Эволюция азарта

Законодательное ограничение деятельности игорного бизнеса позитивно отразилось на работе организаций, проводящих моментальную лотерею

Эволюция азарта

Вступивший в силу 1 апреля закон «Об игорном бизнесе», серьезно ограничивший деятельность казино и залов игровых автоматов в Казахстане, вызвал рост рынка моментальной лотереи. Часть бывших посетителей игровых залов стала клиентами компаний, проводящих этот вид лотереи.

Две стороны одной медали

По информации Министерства финансов РК, по состоянию на 1 января 2006 года в Казахстане насчитывалось 132 казино с 946-ю игровыми столами. В октябре прошлого года количество юридических лиц, имевших лицензии на игровые залы, составляло 2 тыс., а общее количество игровых автоматов – 23,5 тыс.

Закон «Об игорном бизнесе» запретил на территории Казахстана деятельность казино и залов игровых автоматов. Исключение составили только специально отведенные регионы. Это Щучинский район Акмолинской области и правое побережье Капшагайского водохранилища. В республике разрешены лишь такие направления игорного бизнеса, как букмекерские конторы и тотализаторы.

Если этот закон негативно отразился на деятельности казино и залов игровых автоматов, то на работе лотерейных компаний он сказался как нельзя лучше. Люди, регулярно посещавшие залы игровых автоматов, нашли альтернативу электрическим машинам в виде билетов моментальной лотереи. В первую очередь армию новых игроков пополнила молодежь – бывшая целевая аудитория залов игровых автоматов. Посетители же казино не проявляют интереса ни к тиражной, ни к моментальной лотерее. Потому как лотерея не может компенсировать им ту остроту ощущений, которую предоставляла игра в казино.

Второе дыхание

Если проанализировать динамику продаж компании «Национальная лотерея РК», которая контролирует 75% рынка лотереи Казахстана, то можно заметить, как повсеместное закрытие игровых автоматов позитивно сказалось на увеличении продаж моментальной лотереи (см. график).

Так, если в марте компанией было продано билетов на сумму 36,4 млн тенге, то уже по итогам апреля этот показатель достиг почти 55 млн, то есть рост за месяц составил 1,5 раза. Правда, ближе к лету продажи немного снизились. Объясняется это тем, что рынок моментальной лотереи в Казахстане, впрочем, как и во всем мире, носит ярко выраженный сезонный характер. Кстати, в некоторых странах Западной Европы, например в Италии, компании вообще прекращают продажу лотереи в летнее время.

Косвенным фактором увеличения популярности моментальной лотереи является деятельность лотерейных компаний страны, в основном специализирующихся на проведении именно такой лотереи. В Казахстане стали появляться новые крупные лотерейные организации («Казахстан Лото», «Честная игра»), которые активизировали свою работу в части маркетингового продвижения и рекламы этого вида лотереи. Деятельность этих компаний вызвала синергетический эффект, тем самым усилив интерес населения к моментальной лотерее. Помимо трех вышеперечисленных организаций, в Казахстане присутствуют такие компании, как «С-Лото» и «Нельсон Холдинг».

По словам заведующей сектором маркетинга исполнительной дирекции совета по организации и проведению Национальной лотереи РК Маргариты Долгих, «интерес бывших посетителей залов игровых автоматов именно к моментальной, а не к тиражной лотерее обусловлен временным фактором. Иначе говоря, моментальная лотерея предоставляет игроку возможность сразу же «на месте» узнать результат игры. Итогов тиражной лотереи необходимо ожидать несколько дней». Немаловажную роль играет и стоимость лотерейного билета: розничная цена билетов – от 30 тенге и выше.

Готовимся к переменам

На протяжении многих лет в продуктовой линейке «Национальной лотереи РК» наибольшей популярностью пользуется тиражная лотерея. Сейчас компания намерена использовать резко возросший интерес к моментальной лотерее и модернизировать свои продукты в этом сегменте. В настоящее время на долю моментальной лотереи приходится только 25,8% продаж. Всего же у компании 32 вида моментальной лотереи.

Как правило, компании ежегодно модернизируют свою продуктовую линейку в этом сегменте. Так как особенностью этого вида лотереи является то, что интерес игроков к нему быстро пропадает.

Учитывая появление возросшего интереса к моментальной лотерее, многие компании планируют серьезно усовершенствовать свои продукты. Тем самым подстроив их под потребности новой целевой аудитории.

«В ближайшее время мы планируем запустить на рынок несколько новых видов моментальной лотереи. В каждом билете будет насчитываться от трех до пяти игр. То есть игрокам будет предоставляться больше шансов на выигрыш. Моментальная лотерея станет азартней», – рассказывает г-жа Долгих.

Для успешности лотереи необходимо, чтобы призовой фонд составлял не менее 50% от общей стоимости выпуска тиража. В случае внедрения моментальных лотерей с многократным выигрышем компании будут стараться увеличить призовой фонд. Уже сейчас «Национальная лотерея РК» прорабатывает вопрос возможности увеличения своего призового фонда до 55%.