Второе дыхание рынка

Приход «CTC Медиа» в Казахстан не только изменит расстановку сил на рынке телевизионной рекламы, но и всколыхнет медиарынок

Второе дыхание рынка

Один из крупнейших российских медиахолдингов «СТС Медиа» заключил соглашение о создании нового холдинга и приобретении 20-процентной доли в ТРК «31 канал». «После завершения сделки в Казахстане, что, как ожидается, произойдет через несколько месяцев, “CTC Медиа” получит 20% акций “31 канала” и большинство акций в аффилированных компаниях, которые будут осуществлять реализацию рекламных возможностей канала и управление программным контентом. Суммарно эти активы дадут “СТС Медиа” право на 60% экономического интереса в создаваемой группе компаний “31 канала”, что позволит “СТС Медиа” консолидировать ее финансовые результаты», – говорится в официальном сообщении «СТС Медиа».

Интригующий выбор

«СТС Медиа» давно заявляла о своем желании выйти на рынок Казахстана. По словам президента компании Александра Роднянского, рынок нашей страны наиболее привлекательный на постсоветском пространстве. Несмотря на то что его объемы ниже, нежели, к примеру, украинского (470 млн долларов в 2006 году в Украине и 200 млн – в Казахстане), в нашей стране выше темпы роста рекламного рынка и показатель рекламных затрат на душу населения в процентах от ВВП. Кроме того, в ближайшие годы темпы казахстанского рынка телерекламы будут увеличиваться. К примеру, в нынешнем году прирост составит порядка 40–45% по сравнению с 37% в 2006 году. В России же, по прогнозам Pricewaterhouse Coopers, темпы роста рынка телерекламы начнут снижаться начиная уже с этого года. В 2007 году они вырастут на 25,4% (в 2006-м – 30%), в 2008-м – на 21,6%, а в 2011-м рост составит уже 10,3%. Связано это в первую очередь с законодательным ограничением количества рекламного времени в часе вещания, которое действует с этого года.

Если говорить о данной сделке, то выбор «СТС Медиа» «31 канала» весьма удивителен. Как известно, российская медиакомпания управляет двумя каналами – «СТС» и «Домашний», являющимися развлекательными. А «31 канал» всегда позиционировался в большей степени как деловой. «При выборе телеканала «СТС Медиа», по-моему мнению, руководствовались тремя факторами: во-первых, для российских компаний на сегодняшний день крайне важен Казахстан, так как он один из лидеров по темпам развития экономики на постсоветском пространстве и все больше корпораций из соседней страны начинают выходить на наш рынок. Во-вторых, наличие относительно недорого бренда (принцип бизнеса: покупай дешево, продавай дорого), а «31 канал» на сегодняшний день обладает одной из самых небольших региональных сетей и имеет невысокие рейтинги. Во-вторых, это наличие возможности покупки как таковой. Как известно, практически все республиканские электронные СМИ в Казахстане были до недавних пор сконцентрированы в одном медиахолдинге. «31 канал» был одним из немногих независимых телеканалов, который не входил в этот холдинг», – считает эксперт по медиа Данияр Рымжанов.

Преимущества, получаемые «31 каналом» от данной сделки, очевидны. «“СТС” привнесет свои технологии в управление и производство, а также окажет содействие в обучении наших кадров», – заявил президент медиахолдинга «31 канал» Арманжан Байтасов.

Дело за контентом

Если учесть, что сейчас качество казахстанского контента оставляет желать лучшего, то выход «СТС» наверняка подстегнет рынок. «Сейчас нельзя ни один канал назвать особо выдающимся телевизионным проектом. Все одинаково неинтересны. Монополия привела к общей стагнации в развитии телевизионного рынка. Все в большей степени было подвластно политике, проводимой хозяевами СМИ, а не бизнесу. Поэтому я уверен, что с приходом «СТС Медиа» телевизионный рынок получит серьезный толчок к развитию, потому что как только появится реальный игрок с профессиональным подходом к управлению телеканалом, то это автоматически приведет к перераспределению рекламных потоков на рынке. Соответственно, другим участникам на телевизионном поле, хотят они того или нет, придется предпринимать какие-то шаги для борьбы за бюджеты рекламодателей», – уверен г-н Рымжанов.

Сейчас, по данным Gallup Media Asia, «31 канал» занимает 3-е место по рекламному бюджету, в I квартале нынешнего года он вырос на 16,7% и составил более 7 млн долларов. Выручка «CTC Медиа» за тот же период составила 104,1 млн долларов, во II квартале – более 112 млн. При этом компания генерирует доходы практически полностью за счет продажи рекламного времени. Кроме того, по словам аналитиков, на «СТС» наиболее дорогая реклама из-за четко сегментированной аудитории, т.е., обладая таким стратегическим партнером, «31 канал» в скором времени может обойти своих конкурентов – телеканалы «Евразия» и КТК.

Будут еще

Не исключено, что вслед за «СТС» в Казахстан придут и другие российские медиахолдинги. И дело не столько в привлекательности рынка телерекламы, сколько в присутствии в Центрально-Азиатском регионе. Наша страна может рассматриваться как некий плацдарм для дальнейшей экспансии в страны Центральной Азии. Кстати, «СТС Медиа», помимо приобретения доли в казахстанской компании, создала совместно с узбекской «Тера груп» телекомпанию в Узбекистане, доля «СТС» в ней составит 51%.

В то же время эксперты не исключают возможности того, что российский холдинг будет приобретать еще активы в Казахстане. «В первую очередь, они будут заинтересованы в расширении географии вещания, соответственно, они пойдут по пути экспансии в регионы. Это помимо работы внутри канала: внедрение новых бизнес-процессов, новой программной политики, организация системы продаж рекламного времени и т.д.», – говорит Данияр Рымжанов.