Бизнес – это весело!

«Мы просто делаем хорошие сумки, и в процессе этого не упускаем возможности поднять себе настроение», – так определяет кредо австралийской компании по пошиву сумок Crumpler один из ее трех основателей Вильям (Вил) Миллер

Бизнес – это весело!

С таким несколько нестандартным подходом к бизнесу вполне согласны его коллеги, Дэйв Роупер и Стюарт (Стю) Крамплер: «Главное, чтобы нам хватало на выплату аренды и холодное пиво». На «пиво» Crumpler хватает. Как и на стол для пинг-понга и настольный футбол в головном офисе в Мельбурне. Начинавшаяся с пошива сумок для почтовых городских курьеров на кухонном столе в доме Стю, сегодня Crumpler является одним из законодателей «сумочно-рюкзачной» моды в молодежной среде во всем мире – среди школьников и студентов, любителей велоспорта, а также фотографов.

Сумки и рюкзаки от Crumpler можно найти в магазинах компании в нескольких городах Соединенных Штатов.

В родной Австралии у компании имеется 10 специализированных торговых точек, три магазина – в Гонконге, по одному – в Торонто, Маниле и Куала-Лумпуре. Представительства компании открыты в 10 европейских странах, в том числе в Англии, Франции и Германии. В список стран Европы и Ближнего Востока, в которых работают дистрибьюторы продукции Crumpler, входят почти 30 государств – от Кувейта до России. Аналогичная ситуация наблюдается и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 2005–2006 году было продано полмиллиона сумок различных конфигураций и назначений. По оценкам экспертов, ежегодный оборот компании составляет 15 млн долларов. Дизайн и технологические стандарты задаются в Австралии. Но только небольшая часть продукции производится в Мельбурне. Основная же масса производства находится в Китае, Вьетнаме и Корее.

Скромное начало

Два друга Дэйв и Вил из города Аделаида, расположенного на крайней западной оконечности материка Австралия, свой первый совместный бизнес затеяли сразу после окончания школы, в 1989 году. В1991-м друзья отправились покорять Мельбурн, второй по величине город страны. Созданная ими курьерская фирма Minuteman Messengers со временем выросла в службу доставки с 60 курьерами и несколькими миллионами долларов оборота. В 1992 году в фирму пришел Стю Крамплер, 20-летний студент одного из местных архитектурных колледжей, который так подрабатывал в свободное от учебы время. В дополнение к своим художественным талантам Стю делал авторскую мебель и был заядлым велосипедистом. Чтобы было удобнее довозить до дома купленную по дороге пиццу, студент пошил свою первую сумку.

За 10 лет Crumpler превратился из мастерской, шьющей сумки на заказ, в международную компанию с многомиллионным оборотом

А Дэйв и Вил искали исполнителя на изготовление 20 специальных курьерских сумок и рюкзаков, основными требованиями к которым были прочность и удобство. Стю предложил свои услуги и вскоре представил на суд товарищей по работе 20 сумок, выполненных из прочной ярко окрашенной холстины, с лямками из грузовых строп и «молниями» самого крупного размера. Скоро в офис Minuteman Messengers стали заглядывать их коллеги из других курьерских фирм, интересуясь, где можно заказать «такие же сумки, как у вас». После того, как количество спрашивающих превысило критическую величину, Роупер и Миллер сообразили, что в этом определенно что-то есть. В ноябре 1993 года было решено изготавливать – параллельно с основной курьерской деятельностью – специализированные сумки, а в 1995-м компания Crumpler была официально зарегистрирована с тремя основателями – Бил, Дэйв и Стю.

Когда приходит успех

Сначала яркие надежные сумки и рюкзаки продавались по принципу «понравилось самому – посоветуй товарищу». Зачастую даже не продавались, а выступали в роли бартера – при обмене на запасные части к велосипедам и пиво. Впервые серьезно задуматься о переориентации только на изготовление сумок компаньонов заставили успех и внимание, которыми их продукция пользовалась на международной торговой выставке снаряжения для активного отдыха в Германии в 1998 году. «Одно дело, когда твои коллеги и друзья в Мельбурне говорят о твоих рюкзачках «это круто!», и другое, когда 100 штук заказывает впервые в жизни увиденный тобой японец», – делился своими впечатлениями от самого первого опыта международного сотрудничества Дэйв Роупер.

[inc pk='2056' service='media']

Друзья принимают стратегическое решение – продать Minuteman Messengers и полностью переключиться на производство специализированных сумок. По словам Вила Миллера: «Мне ужасно нравилась сама идея производства товаров, а не предоставление сервиса. Кроме того, нам к тому времени уже до чертиков надоел курьерский бизнес». Объем заказов возрастал такими темпами, что уже в 2000 году Crumpler открыл свой первый специализированный магазин вне Мельбурна, в Сиднее. В том же году магазин открылся и в Нью-Йорке.

В начале нового века компания вышла через немецких дистрибьюторов в Европу. Сотрудничество не сложилось, и в 2002 году германская сторона образовала отдельную компанию, Crumpler Europe. Согласно соглашению, заключенному между австралийской командой и немецкой, Crumpler Europe занимается производством и дистрибуцией своей продукции в Старом Свете и странах бывшего СССР. «Оригинальный Crumpler» оставил за собой Азиатско-Тихоокеанский регион и Новый Свет. «Развод» между партнерами произошел в русле неспешной философии Crumpler – «живи сам и давай жить другим». «Да, это повлекло за собой потерю влияния и некоторых финансов... но это OK», – замечает Роупер.

Секреты успешного бизнеса от Crumpler

Дэйв (отвечает за маркетинг), Вил (финансы и юридические вопросы) и Стю (дизайн и производство), несмотря на многократно увеличившиеся объемы продукции, неукоснительно придерживаются двух принципов, которые создали их продукции аутентичную положительную репутацию: во-первых, Crumpler – это ярко, весело, стильно, во-вторых – добротно, удобно, функционально.

Сначала яркие надежные сумки и рюкзаки продавались по принципу «понравилось самому – посоветуй товарищу»

Одним из основных факторов успеха бренда Crumpler Дэйв Роупер считает то, что они достаточно долго работали и набирались опыта в Мельбурне, прежде чем идти со своей продукцией куда-либо еще. Налицо и классические признаки успешных предпринимателей, и, прежде всего, способность видеть и использовать предоставляющиеся возможности. Это и врожденное чувство времени, умение выжидать и действовать быстро и решительно. Кроме того, все три предпринимателя, без сомнения, обладают способностью рисковать, учиться на своих ошибках и двигаться дальше. Вил Миллер говорит: «Мы всегда использовали следующий метод: если думаем, что это будет работать, то прилагаем все усилия, чтобы это заработало; если что-то пошло наперекосяк – мы учимся на этом».

И последний, но чрезвычайно важный фактор успеха компании – творческий маркетинг продукции. Первым орудием в рекламной кампании стал трафарет с логотипом Crumpler – силуэт человечка со стоящими дыбом волосами-дредами. При помощи трафарета размером 2,4 на 2,4 метра и баллончиков с краской за несколько ночей были разрисованы «под Crumpler» едва ли не все подходящие для граффити поверхности Мельбурна, и в первую очередь велосипедные дорожки, которые использовала их главная клиентура – курьеры и велосипедисты. Вот уже третий год подряд в Мельбурне и Нью-Йорке проводится акция «Сумки за пиво» (Beer for Bags). В течение недели любой желающий может «купить» в специализированных магазинах Crumpler продукцию этой компании за определенное количество и сорт пива.

Другое мероприятие, привлекающее к бренду повышенное внимание прессы и потенциальных покупателей, – любительские соревнования по ходьбе Meredith Gift, проводящиеся в Австралии каждый декабрь (в южном полушарии это лето) и носящие титул «самых глупых». Изюминка состязаний в том, что «атлеты» должны пройти 80 метров в обнаженном виде – покрытые лишь трафаретами с изображением логотипа Crumpler. Победителю достается, как нетрудно догадаться, несколько упаковок холодного пива.

Один из любимых отцами-основателями видов рекламной кампании продукции Crumpler – периодически платить садоводам за то, чтобы они помещали наклейки с «дредным» человечком на выращиваемые ими яблоки. Не остаются без внимания и более традиционные виды целевой рекламы, прежде всего журналы – молодежные, ориентированные на городскую субкультуру, посвященные различным видам активного отдыха, а также фотографические.

500000... что дальше?

В этом году Crumpler откроет магазины в Мумбае (Бомбей) и Джакарте. Недавно закончились переговоры с американской Apple Corp. Согласно условиям заключаемого соглашения австралийская фирма будет поставлять свою продукцию в 150 специализированных торговых точек Apple на территории США.

Компания год за годом отказывается от предложений выпускать под брендом Crumpler скейтборды и доски для серфинга, снаряжение для велосипедистов и других любителей активного отдыха. Стю Крамплер так объясняет принципиальную позицию компании в этом вопросе: «Мы не хотим выпускать тысячу новых товаров с нашим логотипом на них. Нам бы управиться с сумками».

А вот в области сумок фирма намерена расширять свой ассортимент. Как в свое время к курьерским сумкам присоединились студенческие рюкзачки, сумки для ноутбуков и фотоаппаратов, так сегодня идут разговоры о введении к концу года новой линейки продуктов – чемоданов и багажных сумок. Также планируется отход от традиционных для компании материалов – холст и нейлон – и выпуск изделий из кожи, в первую очередь женских сумочек. По словам Дэйва Роупера: «Мы будем работать с кожей, что будет отлично от того, что мы делаем сейчас, но я думаю, что у нас есть несколько действительно интересных дизайнерских разработок».

В ближайших планах – и выпуск одежды. Она будет такой же, как сумки, долговечной и надежной. «Никаких сезонных коллекций, – уверяет Роупер, – только крепкие, качественные вещи типа джинсов и курток».

За 10 лет Crumpler превратился из мастерской, шьющей сумки на заказ, в международную компанию с многомиллионным оборотом. Для этого ее основателям не понадобились ни обширные знания в области высоких технологий, ни помощь консультантов по менеджменту, ни специалисты по маркетингу и брендингу, ни стилисты и эксперты по контактам с прессой и общественностью. Только хорошая доля здравого смысла и не меньшая – творчества и чувства юмора. А главное – фундаментальная уверенность, что бизнес, большой ли, маленький, не должен быть скучным и постным. «Мы никогда не пытались быть слишком серьезными в том деле, которым занимаемся, – говорит Крамплер. – Мы просто хотели заниматься творчеством, радоваться жизни, хорошему пиву и вкусной пицце».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?