийной модели всегда был президент Назарбаев. А главным инструментом создания этой модели была возглавляемая им партия «Нур Отан», выполнявшая работу по оптимизации партийного поля еще в 1999 году. Выборы 2004 года (на которых пропрезидентская партия «Асар» попала под административный каток) показали, что многопартийная система с опорой на несколько конкурирующих пропрезидентских партий слишком затратна и может давать сбои в самый неподходящий момент.

Как уже писал «Эксперт Казахстан» (см. «Системный подход к партийной жизни», № 43 от 20 ноября 2006 года), ответ на вопрос о том, какая партийная система сложится в Казахстане, прямо связан с тем, какой будет наша избирательная система. Пропорциональная, при которой выбор делается в пользу партии (партийного списка), а не конкретного политика, способствует появлению многопартийной системы. А мажоритарная, при которой определяется один победитель, получивший большинство голосов, благоприятствует появлению двухпартийной системы или системы с одной доминирующей партией. Последнюю часто называют «полуторапартийной». Государственная власть взяла курс именно на эту модель. Но неожиданно закрепила на уровне Конституции пропорциональную избирательную систему, дополнив ее квотой для Ассамблеи народа Казахстана. Этот выбор выглядит нелогичным (пропорциональность ведет к многопартийности), но имеет свои плюсы. По мнению эксперта КИСЭИП Нуртая Мустафаева, «переход к пропорциональной избирательной системе был во многом вызван стремлением нейтрализовать возможный этнический раскол, трайбализм и обособление региональных элит, включавшее, помимо прочего, и попытки прихода во власть криминальных элементов».

Экспертный опрос, проведенный Казахстанским институтом стратегических исследований, показал, что большинство опрошенных считают наиболее подходящей для Казахстана двухпартийную модель, однако они уверены, что в ближайшие 5–7 лет в стране будет существовать полуторапартийная модель – с одной доминантной партией. Понятно, что партией этой будет «Нур Отан».

Функции «Отана», появившегося на политической сцене в начале 1999 года как инструмент поддержки Нурсултана Назарбаева на президентских выборах, сначала были достаточно скромными. В политической доктрине, утвержденной на третьем съезде партии (два года после своего создания «Отан» прекрасно обходился без нее, даже победил на выборах в мажилис), сказано следующее: «Сегодня партия «Отан» (Отчизна) стала общественно-политической негосударственной структурой, способной оказать воздействие на процесс демократических преобразований и реализацию приоритетов развития. Тем самым, не встраиваясь непосредственно в контур государственного управления, она становится эффективным дополнительным рычагом претворения в жизнь стратегии Казахстан-2030».

Сегодняшний «Нур Отан» уже не просто встроен в «контур государственного управления», он формирует его. Вступление в президентскую партию председателя сената Касым-Жомарта Токаева, премьера Карима Масимова и ряда министров стало первым свидетельством того, что после окончания выборов и появления в мажилисе четвертого созыва фракции парламентского большинства произойдет консолидация политической и управленческой элиты страны.

Любое административное решение, подготовленное и принятое в рамках правительственных структур, автоматически получает политическую поддержку правящей партии. А любое политическое решение, принятое «Нур Отаном», становится обязательным для правительства. При этом и парламентская фракция, и правительство будут, как и прежде, выступать взаимодополняющими механизмами реализации президентского курса. Очевидно, что на политический процесс окажет большее влияние состав фракции парламентского большинства, чем степень представленности в мажилисе ОСДП и «Ак жола».

Хотя соцопросы компаний, близких к «Ак орде», ставят под сомнение саму возможность допуска оппозиции в мажилис, это не более чем тактический ход. Оппозиция, оформленная в политическую партию и представленная в парламенте, нужна и президенту, и «Нур Отану», хотя отнюдь не в качестве спарринг-партнера. Оппозиция, встроенная в политическую систему, действующая в рамках правил, существующих в этой системе, норм и регламента парламентской жизни, является предсказуемой, прозрачной и в известной мере контролируемой, следовательно, куда менее опасной, чем оппозиция внесистемная.

Функция партии номер два – быть в глазах избирателей, разочарованных результатами политики правящей партии, единственно серьезной альтернативой. Следовательно, она должна быть оппозиционной технически, но не идеологически. Ее лозунгом должно стать «Мы сделаем лучше!», а не «Мы сделаем иначе!». Именно в таком ключе написаны предвыборные документы ОСДП и «Ак жола».

Борьба копирайтеров

Предвыборные платформы партий становятся объектом изучения и обсуждения узкого круга политологов и партийных функционеров, но рядовой избиратель ими не слишком интересуется. И правильно делает, поскольку попытка сделать свой выбор на основе сравнения партийных платформ обречена на провал – все партии обещают одно и то же. Предвыборные лозунги короче и понятней, но тоже не радуют разнообразием и звучат так же уныло и безразлично, как утреннее «молоко – сметана – творог» в алматинских микрорайонах.

Амбициозный гигант «Нур Отан» с самым большим партийным списком предлагает избирателям и самую объемную платформу, которая охватывает практически все возможные вопросы и аспекты нашей жизни. Это фактически развернутая концепция развития государства под эгидой правящей партии. В случае успеха на выборах «Нур Отан» намерен эту платформу сделать программой правительства на ближайшие пять лет. Разумеется, главное в ней – «социалка». «Нур Отан» обещает увеличение доходов населения, сокращение уровня инфляции, улучшение качества медицинского обслуживания, увеличение пенсий в 2,5 раза, развитие системы социальной защиты, поддержку материнства и детства, обеспечение занятости, доступ населения к недорогому жилью и т.д.

Упоминается и о тотальной борьбе с коррупцией, и о снижении бюрократизации системы государственного управления. Это выглядит очень странно, учитывая, что воплощение данных обещаний может привести к тому, что многие представители партийного списка этой политической силы могут остаться без работы.

«Нур Отан», членами которого сегодня стали многие министры, в своей платформе отразил все проблемы, существующие в нашем обществе, – уже одно это внушает надежду на то, что они будут решены. Как именно – из текста платформы понять невозможно, видимо, об этом будет думать новое правительство, сформированное после консультаций с новым мажилисом.

Платформа ОСДП своим названием «За новый Казахстан!» напоминает последнее послание президента («Новый Казахстан в новом мире») и наводит на мысль о дефиците спичрайтеров в нашей стране. Начинается она с противопоставления «правового и ответственного государства, конкурентной и социально ориентированной экономики, справедливого и патриотичного общества», которое предлагает партия, и «коррумпированного и полицейского государства, олигархической и сырьевой экономики, расколотого и деморализованного общества», которое, по мнению оппозиционеров, имеет место быть в настоящее время.

А дальше предлагаются развернутые решения существующих в обществе проблем: борьба с коррупцией на всех уровнях, антимонопольные меры, снижение цен, повышение зарплаты учителей и врачей, улучшение в сфере образования и здравоохранения, повышение пенсий. В общем, то же самое, что и в платформе «Нур Отана», только другими словами.

Оригинален текст социал-демократов лишь в разделе, посвященном высокой духовности и культуре: «Институты государственности должны поддерживать активно идущие в обществе процессы интеллектуально-духовного осмысления, поиска национальной идеи, способные не только противостоять неблагоприятному воздействию, но и обеспечить подлинное возрождение казахского народа». Формулировки, семантически близкие национал-патриотам, в сочетании с упоминанием о «становлении казахской политической нации» способны отпугнуть русскоязычный электорат, который всегда отличался тем, что при более критичном, по сравнению с казахами, восприятии действительности был, тем не менее, склонен голосовать за Нурсултана Назарбаева и «Отан». Поэтому раздел завершается признанием важной роли русского языка в создании атмосферы межэтнического согласия.

Предвыборная платформа ДПК «Ак жол» сразу же обращает на себя внимание ярким названием – «Ты достоин своей мечты!». Причем мечты приводятся самые насущные, основанные на базовых потребностях любого человека – жилье, работа, образование, будущее детей. Виновники того, что эти мечты не осуществлены до сих пор, названы партией в первых же строках платформы – это «власть и система», причина – отсутствие равенства. Сходство с платформой ОСДП проглядывается в самой структуре документа, так как и он начинается с критики ошибок и упущений власти, причем практически тех же. Далее «Ак жол» дает рецепты по искоренению этих проблем. Ничего отличного от «Нур Отана» и ОСДП, разве только стиль изложения – более легкий и краткий. Единственное, чем отличился «Ак жол», так это своим предложением как можно скорее ввести прямые выборы акимов сел и городов, а также желанием ликвидировать финансовую полицию. Платформа партии Алихана Байменова производит впечатление несколько «сыроватой» и поверхностной, но стилистически она, несомненно, самая лучшая из предвыборных документов.

Совершенно неудачным с точки зрения политтехнологий получилось название платформы партии «Ауыл». Оно звучит так: «Не может быть богатой страна при бедном селе!» Платформа, начинающаяся с отрицания, вряд ли способна вызвать у кого-то симпатии, тем более что далее следует долгое перечисление достижений партии и подробное разъяснение ее установок и приоритетов. Только к концу длинного и абстрактного документа можно увидеть ожидаемое «землю – крестьянам», а также немного информации о пенсиях, здравоохранении, безопасности и даже о международных отношениях. И ни слова о механизмах реализации заложенных в платформе обещаний.

Неожиданным кажется начало политической платформы партии «Руханият»: первая проблема, затрагиваемая партией, – международные отношения. Причем в итоге они почему-то сводятся к демографическим проблемам и неэффективному государственному управлению. Платформу «Руханията» от подобных документов других партий отличает лишь акцент на поддержку оралманов и обеспечение для них достойных условий проживания в Казахстане.

Платформы коммунистов и патриотов очень малы по объему и больше похожи на листовки кандидатов-одномандатников. Впрочем, с точки зрения охвата проблем они практически не уступают предвыборным манифестам других партий.

Избирательные технологии

Партия «Нур Отан» в строгом соответствии с предвыборным сценарием, исключающим всякие случайности (в том числе и в ходе встреч в прямом эфире), движется к предначертанной победе, объезжая регионы, встречаясь с трудовыми коллективами на местах, демонстрируя всей стране свой внушительный партийный список, состоящий из министров, акимов и других известных людей. При этом Нурсултан Назарбаев, как ultima ratio партии власти, в прямой агитационной работе не участвует.

Образование, праворульные автомобили, тарифы на коммунальные услуги – все актуальные проблемы партия умело использует. А различные выпады оппозиции против «Нур Отана» выглядят, по меньшей мере, как атаки моськи на слона, который с высоты своего положения и осознания мощности своего пресловутого адмресурса спокойно смотрит вниз и продолжает свой победоносный путь в мажилис.

Зато слив компромата, взаимные дрязги и обвинения мы можем видеть во взаимоотношениях «Ак жола» и ОСДП. Коммунисты во главе с Владиславом Косаревым постоянно примеряют роль жертвы – то работников Народного банка, то представителей налоговых органов, то сторонников Абдильдина.

По мнению КИСЭИП, активность предвыборной кампании прямо связана с изменением ее популярности в глазах избирателей (см. графики № 5 и графики № 6).

Ситуация с выборами в маслихаты выглядит несколько туманной ввиду отсутствия информации. Достоверно известно лишь, что по состоянию на 24 июля т.г. из 9128 выдвинутых кандидатов в депутаты маслихатов зарегистрировано 8744 человека. Средняя конкурентность по республике составила 2,6 кандидата на один депутатский мандат. В Алматы, естественно, этот показатель немного выше.

Объединение выборов в маслихаты с парламентскими выборами сможет если не пробудить дремавший до сих пор интерес граждан к местным представительным органам, то хотя бы обеспечить этим органам хоть какой-то уровень представительности. Около половины кандидатов в депутаты маслихатов – самовыдвиженцы, среди них много бизнесменов, рассчитывающих через вхождение в маслихат установить прочные рабочие контакты с акиматом – местной исполнительной властью. При этом все они, по мнению директора Международного института современной политики Бектаса Мухамеджанова, так или иначе влияют на ход парламентских выборов – на встречах с избирателями практически всегда поднимается вопрос об отношении кандидата к политическим партиям.

Сегодняшний «Нур Отан» уже не просто встроен в «контур государственного управления», он формирует его

Формирование мажилиса четвертого созыва завершит очередной этап институциональных обновлений и кадровых перестановок, направленных на укрепление политического режима Нурсултана Назарбаева. Стабильность политического процесса будет обеспечена путем создания новых государственных институтов и придания дополнительных функций уже имеющимся. Например, с приходом Каната Саудабаева на должность государственного секретаря этот институт стал превращаться в важный инструмент идеологической работы в публичном поле. Смещение акцента на партийную составляющую политического процесса позволит президенту более полно и эффективно использовать контроль над парламентом, сочетая его с административным контролем над правительством и специальным представительным институтом – Ассамблеей народа Казахстана.

Во внешней политике, при сохранении принципа многовекторности, станет актуальной опора на Россию в противостоянии давлению Запада. Москва будет обеспечивать не только информационную поддержку предвыборной кампании в Казахстане через российские медиаресурсы, но и легитимизацию итогов выборов, прежде всего через группу наблюдателей от СНГ. Поддержка нынешнего режима Кремлем является необходимым условием для успешного использования президентом Назарбаевым внутренних ресурсов.

Партия «Нур Отан» будет выступать как общенародная партия, как партия объединенной элиты. Но интересы различных групп внутри элиты никогда не будут совпадать полностью. Поэтому не исключено, что на смену многопартийной системе придет фракционная борьба внутри доминирующей партии. А интеграция нынешних оппозиционных партий, участвующих в выборах, в политическую систему может актуализировать вопрос о появлении «новой оппозиции».

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом