«Беларусь» на смену «Казахстану»

На полях республики в скором времени вновь появятся тракторы, произведенные в Павлодаре. Правда, теперь их будут выпускать не на известном некогда гиганте «Павлодартрактор», почившем в бозе, а на площадях ТОО «Автоспецмаш-Павлодар»

«Беларусь» на смену «Казахстану»

Сегодня здесь ведутся технологические пусконаладочные работы конвейерной линии по выпуску колесных тракторов «Беларусь» МТЗ-82.1, относящихся к классу легких машин. До конца года планируется собрать 700 тракторов. Если, конечно, банк, рискнувший профинансировать данный проект, не закроет кредитную линию.

Былое и думы

В августе 1968 года с конвейера Павлодарского тракторного завода сошел первый трактор ДТ-75М «Казахстан». Мощность завода составляла 55 тыс. тракторов в год. Они были востребованы на Урале, Дальнем Востоке, в Сибири и республиках Средней Азии. Завод был способен выпускать 9 модификаций сельхозтракторов и бульдозеров.

До 80% комплектующих на павлодарский трактор приходило из России: дизель с Алтая, трансмиссия – из Омска…. В 1992 году, когда появились первые предпосылки к свертыванию тракторного производства, родилась идея укрепить машиностроительную отрасль республики при помощи выпуска собственных авто. На имеющихся мощностях планировалось развернуть сборку импортных машин. В частности, с конвейера Павлодарского тракторного должны были сходить малолитражные автомобили фирмы Fiat. Затем был предложен проект по сборке на площадях завода Skoda Favorite. Но планы так планами и остались. В середине 90-х сельскохозяйственное машиностроение республики дошло до точки. Резкое сокращение выпуска тракторов, остановка конвейера почти на год. В конце 1995 года правительство приняло постановление «О процедуре финансового оздоровления» через санацию. Не помогло. Аналогичные попытки предпринимались не раз, результат был тот же. Когда в июле 1998 года павлодарский суд признал завод банкротом, а затем в декабре завод был продан единым лотом промышленной группе, стоящей за алматинским заводом «Поршень», появилась надежда на возрождение тракторостроения. Сегодня можно констатировать: «Казахстантрактора» как производящей единицы больше не существует.

От простого к сложному

По данным Министерства сельского хозяйства, потребность сельхозпроизводителей в тракторах составляет порядка 7 тыс. единиц. На нынешнем этапе развития машиностроительной отрасли, пожалуй, выгоднее заниматься не реанимацией утерянного производства, а завозить необходимую сельхозтехнику. Хотя бы потому, что сегодня на том же Минском тракторном заводе трудится порядка 700 конструкторов и столько же технологов, которые постоянно обновляют свой модельный ряд. Стоит ли тратить время на изобретение велосипеда? Выгоднее на базе существующих заводов открывать центры по обслуживанию техники.

По этому пути решил пойти руководитель ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» Виталий Акименко. «Начинали мы со спецтехники. В ноябре 2001 года получили заказ и предоплату на поставку в республику двух автогрейдеров. В поисках производственной базы для ТОО «Автоспецмаш» я объехал весь Павлодар. Порекомендовали одну базу торгово-закупочного предприятия. Удалось взять кредит в банке на ее приобретение. В Орле нами были закуплены и выгодно проданы еще два автогрейдера, а уже в марте 2002 года, через два месяца после создания ТОО, начали собирать орловские автогрейдеры в Павлодаре на собственных производственных площадях. Занялись сервисным обслуживанием, навешивали оборудование по просьбе клиентов, – рассказывает г-н Акименко. – География поставок оказалась внушительной – Тверской экскаваторный, орловский «Дормаш», «Кургандормаш», брянский «Ирмаш», Челябинский тракторный и другие. Нам были предоставлены дилерские скидки, и цены мы не поднимали. Техника уходила, что называется, влет. Покупали ее в Алматы, Астане, Актау, Атырау, Актюбинске и других казахстанских городах».

 Затем начали заниматься отверточной сборкой грейдеров. Однако ее пришлось свернуть, так как из-за обилия заказов на поставку спецтехники собирать грейдеры не успевали. Переключились на поставку готовой продукции. «Дела шли в гору. В 2004 году у нас был мощный подъем, – вспоминает глава ТОО «Автоспецмаш-Павлодар». – Годовой оборот составил около 5 млн долларов! (самый большой в области). Когда мы проанализировали ситуацию в целом по Казахстану, оказалось, что такого стремительного роста, как у нас, не было ни у кого и в республике. Разумеется, мы рисковали. Многие из-за неплатежей и обманов побаивались торговать с Россией. Мы же работали с заводами-изготовителями без посредников».

В результате ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» создало в Павлодаре высокотехнологичный сервисный центр по обслуживанию и ремонту спецтехники: трубоукладчиков, бульдозеров, дорожных катков, техники специального назначения на базе МТЗ-82.

Белорусские мотивы

Сегодня, пожалуй, не найдешь ни одного крестьянского хозяйства в стране, где не работал бы трактор, произведенный в Белоруссии. Легкая машина используется как для полевых работ, так и для бытовых нужд. Тем не менее Казахстану необходимо обновить порядка 10 тыс. тракторов МТЗ-80. Страна нуждается в восстановлении системы сервисного обслуживания не только тракторов МТЗ, но и всех сельхозмашин. Попытка начать сборку белорусских тракторов в Павлодаре предпринималась неоднократно. В 2000 году был заключен контракт с Минским тракторным заводом на поставку и дальнейшую сборку МТЗ. В Павлодаре была подготовлена сборочная линия, которая прошла сертификацию специалистов МТЗ, подготовлены все необходимые документы. Но руководство МТЗ, изменив прежние договоренности об обмене зерна на тракторы и тракторокомплекты, предложило покупать их за наличные, да еще за неприемлемую для Казахстана, завышенную цену – почти в 2 раза выше той, за которую приобретались тракторы на рынке России.

В 2005 году вновь был заключен лицензионный договор на технологию сборки колесных тракторов МТЗ-82 между АО «Казахстантрактор» и Минским тракторным заводом. Что должно было примерно в полтора раза увеличить поставки тракторов в республику, а также снизить стоимость их ремонта в Казахстане. Речь шла о поставке 500 комплектов в год. В мае того же года началась сборка первых 20 белорусских тракторокомплектов. Это должно было стать шестым сборочным производством белорусских тракторов за пределами республики. Но этим все и ограничилось. Поэтому, когда директор ТОО «Автоспецмаш-Павлодар» Виталий Акименко первый раз приехал в Минск, двери завода перед ним закрылись. «Я побывал на Минском тракторном, попытался убедить минчан в необходимости сборки их колесных тракторов в Павлодаре. Меня вежливо выслушали и отказали, сказав, что таких желающих у них много», – рассказывает Виталий Акименко.

 В середине 2006 года предприятие добилось устойчивого роста производства и продаж и вошло в ассоциацию «Союз машиностроителей Казахстана». «Наш замысел об отверточной сборке колесных тракторов был поддержан департаментом сельского хозяйства и областными властями, – говорит г-н Акименко. – Очередная поездка в Минск в составе делегации ЕврАзЭС оказалась более плодотворной. Мы побывали в Министерстве промышленности Белоруссии, на ряде минских предприятий, в том числе и на Минском тракторном. Руководству завода наше предприятие было представлено как один из потенциальных казахстанских партнеров. Позже была создана экспертная комиссия, которая вскоре приехала к нам, познакомилась с предприятием, производственными площадями, изучила наш бизнес-план и одобрила его».

В конце 2006 были подписаны все необходимые для производства документы по сборке трактора МТЗ-82.1. Причем по условиям завода-поставщика павлодарское предприятие должно ежегодно осваивать производство определенных узлов на месте, заботясь о снижении себестоимости продукции.

Прорывной проект

«Тракторостроение – это интересный и прорывной бизнес, – считает глава ТОО «Автоспецмаш-Павлодар». – Уверен, когда мы развернемся, равных нам в республике не будет. Когда мы поехали в Минск, у нас были определенные договоренности с Астаной о финансировании проекта. Но обещания – одно, а реальные деньги – другое. Согласно договору мы ежемесячно должны оплачивать 1,5 млн долларов за 100 комплектов тракторов». Руководству предприятия удалось найти банк, готовый дать кредит на данный проект – экибастузский филиал «Темирбанка».

«Причем прокредитовали нас на три месяца. Уже в сентябре я должен вернуть банку полученные 87 млн тенге. Этих денег хватило на оплату лишь 50 машинокомплектов. А по условию договора я ежемесячно должен проплачивать 100 таких комплектов. Сегодня нас активно поддерживает посольство Белоруссии в Казахстане. Мы тоже не сидим сложа руки. Ищем различные пути. Главный из них – рассчитываем на собственные силы. Пока придется работать «с колес» – произвели, продали, оплатили очередной транш. Но надеемся, что банки и государство повернутся к нам лицом и поддержат нашу инициативу», – говорит г-н Акименко.

У предприятия грандиозные планы: до конца нынешнего года планируется собрать 700 машин, а в следующем – уже 5 тыс. И это не просто декларирование. Есть площади, обкатывается конвейер, в планах построить еще один, установить пресс для изготовления отдельных комплектующих, есть необходимые кадры. Следующий этап – производство собственного навесного оборудования. Кроме того, Виктор Акименко рассчитывает привлечь к данному проекту ряд павлодарских и республиканских заводов, дав им заработать.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики