Бума не будет

Определены фильмы – участники международного конкурса МКФ «Евразия-2007»

Бума не будет

О буме казахского кино у нас больше говорят. Убедиться в нем воочию, посмотрев хотя бы пару-тройку отечественных «бумовых» картин, нашему зрителю пока не удается. Но, возможно, это произойдет в ближайшее время. В конце сентября в Алматы пройдет четвертый международный кинофестиваль «Евразия». Отборочная комиссия обещает, что в этом году будут представлены новые картины казахских режиссеров. В прошлом программа центральноазиатского конкурса грешила повторениями, демонстрацией картин пяти-, шести- и даже десятилетней давности, о которых тоже говорили как о новой волне казахского кино. Говорим о буме, расцвете, а показываем каждый год одно и то же – несколько пропахших нафталином картин, или устраиваем ретроспективу фильмов режиссеров давно минувших дней. Тогда, кстати, о буме и взлете говорили мало, но больше снимали, а самое главное – снятые фильмы доходили до зрителя. Теперь же независимый казахский кинематограф как в сказке уподобился таинственному, невиданному зверю, который вроде бы и есть, но его никто не видел. Если верить киноведу и арт-директору кинофестиваля Гульнаре Абикеевой, МКФ «Евразия» вызвал бум казахского кино: если два года назад в Казахстане снималось 5–6 картин в год, то сейчас их снимается более 20 – кино становится бизнесом. Хотя это идет вразрез со словами председателя отборочной комиссии Бауыржана Ногербека, заявившего, что в конкурсе нет коммерческих картин, а есть лишь искусство, которое трогает сердце.

В этот раз обещают показать наделавший (как нам опять-таки говорят) много шума на Каннском фестивале фильм известного, но не нашего, а немецкого режиссера Фолькера Шлендорфа «Улжан» с нашей актрисой Аянат Ксенбай в главной роли. Обещают и свежеиспеченных «Курак корпе», «Шугу», «Ангелочка», и еще находящихся в стадии приготовления «Прощай, Гульсары», «Рэкетир», «Стриж». Теперь дело за малым, чтобы количество перешло в качество, чтобы из этих 20 1–2 привлекли внимание международной кинообщественности и зрителей. Но это малое может стать непреодолимым препятствием. Ведь все дело в кадрах и, как говорится, в головах. Так, например, молодой и (как у нас принято прибавлять) многообещающий режиссер Мухамед Мамырбеков на пресс-конференции, посвященной итогам работы отборочной комиссии, призвал своих коллег по цеху «повышать свой творческий уровень и делать кино по максимуму, делать фильмы, которые могли бы смотреть во всем мире». Но призывами делу не поможешь – талант и способности либо есть, либо их нет.

«Может быть, стоит сделать просто демонстрационный показ, может быть, наш кинематограф еще не дотягивает до уровня конкурса. Мне бы хотелось, чтобы центральноазиатский конкурс открывал новые имена, которые бы замечали на международных фестивалях. У меня просьба к руководству фестиваля – чтобы он повышал свой престиж, оценки должны быть объективными», – выразил свои пожелания Мухамед. А ведь действительно, мудрая восточная поговорка гласит: сколько не повторяй «лукум» – слаще во рту не станет. Можно, правда, набрать на фестиваль молодые, никому неизвестные, а главное, слабые картины, на фоне которых наши не будут выделяться нелестным контрастом. Но на это организаторы фестиваля, конечно, не пойдут. К тому же цель «Евразии» – не сорвать кассу и даже не просветить кинозрителя в области мировых сенсаций фестивального кино, а открыть новые, никому еще неизвестные имена. Но тут есть определенный риск – можно превратить просмотр в утомительное (даже для любителей неформатного кино) зрелище.

Кроме двух мэтров – грузинского режиссера, проживающего во Франции и представившего на конкурс картину «Сады» Отара Иоселиани, которому больше 60, и фаворита фестивалей – пятидесятилетнего Бахмана Гобади из Ирана с картиной «Полумесяц», всем остальным участникам – чуть больше или меньше 30. Есть и совсем молодые. Например, 19-летняя Хана Махмальбаф, дочь знаменитого Мохсена Махмальбафа, снявшая «Будду, рассыпавшегося от стыда», и уже известный по картине «13» 26-летний Гела Баблуани, представивший в этот раз вместе с отцом Теймуром Баблуани грузинско-французскую картину «Наследство». Кристиану Немеску, румынскому режиссеру картины «Калифорнийские мечты», погибшему в автокатастрофе, исполнилось бы 26. Китайцу Ли Ю, создавшему «Потерянных в Пекине» – 32, режиссеру «Арии» Такуши Цубокава из Японии – 33. Казахстанцам – режиссерам Рустему Абдрашеву («Курак корпе») и Хуату Ахметову («Человек-ветер») – чуть за 30.

[inc pk='2050' service='media']

Серьезной проблемой прошлогоднего фестиваля стало отсутствие самих номинантов и победителей из дальнего зарубежья. Почетные призы вручали кому придется, в основном представителям посольств. Руководство фестиваля обещало исправить сие недоразумение и доставить победителей до места награждения. Бауржан Ногербек в очередной раз выразил сожаление, что мнение отборочной комиссии расходится с выбором жюри, присудившим победу фильмам-фаворитам признанных режиссеров. Почему-то ему очень хочется, чтобы они совпали. В пример он приводит «Настройщика» Киры Муратовой, взявшего приз еще в позапрошлом году, а в качестве несправедливо обойденного – иранский «Железный остров».

Интересной информацией поделился с журналистами первый секретарь Союза кинематографистов Игорь Вовнянко: «Мы надеемся, что скоро будет принят бюджет, который поможет выйти на количественный рост кинематографа, а качество – уже наше дело. Бюджет сверстан так, чтобы удовлетворить потребности разных категорий зрителей. Средства на кинематограф обещают выделить значительные. Но это не означает, что кино не надо реформировать. Господдержка – это хорошо, но надо переводить его на продюсерские рельсы, когда продюсер отслеживает судьбу фильма от сценария до выхода на экран. Нередки случаи, что процесс производства на каком-то этапе приостанавливается и картина не доходит до зрителя. Над этим надо работать». Он также сообщил, что «Казахфильм» получил уведомление от властей, и киностудия останется в неприкосновенности.

Список жюри и гостей полностью еще не определен. Но уже известно, что по ковровым дорожкам Дворца Республики пройдутся: постаревший исполнитель ролей военных и мафиози Арманд Ассанте («Одиссей», «Короли Мамбо», «Наполеон и Жозефина»), актриса Нандита Дас (которая порадует поклонников индийских фильмов), а также видный представитель тайваньского кинематографа, обладатель премий ряда престижных европейских кинофестивалей режиссер Цай Минлян. Эльдар Рязанов войти в состав жюри отказался, сославшись на возраст и здоровье, но в гости приехать обещал.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом