Экспансия продолжается

В уходящем году экспансия международных операторов розничной торговли продолжилась. Причем на казахстанский рынок зашли ритейлеры не только среднего уровня и сегмента массмаркет, но и класса люкс

Выхода крупных международных сетей на рынок продуктового ритейла, столь ожидаемого аналитиками, так и не случилось
Выхода крупных международных сетей на рынок продуктового ритейла, столь ожидаемого аналитиками, так и не случилось

По итогам 11 месяцев текущего года объем розничной торговли, по данным Агентства РК по статистике, увеличился на 12,8% по сравнению с январем-ноябрем прошлого года. При этом на долю рынков и индивидуальных предпринимателей все еще приходится больше половины объемов розничной торговли. По данным Агентства РК по статистике, этот показатель составляет 51%. При этом, по оценкам экспертов, доля цивилизованной торговли, в частности в сфере продуктового ритейла, не превышает 15%, остальное — базары, рынки и магазины «у дома». В этом году акиматы в очередной раз объявили войну базарам и рынкам, это может стать одной из причин увеличения доли цивилизованной торговли. Однако «крестовый поход» акиматов против базаров может затянуться на годы.

Продуктовый ритейл ждет экспансии…

Выхода крупных международных сетей на рынок нашего продуктового ритейла, столь ожидаемого аналитиками, так и не случилось. Не проявляли интереса к нашему рынку и российские продовольственные сети. Возможно, в следующем году ситуация изменится, тем более что крупные операторы рассматривают нашу страну как плацдарм для выхода на рынок стран Центральной Азии. Кроме того, причиной для входа иностранных сетей в нашу страну может стать и вступление Казахстана в ВТО. Не началось и масштабной экспансии со стороны российских продуктовых сетей, несмотря на работу Таможенного союза. Стоит отметить, что у российских ритейлеров уже был неудачный опыт работы в Казахстане: сети «Вестер» пришлось уйти из нашей страны в прошлом году, несмотря на то что планы по завоеванию казахстанского рынка у нее были грандиозные.

Что касается уже работающих торговых сетей, то многие из них в уходящем году активно наращивали торговые площади. Кроме того, появилось несколько новых игроков, в частности A-Store, и на рынок вернулся «Арзан».

По мнению аналитиков, продуктовый и одежный сегменты рынка розничной торговли были наиболее привлекательными для инвесторов в нынешнем году. Что касается рынка fashion-ритейла, то это действительно заметно даже невооруженным глазом. В нашей стране появляется все больше брендов.

…а одежный уже дождался

«Позитивная динамика казахстанского fashion-рынка продолжает привлекать в него мировых игроков, это базируется на ключевых факторах: общем росте потребительского рынка и укреплении цивилизованной торговли в стране», — считает коммерческий директор ГК ARCADA Михаил Зверев.

В Казахстан заходит все больше международных крупных игроков, диктующих собственные правила игры, и в следующем году эта тенденция будет проявляться еще сильнее. «Ключевые тренды, которые на сегодняшний день формируют казахстанский fashion-рынок, — это нарастание конкуренции со стороны крупных брендов, консолидация рынка (укрепление сильных и ослабление слабых игроков), что способствует снижению доли нецивилизованной торговли. Не менее важным фактором развития рынка можно назвать укрупнение. Крупные компании увеличивают среднюю торговую площадь своих магазинов-прототипов за счет расширения товарных категорий внутри своего ассортимента под одним и тем же брендом или расширения ассортиментных групп внутри одной товарной категории», — отмечает Михаил Зверев.

Появление новых торговых центров международного уровня привлекло в Казахстан не только марки сегмента массмаркет и среднего ценового сегмента, экспансией которых были ознаменованы и 2010, и 2011 годы, но и luxury-сегмента: Louis Vuitton, Saks Fifth Avenue и т.д.

По словам коммерческого директора ГК ARCADA, в нынешнем году усилилась экспансия российских игроков: Incity, «Детский мир», «Спортмастер», «Остин». «Выросло число российских брендов, которые планируют масштабную экспансию на казахстанский рынок и в 2013 году», — отмечает г-н Зверев.

В нынешнем году все больше западных марок стало заходить самостоятельно, не привлекая местных партнеров. Это является свидетельством привлекательности казахстанского рынка розничной торговли. По словам коммерческого директора ГК ARCADA, активно растет рынок модной одежды, что будет продолжаться и в 2013 году. При этом ритейлеры готовы к экспансии на рынки не только Алматы и Астаны, но и других регионов, а в регионах существует дефицит торговых площадей, поэтому операторы ожидают появления удачных проектов в сфере коммерческой недвижимости.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?