Ставить вопросы по существу

Редакционная статья

Ставить вопросы по существу

Летом систему высшего образования постигли новые изменения. Были сокращены вузы и утвержден новый закон об образовании. Насколько это будет способствовать улучшению и так неблагоприятной из-за бесконечных реформ ситуации – покажет время. Но можно сказать одно – модель управления высшим образованием до сих пор остается командно-административной, что делает неэффективным его реформирование. Государство, как и прежде, продолжает контролировать академическую систему, основными проблемами которой являются коррупция и отсутствие профессиональных кадров (впрочем, это касается не только образовательного сектора).

Образование – важнейший стратегический ресурс страны, ведь развитие человеческого капитала – условие ее конкурентоспособности в будущем. Повышение качества образования граждан способствует не только росту экономики, но и решению важных социальных задач, преодолению бедности и становлению демократии. Образовательная система призвана выполнять функцию стабилизирующего начала в обществе, способствовать снижению социального напряжения и предотвращать возникновение социальных конфликтов. Хорошее качество образования и его доступность широким слоям населения формирует один из основополагающих критериев гражданского общества с сильной экономикой – вертикальную мобильность, естественное распределение талантов и способностей. Высшее образование играет важную роль в генерации и консолидации социально-политической системы. Отсутствие квалифицированных кадров затрудняет замену коррумпированных и некомпетентных чиновников в сферах судебной власти, государственной службы и бизнеса и становится препятствием на пути формирования среднего класса и, как следствие, гражданского общества.

Казахстанская система образования до сих пор ощущает на себе последствия перехода к рыночной экономике. Он болезненно сказался на одном из базовых элементов образовательного процесса – контроле знаний. В Советском Союзе образование было бесплатным, а система отсева обучающихся в вузах – достаточно жесткой. И надо было иметь определенный уровень среднего образования, чтобы сдать вступительные экзамены и поступить в высшее учебное заведение. Ныне многие казахстанские вузы, предлагая платные программы, качество которых оставляет желать лучшего, занимаются не чем иным, как съемом денег. Студент превратился в клиента, который платит, и поэтому всегда прав. Такие понятия, как престиж, ответственность и доверие, сопровождающие коммерческое образование на Западе, пока малофункциональны в современных условиях нашего рынка, где проблема трудоустройства определяется не рыночной востребованностью, а другими механизмами традиционного общества (местничеством, блатом, семейными связями). Безусловно, развитие рынка рано или поздно окажет свое позитивное влияние, и трудоустройство специалистов будет определяться их конкурентоспособностью. Пока же мы наблюдаем обратное действие: рынок пришел в образование, разрушив основы образовательного процесса. Из нашего менталитета исчезло достаточно разумное представление о том, что учиться в вузе, получить высшее образование и тем более продолжать дальше научную деятельность может далеко не каждый и не каждому следует к этому стремиться. Но сейчас диплом о высшем образовании стал просто необходим и обязателен не только для любого трудоустройства, но и для личного престижа.

Реформы и новые законы в сфере высшего образования диктуют новые правила игры в академической среде. В этой связи возникают следующие вопросы – как и насколько государство должно контролировать институты высшего образования? Каковы правовое поле частных вузов и особенности процесса получения лицензий и аккредитаций и кто этим руководит? Не менее важно и другое – назначаются или выбираются университетские руководители, если же выбираются, то какой должна быть избирательная процедура? Кто определяет количество обучающихся на факультетах? Какие субсидии от государства, дающие конкурентные преимущества в борьбе с частными вузами, получают государственные? Какова процедура назначения и продвижения в академической системе? Каков порядок присвоения степеней? Каковы требования к присуждению степеней различного уровня? Каков порядок проведения вступительных экзаменов и других процедур при поступлении? Этими вопросами необходимо задаться не только государству, монополизировавшему в этой области свои интересы и установившему свои правила. Но прежде всего обществу, в лоне которого должны формироваться конкурирующие между собой в образовательном поле социальные группы и появиться система сдержек и противовесов. Отсутствие независимых студенческих организаций и иных влиятельных групп, заинтересованных в реформах, привели к тому, что академическая номенклатура просто вынуждена сама определять свой статус и нормы регулирования своей деятельности.