Электроэнергетическая империя СНГ?

Создание единого электроэнергетического рынка на пространстве СНГ – вопрос времени

Электроэнергетическая империя СНГ?

Cоставная часть экономики – электроэнергетика, и любые изменения в ней непосредственно влияют на все отрасли. «Обособление» энергокомплекса ведет к тому, что он становится тормозом экономического развития. Энергетические и энерготранспортные конфликты между странами СНГ могут поставить крест на существовании и самого Содружества, и других интеграционных объединений. Для предотвращения этого в рамках межгосударственных структур СНГ и ЕврАзЭС разрабатываются документы, закладывающие основы будущего объединенного энергорынка.

Плюсы формирования единого рынка электроэнергии очевидны. Это и существенное снижение коммерческих и политических рисков для инвесторов, и возможность оперативно покрывать энергодефицит, возникающий в странах-участницах, и устойчивый экспорт электроэнергии в третьи страны, и экономия значительных ресурсов и средств на развитии собственного производства энергии (нередко более дорогого по сравнению с ее производством в соседних странах).

 Для создания единого энергорынка не надо идти тернистым путем неизвестности. Как известно, энергосистемы государств Западной, Центральной и Юго-Восточной Европы объединены в Транс европейскую синхронную объединенную электроэнергетическую систему (TESIS). Существует и европейский союз по координации, производству и передаче электроэнергии (UCTE). Да и растащенная по национальным квартирам электроэнергетическая система бывшего СССР с последующим образованием многочисленных коммерческих структур по производству, передаче, распределению и сбыту электроэнергии также была единой.

Половинчатый рынок

В конце мая текущего года по итогам заседания Совета глав правительств СНГ в Ялте было подписано соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка. Концепция документа предполагает, что поставщики и покупатели электроэнергии одного государства получают право доступа к системе передачи, выбора контрагентов и заключения контрактов на территории другого государства. Предполагается и поэтапное открытие друг для друга внутренних электрорынков. Безусловно, это позволит эффективнее использовать избыточный ресурс генерации стран–участниц.

Однако из 12 государств–участников СНГ документ подписали только 6 стран: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Киргизия. Такой результат в очередной раз подтвердил наличие внутри СНГ группировок, имеющих собственные взгляды на интеграционные процессы в целом и энергетику в частности.

К примеру, Таджикистан с энтузиазмом относится к идее единого рынка, поскольку Россия способствует развитию генерирующих мощностей в этой стране (с участием российских компаний реализуются проекты достройки Сангтудинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС). Туркмения традиционно осторожничает. Грузия и Азербайджан оглядываются на Запад, но нуждаются «в тепле и свете, которые нельзя получить из Вашингтона».

Украина считает общий рынок электроэнергии СНГ для себя невыгодным. Как заявил на прошедшем 29 мая в Ереване 31-м заседании Электроэнергетического совета СНГ (в ходе которого обсуждались вопросы, связанные с реализацией соглашения) замминистра топлива и энергетики Украины Владимир Лучников, пока не будут готовы единые базовые условия для всех стран для работы на общем электроэнергетическом рынке, Украина не войдет в него и не подпишет соглашение о создании подобного рынка. По его словам, поскольку Украина не имеет своей сырьевой базы для производства топлива для электростанций то «нашей энергетике будет очень сложно конкурировать на общем электроэнергетическом рынке».

Отсутствие еще 6 подписей под договором – это лишь вопрос времени, и в перспективе страны-неподписанты все-таки примкнут к единому электроэнергетическому рынку. Несмотря на то что интересы стран СНГ различны, энергосистема пока одна, и от этого никуда не денешься. Тем более что многие из стран Содружества в условиях роста потребления уже сталкиваются с проблемой нехватки мощностей, и это повышает их заинтересованность в создании единого электроэнергетического рынка.

В частности, согласно недавнему заявлению президента Владимира Путина, из-за дефицита электроэнергии Россия ежегодно теряет до 5% ВВП, и россияне активно скупают генерирующие мощности в странах Содружества. Так, в Армении РАО «ЕЭС России» выкупило четыре из пяти энергоблоков крупнейшей Разданской ТЭС (блок №5 позднее был продан «Газпрому»), снабжающей электричеством Армению, Грузию и Иран. В Грузии компания приобрела пятую часть электростанций, получив таким образом необходимую мощность для расширения экспорта электроэнергии в Азербайджан и Турцию. Оформлена сделка по стратегической Молдавской ГРЭС, которая даже без реконструкции может снабжать электроэнергией половину республики, сохраняя при этом статус единственного надежного источника для юга Одесской области.

Дефицит электроэнергии проявляется и в Казахстане. По данным Минэнерго, в Южном и Западном регионах Казахстана дефицит собственных генерирующих мощностей в 2005 году составлял, соответственно, около 800 МВт и 300 МВт, а к 2015 году он возрастет до 2700 МВт и 1300 МВт.

Бег с барьерами

Безусловно, формирование единого энергорынка, даже для таких наиболее интегрированных государств постсоветского пространства, как Казахстан и Россия, дело не сегодняшнего и не завтрашнего дня. И это понятно. Страны СНГ пошли разными путями его развития, поэтому концепция формирования общего электроэнергетического рынка стран СНГ предусматривает поэтапную либерализацию экономической деятельности в электроэнергетике, внедрение рыночных отношений и конкуренции, постепенное открытие и интеграцию внутренних рынков электроэнергии, унификацию национальных законодательств в области электроэнергетики.

Среди причин, сдерживающих эффективное сотрудничество стран СНГ в области электроэнергетики, можно назвать следующие:

– Разные модели рынков электроэнергии и различная степень их либерализации.

– Порядок таможенного контроля межгосударственных перетоков электроэнергии, который затрудняет эффективную работу энергосистем в параллельном режиме. В частности, таможенное оформление перетоков электроэнергии при обмене сторонами регулирующей мощностью и транзите электроэнергии осуществляется без учета величины сальдо-перетока.

– Отсутствие единой методологии при расчете тарифов на транзит электроэнергии.

– Высокие из-за множества фирм-посредников трансакционные издержки.

– Несоответствие ряда норм национальных налоговых законодательств принятым в дву- и многостороннем форматах договорам и соглашениям по развитию интеграционного сотрудничества государств в области электроэнергетики. Например, в Казахстане в отличие от России электроэнергия является подакцизным товаром.

– Отсутствие правовой основы для равного доступа энергопроизводителей одной страны на внутренний рынок электроэнергии другой.

– Достигший критического уровня физический и моральный износ оборудования в этой стратегической отрасли, угрожающий как конкурентоспособности экономик, так и безаварийному взаимодействию электроэнергетических систем государств.

– Неотработанность механизма гарантий возврата и защиты инвестиций.

Казахстан – Россия

Россия и Казахстан являются участниками многосторонних соглашений в области энергетики как в рамках СНГ, так и ЕврАзЭС и ЕЭП. Важное значение в развитии энергетического сотрудничества обеих республик имеет подписание в 2000 году Договора о параллельной работе энергосистем Казахстана и России. Этот документ стал основой создания общего электроэнергетического рынка обеих стран, восстановления параллельной работы энергосистем Центральной Азии, формирования единого электроэнергетического рынка в рамках таких интеграционных объединений, как ЕврАзЭС и СНГ.

6 июля 2005 года в Астане руководители Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК и Минпромэнерго РФ заключили меморандум о дальнейшем углублении сотрудничества в электроэнергетическом комплексе двух стран. Для России с ее начавшейся либерализацией рынка электроэнергии сотрудничество в этой сфере с Казахстаном и другими странами ЕЭП открывает очень большие возможности.

По мнению специалистов, рынок электроэнергии Казахстана, как один из наиболее либерализованных на постсоветском пространстве и обладающий относительно недорогой генерацией, очень привлекателен не только для российских участников, но и вполне может стать пилотным проектом для интеграции рынков стран Содружества.

В свою очередь Казахстану интеграция энергосистем позволит не только решить внутренние энергетические проблемы, но и выйти на экспорт электроэнергии, сформировав ее единый оптовый рынок. Представляется, что наиболее реальным шагом в этом направлении является не требующее принципиального изменения национальных правил обеспечение взаимного доступа субъектов энергетической сферы на рынки друг друга.

Таким образом, в электроэнергетике СНГ, с одной стороны, складывается кризисная ситуация, с другой – имеется реальная возможность выхода из нее и эффективное развитие рынка электроэнергии на основе совместного рационального использования ресурсного (в частности гидроэнергетического и угольного) потенциала стран Содружества.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики