Бизнес – это весело!

«Мы просто делаем хорошие сумки, и в процессе этого не упускаем возможности поднять себе настроение», – так определяет кредо австралийской компании по пошиву сумок Crumpler один из ее трех основателей Вильям (Вил) Миллер

Бизнес – это весело!

С таким несколько нестандартным подходом к бизнесу вполне согласны его коллеги, Дэйв Роупер и Стюарт (Стю) Крамплер: «Главное, чтобы нам хватало на выплату аренды и холодное пиво». На «пиво» Crumpler хватает. Как и на стол для пинг-понга и настольный футбол в головном офисе в Мельбурне. Начинавшаяся с пошива сумок для почтовых городских курьеров на кухонном столе в доме Стю, сегодня Crumpler является одним из законодателей «сумочно-рюкзачной» моды в молодежной среде во всем мире – среди школьников и студентов, любителей велоспорта, а также фотографов.

Сумки и рюкзаки от Crumpler можно найти в магазинах компании в нескольких городах Соединенных Штатов.

В родной Австралии у компании имеется 10 специализированных торговых точек, три магазина – в Гонконге, по одному – в Торонто, Маниле и Куала-Лумпуре. Представительства компании открыты в 10 европейских странах, в том числе в Англии, Франции и Германии. В список стран Европы и Ближнего Востока, в которых работают дистрибьюторы продукции Crumpler, входят почти 30 государств – от Кувейта до России. Аналогичная ситуация наблюдается и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В 2005–2006 году было продано полмиллиона сумок различных конфигураций и назначений. По оценкам экспертов, ежегодный оборот компании составляет 15 млн долларов. Дизайн и технологические стандарты задаются в Австралии. Но только небольшая часть продукции производится в Мельбурне. Основная же масса производства находится в Китае, Вьетнаме и Корее.

Скромное начало

Два друга Дэйв и Вил из города Аделаида, расположенного на крайней западной оконечности материка Австралия, свой первый совместный бизнес затеяли сразу после окончания школы, в 1989 году. В1991-м друзья отправились покорять Мельбурн, второй по величине город страны. Созданная ими курьерская фирма Minuteman Messengers со временем выросла в службу доставки с 60 курьерами и несколькими миллионами долларов оборота. В 1992 году в фирму пришел Стю Крамплер, 20-летний студент одного из местных архитектурных колледжей, который так подрабатывал в свободное от учебы время. В дополнение к своим художественным талантам Стю делал авторскую мебель и был заядлым велосипедистом. Чтобы было удобнее довозить до дома купленную по дороге пиццу, студент пошил свою первую сумку.

За 10 лет Crumpler превратился из мастерской, шьющей сумки на заказ, в международную компанию с многомиллионным оборотом

А Дэйв и Вил искали исполнителя на изготовление 20 специальных курьерских сумок и рюкзаков, основными требованиями к которым были прочность и удобство. Стю предложил свои услуги и вскоре представил на суд товарищей по работе 20 сумок, выполненных из прочной ярко окрашенной холстины, с лямками из грузовых строп и «молниями» самого крупного размера. Скоро в офис Minuteman Messengers стали заглядывать их коллеги из других курьерских фирм, интересуясь, где можно заказать «такие же сумки, как у вас». После того, как количество спрашивающих превысило критическую величину, Роупер и Миллер сообразили, что в этом определенно что-то есть. В ноябре 1993 года было решено изготавливать – параллельно с основной курьерской деятельностью – специализированные сумки, а в 1995-м компания Crumpler была официально зарегистрирована с тремя основателями – Бил, Дэйв и Стю.

Когда приходит успех

Сначала яркие надежные сумки и рюкзаки продавались по принципу «понравилось самому – посоветуй товарищу». Зачастую даже не продавались, а выступали в роли бартера – при обмене на запасные части к велосипедам и пиво. Впервые серьезно задуматься о переориентации только на изготовление сумок компаньонов заставили успех и внимание, которыми их продукция пользовалась на международной торговой выставке снаряжения для активного отдыха в Германии в 1998 году. «Одно дело, когда твои коллеги и друзья в Мельбурне говорят о твоих рюкзачках «это круто!», и другое, когда 100 штук заказывает впервые в жизни увиденный тобой японец», – делился своими впечатлениями от самого первого опыта международного сотрудничества Дэйв Роупер.

[inc pk='2056' service='media']

Друзья принимают стратегическое решение – продать Minuteman Messengers и полностью переключиться на производство специализированных сумок. По словам Вила Миллера: «Мне ужасно нравилась сама идея производства товаров, а не предоставление сервиса. Кроме того, нам к тому времени уже до чертиков надоел курьерский бизнес». Объем заказов возрастал такими темпами, что уже в 2000 году Crumpler открыл свой первый специализированный магазин вне Мельбурна, в Сиднее. В том же году магазин открылся и в Нью-Йорке.

В начале нового века компания вышла через немецких дистрибьюторов в Европу. Сотрудничество не сложилось, и в 2002 году германская сторона образовала отдельную компанию, Crumpler Europe. Согласно соглашению, заключенному между австралийской командой и немецкой, Crumpler Europe занимается производством и дистрибуцией своей продукции в Старом Свете и странах бывшего СССР. «Оригинальный Crumpler» оставил за собой Азиатско-Тихоокеанский регион и Новый Свет. «Развод» между партнерами произошел в русле неспешной философии Crumpler – «живи сам и давай жить другим». «Да, это повлекло за собой потерю влияния и некоторых финансов... но это OK», – замечает Роупер.

Секреты успешного бизнеса от Crumpler

Дэйв (отвечает за маркетинг), Вил (финансы и юридические вопросы) и Стю (дизайн и производство), несмотря на многократно увеличившиеся объемы продукции, неукоснительно придерживаются двух принципов, которые создали их продукции аутентичную положительную репутацию: во-первых, Crumpler – это ярко, весело, стильно, во-вторых – добротно, удобно, функционально.

Сначала яркие надежные сумки и рюкзаки продавались по принципу «понравилось самому – посоветуй товарищу»

Одним из основных факторов успеха бренда Crumpler Дэйв Роупер считает то, что они достаточно долго работали и набирались опыта в Мельбурне, прежде чем идти со своей продукцией куда-либо еще. Налицо и классические признаки успешных предпринимателей, и, прежде всего, способность видеть и использовать предоставляющиеся возможности. Это и врожденное чувство времени, умение выжидать и действовать быстро и решительно. Кроме того, все три предпринимателя, без сомнения, обладают способностью рисковать, учиться на своих ошибках и двигаться дальше. Вил Миллер говорит: «Мы всегда использовали следующий метод: если думаем, что это будет работать, то прилагаем все усилия, чтобы это заработало; если что-то пошло наперекосяк – мы учимся на этом».

И последний, но чрезвычайно важный фактор успеха компании – творческий маркетинг продукции. Первым орудием в рекламной кампании стал трафарет с логотипом Crumpler – силуэт человечка со стоящими дыбом волосами-дредами. При помощи трафарета размером 2,4 на 2,4 метра и баллончиков с краской за несколько ночей были разрисованы «под Crumpler» едва ли не все подходящие для граффити поверхности Мельбурна, и в первую очередь велосипедные дорожки, которые использовала их главная клиентура – курьеры и велосипедисты. Вот уже третий год подряд в Мельбурне и Нью-Йорке проводится акция «Сумки за пиво» (Beer for Bags). В течение недели любой желающий может «купить» в специализированных магазинах Crumpler продукцию этой компании за определенное количество и сорт пива.

Другое мероприятие, привлекающее к бренду повышенное внимание прессы и потенциальных покупателей, – любительские соревнования по ходьбе Meredith Gift, проводящиеся в Австралии каждый декабрь (в южном полушарии это лето) и носящие титул «самых глупых». Изюминка состязаний в том, что «атлеты» должны пройти 80 метров в обнаженном виде – покрытые лишь трафаретами с изображением логотипа Crumpler. Победителю достается, как нетрудно догадаться, несколько упаковок холодного пива.

Один из любимых отцами-основателями видов рекламной кампании продукции Crumpler – периодически платить садоводам за то, чтобы они помещали наклейки с «дредным» человечком на выращиваемые ими яблоки. Не остаются без внимания и более традиционные виды целевой рекламы, прежде всего журналы – молодежные, ориентированные на городскую субкультуру, посвященные различным видам активного отдыха, а также фотографические.

500000... что дальше?

В этом году Crumpler откроет магазины в Мумбае (Бомбей) и Джакарте. Недавно закончились переговоры с американской Apple Corp. Согласно условиям заключаемого соглашения австралийская фирма будет поставлять свою продукцию в 150 специализированных торговых точек Apple на территории США.

Компания год за годом отказывается от предложений выпускать под брендом Crumpler скейтборды и доски для серфинга, снаряжение для велосипедистов и других любителей активного отдыха. Стю Крамплер так объясняет принципиальную позицию компании в этом вопросе: «Мы не хотим выпускать тысячу новых товаров с нашим логотипом на них. Нам бы управиться с сумками».

А вот в области сумок фирма намерена расширять свой ассортимент. Как в свое время к курьерским сумкам присоединились студенческие рюкзачки, сумки для ноутбуков и фотоаппаратов, так сегодня идут разговоры о введении к концу года новой линейки продуктов – чемоданов и багажных сумок. Также планируется отход от традиционных для компании материалов – холст и нейлон – и выпуск изделий из кожи, в первую очередь женских сумочек. По словам Дэйва Роупера: «Мы будем работать с кожей, что будет отлично от того, что мы делаем сейчас, но я думаю, что у нас есть несколько действительно интересных дизайнерских разработок».

В ближайших планах – и выпуск одежды. Она будет такой же, как сумки, долговечной и надежной. «Никаких сезонных коллекций, – уверяет Роупер, – только крепкие, качественные вещи типа джинсов и курток».

За 10 лет Crumpler превратился из мастерской, шьющей сумки на заказ, в международную компанию с многомиллионным оборотом. Для этого ее основателям не понадобились ни обширные знания в области высоких технологий, ни помощь консультантов по менеджменту, ни специалисты по маркетингу и брендингу, ни стилисты и эксперты по контактам с прессой и общественностью. Только хорошая доля здравого смысла и не меньшая – творчества и чувства юмора. А главное – фундаментальная уверенность, что бизнес, большой ли, маленький, не должен быть скучным и постным. «Мы никогда не пытались быть слишком серьезными в том деле, которым занимаемся, – говорит Крамплер. – Мы просто хотели заниматься творчеством, радоваться жизни, хорошему пиву и вкусной пицце».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее