Гуд бай, дядюшка Белл!

Мобильная связь оставляет для традиционных наземных телефонных линий все меньше места в обслуживании запросов современного потребителя телекоммуникационных услуг

Гуд бай, дядюшка Белл!

Количество пользователей мобильными сетями связи сегодня перевалило в мире за 2,5 млрд человек. Наземными телефонными сетями пользуется около 1,3 млрд. По подсчетам GSM Association, представляющей свыше 700 провайдеров мобильной связи в 218 странах мира, каждую минуту число подписчиков операторов сотовой связи увеличивается на 1000 человек. Через три года, уверены аналитики американской компании iSuppli, абонентами мобильных сетей будут около 4 млрд человек. Число же подписчиков традиционных линий при нынешних ежегодных темпах роста в этом сегменте в 7% достигнет всего 1,6 млрд.

В Индии количество пользователей мобильными телефонами превысило число абонентов наземных линий в 2004-м; сегодня общее число владельцев «трубок» в стране достигло 185,1 млн. По прогнозам iSuppli, к 2010 году их будет уже 405 млн. В Китае абоненты мобильной и традиционной связи сравнялись в количестве в 2003 году. А уже через 4 года мобильной связью пользовались почти 500 млн жителей Поднебесной, и только около 350 млн – наземными линиями.

Популярность сотовой связи приводит к тому, что все меньшее количество людей используют наземные телефонные линии. Более того, все чаще современные домовладения вообще не имеют традиционных телефонов и не стремятся их получить, вполне удовлетворенные сервисом, предоставляемым сотовыми операторами. Самый большой дисбаланс в пользу сетей связи нового поколения отмечается в развивающихся странах, а также в Китае и Индии. В США количество «мобильных» домов уже превысило 8%, а 6 из 100 американцев полагаются в удовлетворении своих телекоммуникационных запросов исключительно на мобильную связь.

Мобилизация по-британски

То, что сегодня общение по мобильному телефону стремительно становится приоритетным каналом коммуникаций и для жителей развитых стран, подтверждают данные увидевшего свет в начале августа ежегодного аналитического обзора «Телекоммуникационный рынок Великобритании 2007», проведенного Ofcom, государственным органом, осуществляющим надзор над британской телекоммуникационной индустрией. Так, впервые время, которое британцы тратят на разговоры по «трубке», составило в 2006 году треть от всех телефонных разговоров: 82 из 234 млрд минут. Среднестатистический британец тратит ежедневно на общение по «сотке» около 4 минут, что более чем в полтора раза больше, чем 5 лет назад.

Подавляющее большинство домовладений в Великобритании, отмечается в обзоре Ofcom, имеют как наземные, так и беспроводные средства связи. В то же время каждое десятое домовладение в Англии полагается в своем общении с внешним миром исключительно на мобильную связь и лишь 7% – только на проводную. Впервые такая пропорция проявилась по результатам I квартала 2007 года. В докладе также отмечается тенденция к снижению в Великобритании числа абонентов проводной связи: за прошлый год их число составило 33,6 млн человек, что на 1,5% меньше показателей 2005 года (в то время как количество подписчиков операторов сотовой связи возросло до 69,7 млн – с чуть более 60 млн).

Интересно, что в 2006 году средняя ежемесячная стоимость типичной корзины телекоммуникационных услуг, куда включается одна наземная линия, два мобильных телефона и высокоскоростной доступ в интернет, по сравнению с 2005 снизилась в Великобритании более чем на 10% – с 76,36 фунта стерлингов до 69,85. По данным Ofcom, с 2002 года стоимость корзины снизилась почти на 40%. В этом снижении наибольшая доля приходится на удешевление услуг сотовой связи (на треть) и доступа в интернет (вдвое). Главная причина падения цен, уверены британские аналитики, – жесткая конкуренция между операторами связи.

Не трубкой единой

Специалисты из Ofcom были не первыми, кто обратил внимание на глобальную тенденцию замены фиксированных сетей мобильными. Так, исследования, проведенные другим британским аналитическим агентством, MORI, по заказу Nokia на рынках четырех развитых стран – США, Германии, Великобритании и Южной Кореи выявили, что свыше 45 млн жителей этих стран все свои звонки совершают с сотовых телефонов.

Между тем наземная линия связи по-прежнему является предпочтительной при совершении звонков из дома, за исключением коротких звонков друзьям и на мобильные телефоны. Главным мотивом, из-за которого абоненты подключаются к традиционным телефонным линиям, либо поддерживают уже заключенные абонентские соглашения, подавляющее большинство респондентов называют цену. Другими факторами, склоняющими чащу весов в выборе типа связи, является необходимость доступа в интернет (в подавляющем большинстве случаев он обеспечивается наземными линиями), а также сложившееся в общественном сознании восприятие наземной линии как более надежного средства связи.

Один из опрошенных заявил: «Я бы давно отказался от проводного телефона, если бы мобильная или интернет-телефония были в состоянии обеспечить бесперебойную связь с 911 (служба экстренной помощи в США. – Авт.).

Подавляющее большинство пользователей телекоммуникационными услугами убеждено, что будущее принадлежит беспроводной связи. Дальнейшее развитие и совершенствование беспроводных технологий приведет к тому, что качество звука и надежность перестанут быть «ахиллесовыми пятами» мобильной связи, так же как и необходимость наземной линии для доступа во всемирную паутину. По этим причинам цена подписки на наземные линии связи повсеместно снижается. Все больше жителей развитых стран серьезно рассматривают возможность отказа от услуг операторов наземных линий в случае смены жилья.

Но существует значительная пропорция людей, сохраняющих верность традиционному телефону по эмоциональным причинам. Аппарат с проводом у этой категории абонентов ассоциируется с домашностью, семьей и уютностью, интимностью телефонного разговора. «Чтобы ускорить процесс замены фиксированных сетей мобильными в масштабах отдельно взятого домовладения, – дают рекомендации британские исследователи, – операторам мобильной связи надо целенаправленно работать над тем, чтобы в сознании рядового потребителя сотовый телефон ассоциировался со средством связи, которое недорого, обладает хорошим качеством звука и стабильным приемом».

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?