Масштабные разбирательства

Проблемы южной столицы вряд ли можно выявить, а тем более решить за 10-дневный срок, отведенный комиссии по изучению ситуации с незаконным строительством в Алматы

Масштабные разбирательства

Несмотря на мои прямые указания, продолжается застройка Медеу высотными жилыми домами, все ущелья Малой Алматинки застраиваются жилыми домами, на Бутаковке все заграждено, нет людям прохода к речке. Возмущению алматинцев нет предела. На Большой Алматинке сотни строений не отвечают экологическим нормам, строительство ведется с нарушением законов. Необходимо создать комиссию с участием Минфина, Минэкономики, МЧС. Прекратить этот наглый беспредел. Надо включить в комиссию всех, в том числе правоохранительные органы». После этих слов президента Казахстана Нурсултана Назарбаева была создана рабочая группа, призванная разобраться в фактах нарушения градостроительных и экологических норм, допускаемых при застройке Алматы.

Возглавил ее премьер-министр Карим Масимов, а его заместителем стал вице-премьер Умирзак Шукеев. «Я поручаю ему координировать работу группы с выездом на место. В состав группы войдут заместитель генпрокурора Асхат Даулбаев, министры Галым Оразбаков, Загипа Балиева, Наталья Коржова, Бахыт Султанов, Виктор Храпунов, Нурлан Искаков и глава Агентства по управлению земельными ресурсами Бахыт Оспанов», – заявил премьер.

Комиссия начала работать практически безотлагательно. Буквально на следующий день – 12 сентября – в алматинском акимате прошло экстренное совещание под руководством г-на Шукеева. «Нужно разобраться, кто, когда и по каким нормативным актам выдавал разрешения на отвод земельных участков, соблюдалась ли при этом процедура оформления участков, в чьей собственности они находятся и предусмотрена ли генпланом застройка этих территорий, – заявил вице-премьер. – Второй круг вопросов – это проверка строений и сооружений, находящихся в водоохранной зоне. Соблюдение застройщиками экологических требований и пожарной безопасности. Речь идет об особо охраняемых природных территориях. Здесь надо особо тщательно проверять. Эта работа поручается Министерству охраны окружающей среды совместно с Министерством по ЧС». Кроме того, Умирзак Шукеев дал поручение Минфину, Минюсту и Минэкономики и бюджетного планирования проверить вопросы оценки недвижимости в Алматы, а также полноту налоговых сборов. «Этим трем группам дается срок 10 дней. Окончательный сбор всех данных – за Министерством индустрии и торговли, и подготовка итоговой справки, и проекта ответа главе государства». Пока рабочая группа со всем не разберется, вице-премьер дал поручение ГАСКу остановить все стройки в вышеназванных районах.

Это уже было  

Первое упоминание о незаконных застройках Алматы из уст главы государства прозвучало в феврале нынешнего года. Нурсултан Назарбаев посетовал на то, что город «стал совершенно невыносимым в экологическом плане». «Мы перевели столицу в Астану, зная, что Алматы абсолютно перегружается, – заявил президент. – Теперь город забит трафиком днем и ночью, а малоэтажные застройки заменяют 20–30-этажные здания. В таких крупных городах должен быть разумный подход, надо все изучить, совместно проанализировать. Я считаю, надо консервировать рост населения в Алматы, а развивать города-спутники подальше – в сторону Капшагая, на запад и восток».

Через несколько месяцев – в апреле – прозвенел второй звоночек. Тогда глава государства и вовсе запретил строительство внутри Алматы и разрешил строить за его пределами города-спутники. «Пусть живут там, в чистом месте, и пусть приезжают работать в город», – добавил президент. Позже премьер-министр страны Карим Масимов ввел запрет на продажу коммерческих земель в Алматы и Алматинской области, заявив, что эта мера действует до особого распоряжения, пока прокуратура не разберется, как и за какие деньги передавались земли в последнее время. «Ни для кого не секрет, что ряд компаний выкупает земли по кадастровой стоимости, потом продает их по рыночной цене и сказочно богатеет. Люди об этом знают и говорят. Второе. Вокруг Алматы стали появляться ипподромы, конюшни, целые фазенды. Все, кто этим занимается, – люди известные. Предлагаю им добровольно вернуть все в государственную собственность. В отношении тех, кто этого не сделает, кто приобрел с нарушением, прокуратурой будет проведено расследование и передано в суд в соответствии с законодательством. Я настоятельно рекомендую эти вопросы решить добровольно», – сказал глава правительства.

Уже тогда стало ясно, что власти намерены закрутить гайки. Но возникает вопрос: кому? И, кстати, почему было выбрано именно это время? Тем более что и раньше все уполномоченные органы рапортовали о различных нарушениях, допускаемых при застройке города. Но, видимо, ранее это не носило столь беспредельного характера. Если говорить собственно о тех местах, которые упомянул президент (Медеу, ущелья Малой Алматинки, Бутаковка и т.д.), так они начали застраиваться не сегодня и даже не вчера. Кроме того, алматинские проблемы не ограничиваются лишь застройкой ущелий Заилийского Алатау – это лишь верхушка айсберга, в основании же его лежат изношенность и нехватка инженерных сетей и недостаточно развитая транспортная инфраструктура. На сегодняшний день, к примеру, износ водопроводных сетей Алматы составляет 70%. Изношенность тэплоэлектросетей – порядка 90%. Для развития и модернизации ТЭК Алматы, по некоторым данным, необходимо вложить порядка 383 млрд тенге.

Дороги были рассчитаны на 200 тыс. автомобилей, сейчас их уже в 2,5 раза больше. Причем транспортная нагрузка в южной столице не снижается даже с учетом строительства новых дорог и транспортных развязок. И, вероятнее всего, подобная ситуация сохранится или даже усугубится в дальнейшем, учитывая темпы роста численности автомашин.

Есть, конечно, планы по сокращению количества автотранспорта. Власти рассчитывают, что альтернативой личным автомобилям станут такие виды общественного транспорта, как метро и рельсовый транспорт LRT. Однако вряд ли планируемое в 2009 году введение в эксплуатацию единственной ветки метро (от пересечений проспекта Райымбека и улицы Фурманова до пересечения проспекта Абая и улицы Гагарина) сможет существенно разгрузить город.

Все эти проблемы – порождение не сегодняшнего дня. О них было известно уже давно. Потому нынешнее разбирательство имеет, скорее всего, не только экономический, но и политический подтекст.

Общественность – за!

Буквально за несколько дней до окончания работы комиссии представители общественности, в частности председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев, вице-президент Союза градостроителей республики Сайран Фазылов, президент Союза дизайнеров Тимур Сулейменов и председатель Союза кинематографистов Игорь Вовнянко, заявили, что они должны войти в состав этой комиссии. «Мы хотим обратиться к правительственной комиссии через прессу, чтобы она объективно рассмотрела вопросы строительства в предгорьях Алматы, и хотим, чтобы нас включили в состав этой комиссии. Мы боимся, что в ближайшую пятницу какие-то оргвыводы сделают, кому-то дадут по «шапке», кого-то снимут – и на этом все закончится. Мы хотим, чтобы этот вопрос рассматривали системно», – сказал г-н Матаев, подчеркнув, что данное заявление не является попыткой защитить нынешнего акима. «Мы хотим сказать, что нам нынешний руководитель нравится, хотя у него есть и недостатки, и просчеты. У любого хозяйственника этого не исключишь», – отметил председатель правления Союза журналистов.

 «Дело не в акиме, – считает Сайран Фазылов, – а в градостроительной катастрофе, на пороге которой мы стоим». Нынешний генеральный план застройки Алматы, утвержденный еще в 2002 и пересмотренный в 2005 году, безнадежно устарел. «Если мы хотим жить в нормальном городе, нам нужен новый генплан. И разрабатывать его необходимо с участием всех специалистов».

Кроме того, представители общественности заявили, если комиссия не обнародует имена высокопоставленных владельцев домов и участков в районах, названных президентом, то они это сделают сами. По их словам, в этом списке могут оказаться и фамилии некоторых членов комиссии. Так что, похоже, с окончанием работы правительственной комиссии в истории с незаконными застройками Алматы точка поставлена не будет.

[inc pk='364' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее