Бизнес-ценности по разные стороны Атлантики

Кто же окажется сильнее – новые европейские взгляды или старые американские финансовые маневры

Бизнес-ценности по разные стороны Атлантики

Доналд Кэлфф, занимающий длительное время управленческие посты в крупных европейских компаниях, а последние 30 лет активно работающий по обе стороны Атлантического океана, имел возможность наблюдать за становлением и развитием двух бизнес-моделей: американской и европейской. Анализируя свои многолетние наблюдения, он в конце концов пришел к непреклонному скептицизму в отношении англосаксонской культуры бизнеса, чем и поделился в своей книге. В то же время он увидел предпосылки будущего успешного развития так называемой новой европейской бизнес-модели.

В книге он попытался объективно описать прошлое, настоящее и будущее компаний, принявших «звездно-полосатую» модель предпринимательства. Признавая веру многих компаний, в том числе и европейских, в благоприятные перспективы этого подхода к бизнесу, Кэлфф находит эту веру необоснованной.

1990-е годы – время экономического роста США – золотые годы Америки. Экономика растет, безработица падает, бедность растворяется – и в этом принимает участие практически все население страны. Процветает частный сектор, невероятными темпами растет капитализация и прибыльность американских компаний. Поднимается рынок ценных бумаг, совершенствуется структура экономики. Компании США до сих пор оборачиваются на это время с гордостью: «Вот оно, доказательство превосходства американской модели предпринимательства». Ведь Америка по темпам развития оставила позади и Европу, и Японию.

Однако мифологические 1990-е годы теряют свой лоск и привычный ореол успеха под критическим взглядом автора. Экономический рост достигался чрезмерным риском, а плата за рост доходности компаний была слишком высокой. При более близком рассмотрении рост показателей экономики и компаний Соединенных Штатов оказывается не только очень скромным по сравнению с европейским, но и местами уступает ему.

Но что самое неприятное, новые принципы, заложенные в сердце американской модели предпринимательства, предопределили ее будущий крах. В начале нового тысячелетия наступил спад, бюджетный дефицит, корпоративный долг, рост безработицы из-за массовых увольнений – очень трудно стало сдерживать наследство 1990-х.

Осенью 2001 года в американском обществе разразился скандал, приведший к крушению компаний Enron и Arthur Andersen. Но это была лишь верхушка айсберга, поскольку в результате этой истории под следствие попали самые известные люди делового мира. Десяткам организаций пришлось заново подавать финансовую отчетность, чтобы избавиться от санкций. Роль в этой истории Arthur Andersen подорвала репутацию всей аудиторской индустрии в США.

Отличительной чертой американской бизнес-модели является вера в доступ к рынкам капитала как главному критерию устойчивости и выживания компании. Средство, обеспечивающее этот доступ, – стоимость компании для акционеров, долгосрочный рост ее ценных бумаг. А стоимость ценных бумаг будет расти при постоянном увеличении корпоративной прибыли на акцию. Инвесторы, аналитики, брокеры, СМИ – все теперь обращают свои взоры на прошлую, нынешнюю и будущую прибыльность, а не на обеспечение ожидаемого денежного потока. Менеджмент концентрируется на пяти элементах совершенствования: реструктуризация финансов, реорганизация корпораций, слияния и поглощения, сокращение штата и увеличение прибыли благодаря лидерству на рынке. Финансовая реструктуризация нацелена на уменьшение оборотных расходов, сокращение количества капитала, связанного с корпоративными операциями, формирование скрытых финансовых резервов и т.д. Все инструменты этого процесса ограничены в своем использовании и делают бизнес более рискованным, но позволяют повышать прибыль на акцию. Реорганизация корпорации подразумевает избавление от непрофильных активов и малодоходных подразделений, что, возможно, и снижает устойчивость и эффективность компании, но уменьшает расходы.

Американская бизнес-модель, говорит Доналд Кэлфф, сильно сокращает возможности инноваций, поскольку это слишком рискованно, требует больших расходов и долгосрочных проектов. В этом случае трудно показать высокую прибыль за текущий отчетный период. А свежих идей по увеличению производительности и прибыльности не хватает.

Новая европейская бизнес-модель, замечает автор, которая только начинает формироваться и набирать популярность, в задачи компании ставит создание экономической ценности, чистой приведенной стоимости ожидаемого свободного денежного потока. В рамках этого подхода компания стремится к как можно большему поступлению новых инициатив, которым требуется определенное время для доработки и внедрения, но которые затем вызовут свободный денежный поток. Это дает возможности не только для создания новых продуктов, но и для совершенствования и укрепления внутренних бизнес-процессов. Кроме того, эта модель отличается и системой управления. Вместо бесспорного лидерства исполнительного директора (герой 1990-х), который управляет всем в американской бизнес-модели и от которого зависит облик компании, приходит команда управляющих менеджеров. Исполнительный директор только контролирует и корректирует, задает общие рамки. Менеджмент сохранит прежний темп и основное направление развития при любой смене первого лица компании. Помимо этого, управление компанией никогда не попадает в руки лишенных инновационного воображения инвесторов, их дело только молча получать дивиденды. Штат сотрудников – одна из важнейших деталей компании, их выращивают и берегут. Наличие большого числа специалистов хоть и дорого, но очень полезно для развития компании.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики