Большие планы VITA

Планы агропромышленного холдинга VITA выйти к 2010 году на IPO и выстроить вертикально интегрированную компанию могут стать стимулятором роста объема продаж как минимум в три раза

Большие планы VITA

Несмотря на то, что задача выхода на IPO не является для компании VITA приоритетной на нынешнем этапе развития бизнеса, генеральный директор Петр Потапов не сбрасывает со счетов такую возможность.

Знаковая цифра

Позиция холдинга по возможному выходу на первичное размещение четкая: обсуждать вопрос IPO можно только в том случае, если объемы продаж составят 300 млн долларов в год или выше. По словам гендиректора, «это касается индивидуально только нашего холдинга, и мы на совете директоров установили именно этот рубеж».

Конечно, установка красных флажков на вышеуказанном уровне означает, что VITA имеет свои мотивы сконцентрироваться на знаковой цифре. «Критерием выхода на IPO является не столько объем продаж, сколько степень загруженности имеющихся в холдинге мощностей, – уточняет он. – Могу сказать, что для нас объем продаж в 300 млн долларов в год соответствует загрузке существующих мощностей примерно на 80%».

В текущем году VITA собирается выйти на уровень продаж в 100 млн долларов. Безусловно, предполагаемый рост до 300 млн долларов должен привести как минимум к трехкратному приросту бизнеса. «Мы владеем большим активом в Киргизии, – рассказывает г-н Потапов. – Это Аксуйский кукурузоперерабатывающий сахарный комбинат. На сегодняшний день данное предприятие вносит довольно скромную лепту в общий оборот компании – порядка 8 млн долларов в год. После завершения реконструкции сможем довести объем продаж более чем до 200 млрд тенге в год, в пересчете на доллары это будет около 160 млн. Только по этому активу мы собираемся получить такой существенный качественный прирост».

Консервативный подход

Казахстанский рынок растительных масел, на производстве которых специализируется холдинг, вполне насыщен. В торговых объектах достаточно широкий ассортимент необходимого товара, потребитель давно не испытывает проблем с выбором. Единственное, что волнует казахстанского производителя, так это большая доля импортного масла на рынке. «Масло из казахстанских масличных семян на сегодняшний день занимает 60% рынка, – утверждает гендиректор VITA. – Остальные 40% – импортное масло, тем самым закрывается спрос на внутреннем рынке. Наша компания считает, что по качеству продукции мы вполне можем занять ту нишу, которую сейчас занимает импорт».

Стратегия финансового заимствования холдинга VITA не отличается оригинальностью: оптимальная трата собственных средств и консервативный подход в вопросе привлечения ресурсов. VITA намерена привлекать заимствования исходя из экономической целесообразности и цены денег. «Стратегической задачей компании является привлечение дешевых и длинных денег, – говорит г-н Потапов. – Мы весьма прагматичны в этом вопросе. С другой стороны, специфика нашего бизнеса и стремление к осуществлению больших и емких проектов заставляют нас искать так называемые длинные деньги».

Объемы заимствований на казахстанском рынке у холдинга VITA достаточно большие. Компания привлекает средства за счет выпуска в обращение облигаций. Общая сумма выпущенных компанией бумаг составляет 11 млрд тенге, из них уже размещено на сумму 10 млрд тенге. По словам гендиректора VITA, «облигации на 1 млрд тенге еще не размещены, хотя это довольно примерные цифры». При этом 10 млрд тенге – это практически половина ссудного портфеля холдинга.

Все больше и больше

Холдинг видит довольно заманчивые перспективы на соседних рынках – узбекском и киргизском. Особый акцент при этом делается на киргизский рынок, где идет активный рост продаж и успешно функционирует торговый дом в Бишкеке. С целью дальнейшего усиления присутствия VITA открыты филиалы в Оше, Балыкчах, Караколе, Чолпон-Ате, Токмаке. «Доля прибыли холдинга с внешних рынков неуклонно растет, – рассказывает Петр Потапов. – В этом году мы намереваемся выйти на уровень в 20%. Поясню, общий объем продаж нашей продукции составит 12,4 млрд тенге, а доля поступлений от экспорта – до 2,4 млрд тенге».

Сегодня филиальная сеть VITA в Казахстане довольно разветвленная: компания присутствует в 18 городах страны. Предполагается расширять сеть вокруг уже имеющихся филиалов, к примеру, будет открыт промежуточный склад для атырауского подразделения компании. К слову, в холдинге собираются сконцентрироваться на вопросах улучшения качества промежуточных складов. Кроме того, два года назад в структуре холдинга была создана дочерняя железнодорожная компания, имеющая передвижной состав в 100 грузовых вагонов. Поэтому на нынешнем этапе развития бизнеса компания не ощущает проблем с доставкой своей продукции в регионы страны.

Масло, сыр и молоко

VITA специализируется на пяти основных направлениях – масложировом, белковом, крахмало-паточном, сахарном, молочном. Если рассматривать каждое направление по отдельности, то получается, что в масложировом сегменте продуктовая линейка охвачена не полностью. «В ней отсутствует такой важный продукт розницы, как маргарин, – поясняет руководитель холдинга. – Но уже в начале следующего года мы намереваемся закрыть эту позицию, запустив в эксплуатацию маргариновый цех».

Экспансия на внутренний рынок и вертикально интегрированный бизнес – эти приоритеты для VITA не менее важны, чем IPO

Компания планирует в скором времени выйти на отечественный рынок с новым продуктом – маслом для жарки под брендом, где ключевым словом станет VITA. Причем на западных рынках подобный продукт известен давно, тогда как на казахстанском его еще нет. В планах холдинга через два года наладить производство функциональных белковых концентратов. Они являются важным компонентом для производства колбас. В молочном сегменте VITA также работает весьма активно. Уже зарегистрирована новая торговая марка VITAMILK, и с сентября текущего года компания собирается производить твердые и плавленые сыры в Киргизии. «Цех мощностью 8 тонн продукции в сутки полностью оснащен и готов к запуску», – говорит г-н Потапов.

Выстроить всю цепочку

VITA намерен выстроить вертикально интегрированную компанию. Сегодня в холдинге идет процесс консолидации земель, необходимых для развития растениеводства и животноводства. В частности, приобретаются или арендуются земельные участки, работать на которые VITA приглашает свободных фермеров. Предполагается создать своего рода сельскохозяйственные объединения, на их базе и будет развиваться недостающее компании ресурсное звено. «Конечно, сегодня надо выстраивать сырьевую базу, – считает Петр Потапов, – ибо последующие звенья цепи реализованы и успешно функционируют».

В нынешнем году VITA получила первый урожай кукурузы со своего земельного надела в 2 тыс. гектаров в Киргизии. «В этой стране мы пока быстрее продвигаемся к созданию сельскохозяйственных предприятий, – резюмирует генеральный директор VITA. – Там уже имеются готовые структуры. Правда, и о Казахстане не забываем. Наши земельные участки в Алматинской области в 2008 году дадут первый урожай».

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики