Лицом к лицу

Сможешь ли ты усидеть на улетающем в стратосферу стуле, побеседовать с ожившим деревом, увидеть, как меняется звук бьющихся о мостовую капель дождя, проникнуться афроамериканской субкультурой и почувствовать, как она далека, услышать божественно-сатанинскую «Лестницу на небеса», исполняемую наоборот, оказаться в студии художника вместе с уличной богемой?

Лицом к лицу

Это зависит от твоих перцептивных и умственных возможностей, терпения и готовности воспринять новое и необычное. Коллекция видеоарта, представленная выпускниками института Сотбиса в Центре современного искусства, покажется нелегким испытанием для неискушенного посетителя и станет увлекательным путешествием для любителей экспериментального видео. Организаторы выставки Эрик Эрдл и Кристина Стейнбрехер назвали ее Inter-Faces, что подразумевает множественность представленных на ней лиц и взаимодействие зрителя и художника посредством видеоэкрана.

Поддержка искусства – лучший пиар для бизнеса

Молодая кураторская группа из двух человек решила заняться популяризацией и продажей современного искусства в Казахстане. Для этого, с точки зрения Кристины, стоит попытаться привить на казахстанской почве уже устоявшуюся модель взаимодействия бизнеса и искусства на Западе, когда богатые компании покупают художественные произведения и формируют целые коллекции, чтобы создать себе имидж ценителей искусства и поддержать развитие культуры. Как, например, это делает широко известный в мире Дойче Банк, отдавая свои коллекции напрокат в галереи и музеи. Имя банка, стоящее рядом с произведениями искусства и именами их создателей, является еще более действенным пиаром, чем просто реклама.

[inc pk='2037' service='media']

По словам Кристины, из этой выставки вряд ли можно извлечь коммерческую выгоду. Видеоарт продать тяжело. Его коллекционированием занимается узкий круг бизнесменов, таких как Саачи, или крупные корпорации. Скорее, она призвана познакомить широкую казахстанскую аудиторию, начиная со студентов и заканчивая богатыми людьми, с современным западным искусством. У молодых людей есть планы – в свою очередь представить на суд западного зрителя современных казахстанских художников. Выставку удалось организовать благодаря личным контактам. «Мы предложили представить свои работы для выставки в Казахстане своим знакомым художникам, которые откликнулись с удовольствием. И рассказали в свою очередь уже своим знакомым», – рассказывает она. Так, благодаря сарафанному радио собралась солидная коллекция, из которой Эрик и Кристина уже отобрали 21 видео на свой вкус. На выставку даже попали работа известного британского художника, лауреата премии Тёрнера 2004 Джереми Деллера – «Букет на память» (документальный дневник о путешествии по родине президента Буша – Техасу, осмысление текущей политической ситуации), а также произведения международной группы «Анонимных художников». Кураторы обещают организовать их приезд и выставку в Алматы. Почему именно Казахстан? Кристина родом из Талдыкоргана, откуда уехала в Германию в восьмилетнем возрасте, но в Казахстане остались родственники. Она поговорила с Эриком, который уже имел опыт организации выставок – так состоялся этот проект.

Наш флаг в муравейнике

[inc pk='2038' service='media']

Проект Inter-Faces занял три этажа. На первом разместились работы, поднимающие проблемы социально-политического характера и понимающие искусство как социальное взаимодействие. Например, фильм Донны Конлон «Сосуществование». На первый взгляд фильм фиксирует обычные трудовые будни муравьев, обитающих в дождливых лесах Панамы, пока среди переносимого ими древесного мусора, листьев и веточек, используемых как строительный материал, не появляются кусочки национальных флагов вперемешку с пацифистскими изображениями. В конце видеоряда почему-то мелькает и небесно-голубой казахстанский флаг. Как объясняется в аннотации к фильму: кусочки бумаги, разложенные как части листьев, были раскрашены как национальные флаги 191 члена Организации Объединенных Наций. В оригинале действие длилось в течение одного часа; однако уже смонтированная видеоработа представляет только флаги тех стран, которые участвовали в военных конфликтах последнего времени. По большому счету Казахстан сложно причислить к странам этой категории. Если говорить о появлении в горячих точках, то это только Таджикистан в конце девяностых и Ирак. Так что наш флаг оказался там, скорее, по недоразумению. «Сосуществание» отражает двойственность человеческой природы – войну и мир, так же как и комментирует отношения человека и природы. В 2003 году за эту работу Донна получила вторую премию на первой Центральноамериканской выставке в Музее современного искусства и дизайна в Коста-Рике. Художница определяет то, что делает как «социо-археологическое расследование». Она собирает бытовые объекты и повторяет действия из своей ежедневной жизни в местной среде. Затем использует их для «открытия идиосинкразии человеческой природы и противоречий, присущих нашему современному стилю жизни».

Остановите Землю – я сойду!

[inc pk='2039' service='media']

Escape Vehicle no. 6 («Освобождение средства передвижения номер 6») Саймона Фейсфула представляет собой репортаж о приключениях стула, привязанного к метеорологическому зонду. Парящий над землей стул, удаляющийся прочь сначала от полей и дорог, затем парящий где-то между Великобританией и Францией и, наконец, поднимающийся все выше и выше за облака над искривлениями Земли к черноте космоса, где он ломается и распадается на части от перепада жестких температур и давления. Происходящее на экране сопровождает монотонно повторяющийся, действующий на нервы звук. Оказывается, невозможно усидеть не только между двух стульев, но и между двух континентов. Полоски стекла в видеоарте Мэтта Калдервуда эстетично лопаются, то ли от высокой температуры, то ли от пуль, метко выпущенных из снайперской винтовки.

Джереми Деллер, видимо, постоянно носил с собой камеру, снимая события, происходящие в Техасе, и фиксируя свидетельства очевидцев. Документальные хроники начинаются с осады резиденции религиозной секты «Колено Давидово» в Уэйко, когда во время столкновения секты христианских фундаменталистов с законом было убито и арестовано много фанатиков, и заканчивая родным городом Джорджа Буша – Кроуфордом, включая любимую закусочную президента Буша возле его ранчо. Деллер применяет художественный прием, выбирая позицию наблюдателя, имеющего свою точку зрения, но не навязывающего ее людям, попавшим в кадр, и не вступая с ними в полемику, он просто со знанием дела мастерски монтирует полученный материал. Взгляд иностранца на путешествие по Техасу превращается в интерпретацию его истории. Фильм, фиксируя частную культурную идентичность, разъясняет недавние международные проблемы.

Говорящее дерево

На втором этаже вы станете свидетелями видео- и аудиоэкспериментов британского художника Конора Келли. Его работы строятся на акценте соединения звукового ряда и движения на экране. Обычные незамысловатые видеокартинки шевелящегося под действием ветра паркового дерева, капель дождя, падающих у порога дома, или речной глади, будто перевернутой и снятой изнутри, оживают и приобретают совершенно новые эмоциональные оттенки с изменением звукового сопровождения. Фильмы оказывают психоделическое, почти гипнотическое воздействие, раскрывая внимательному наблюдателю магическую силу верно подобранного ритмического сочетания звука и движения. Келли демонстрирует, как обычное дерево можно превратить в волшебное, умеющее говорить, как манипулировать настроением зрителя, заставляя его перейти с мажора на минор, к тревожным ощущениям, подбирая нужное звучание к ритму падающих капель. А шевелящаяся от дуновений ветра крона дерева, озвученная атональной музыкой, создает ощущение беседы на загадочном инопланетном языке.

Мифы и мнимости масскультуры

[inc pk='2040' service='media']

«Лестница св. Павла», выполненная в эстетике трэш-арта, возвращает нас в шестидесятые, во времена контркультуры и психоделических откровений, мифов, связанных с рок-музыкой в период борьбы религии с поп-культурой. По словам ее автора, Йероена Оффермана,«Лестница» была сделана, с одной стороны, из желания разрушить страх перед религиозным мифом, с другой – разгадать тайну магического воздействия песни. «Мои родители – свидетели Иеговы – воспитали меня в строгой христианской вере. Рок и поп-музыку, в частности «Лед Зеппелин», тогда подозревали в проповедовании зла. Прошел слух, что исполняемая в зеркальном порядке «Лестница на небеса» содержит призыв следовать по пути дьявола. Если вы слушали ее в обычной последовательности, то даже так она якобы воздействовала на подсознательное скрытой в ней мистической информацией», – вспоминает уже взрослый Йероен. Сила воздействия этого суеверия до сих пор интригует его. «Слушая эту запись, я чувствовал напряжение, влекущее подростков к чему-то опасно красивому. Для меня по-прежнему является загадкой, как возникают подобные мифы и эффект, который они производят. Так я начал учиться читать и петь стихи в обратном порядке. После трех месяцев работы это мне наконец удалось. Я пришел к ступенькам собора Святого Павла в Лондоне и исполнил ее перед видеокамерой, пугая голубей и прохожих. Вернувшись домой, наложил снятый материал на дорожку караоке», – рассказывает о творческом процессе художник. Раскрывая все, что есть ужасного и прекрасного в этой песне, он выражает протест против слухов такого рода. Перефразируя философа Гераклита – одна и та же лестница ведет и вверх и вниз.

Другой британец, Дэвид Блэнди, исполняет песни под фонограмму, но в отличие от Оффермана, делает это в нормальном режиме. И его беспокоит не тайна и не религиозный миф, скрытый в выбранных им песнях, а проблема культурной идентичности и тиражирования в масскультуре. Блэнди мастерски открывает рот под афроамериканские песни в стиле соул, ставшие хитами благодаря тиражированию поп-культуры. Контраст не только в том, что из уст белого человека вылетают знаменитые строки «Не потому ли, что я черный?», но и в сдвиге между тем, что мы видим и что слышим. Техника открывает широкие возможности, делая доступной информацию самой широкой аудитории, но она может способствовать и обезличиванию, потере идентичности, создавая эффект мнимой простоты и понятности, тем самым обманывая реципиента. Слушать соул и чувствовать его? Черное и белое – могут ли они поменяться местами? Эти вопросы художник адресует обывателю. Синхронизация движений его губ с музыкой показывает, что эта культура является чужеродной для него – и тут даже неважно, что он вырос с ней и она является его частью.

Анонимность как выражение альтруизма

[inc pk='2041' service='media']

Внизу в подвале (который можно вполне именовать третьим этажом, но под землей) разместилось видео арт-группы с интригующим названием «Анонимные художники». Почему анонимные? Входящие в этот коллектив художники стремятся избежать всех идентичностей, стоящих за их личностями, кроме одной – результатов творчества. Но все же известно, что это международный коллектив из пяти человек, в него входят художники из Германии (там он и был основан в 2001 году) и Великобритании. Каждый из них имеет различное образование. В своей работе коллектив сочетает самые разные техники: живопись, скульптуру, инсталляции, фотографию и видео. Художники это объясняют тем, что не хотят, чтобы личностные коннотации заслоняли их творчество. «Мы рисуем вместе на одном холсте, но это творчество, а не эго исполнителей. Мы верим в творчество. На первом месте должна стоять работа», – говорят они. Художники работают не только в одной студии, но и в тесном идейном сотрудничестве. Они уверены, что то, что они уже сделали, нельзя было бы создать в одиночку. «Мы анонимы, наши работы не определяются как созданные «женщиной-художницей» или «канадским фотографом». Нетрудно научиться рисовать как Рембрандт, в его технике, но очень трудно делать искусство. Важно научиться рисовать, но не менее важно мыслить в своей работе о том, что она выражает, что за ней стоит».

В работе Kammerspiele «Игра на камеру» авторы приглашают посетить студию художника как место богемного времяпровождения. Переживать и искать смысл зрителя заставляют контраст цветов, которыми раскрашен негатив пленки, и череда событий, развязки которых невольно ожидаешь. Художник – хозяин студии – обладатель абсолютно голого и белого фарфорового тела. Оно обретает бледные цветовые оттенки, когда он колет в вену шприцем, наполненным наркотиком (или яркой краской?), или пьет загадочную жидкость из бутылки. Такое же ощущение возникает от раскрашенных стен, холста и палитры, находящихся рядом. Посетители студии – беспокойный панк с ирокезом, длинноволосый хиппи под кайфом и проститутка, появляясь в приведенной последовательности, заставляют ожидать нового поворота событий. Иногда кажется, что видео поднимает тему непонятого творца и его окружения (художника выделяет из массы фарфоровая белизна и покорность судьбе), а иногда – психологические проблемы коммуникации и вреда наркотиков. Потрясает картина художника, появляющаяся в кадре, на фоне которой происходит дальнейшее общение героев. На ней довольно четко видно изображение ребенка в коляске, смотрящего на лежащую рядом ничком (мертвую?) женщину (его мать?).

[inc pk='2042' service='media']

Что стоит за этим видео? Воплощение бессознательного художника, воспоминание о травме, нанесенной в детстве? Осознание беспомощности всего живого перед лицом неумолимой смерти? Возникающая многоассоциативность подтверждает своеобразие «Камершпиля», обращенного к каждому из смотрящих лично, заставляя искать в нем свои смыслы. Один из важных тезисов «Анонимных художников» – это общение друг с другом внутри коллектива и с публикой. Именно как социальное взаимодействие понимают они основную задачу современного искусства. Художник несет ответственность за то, что вещи, которые он создает, не всегда приятно и легко осознавать. Он ответственен и за то, на какие мысли он наталкивает свою аудиторию.

Часто этика в современном искусстве подменяет эстетику или использует ее как средство. Нельзя сказать, что произведение окончательно отдается на суд публике. Текстовые аннотации, располагающиеся на ближайшей от каждого видео стене, представляют авторов и поясняют суть происходящего на экране, задавая интерпретативный контекст. Выставка демонстрирует, что основная идея современного искусства направлена на социальный контакт, коммуникацию со зрителем, она стремится выйти за пределы узкого круга знакомых и единомышленников художника к широкому зрителю.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности