Масштабные разбирательства

Проблемы южной столицы вряд ли можно выявить, а тем более решить за 10-дневный срок, отведенный комиссии по изучению ситуации с незаконным строительством в Алматы

Масштабные разбирательства

Несмотря на мои прямые указания, продолжается застройка Медеу высотными жилыми домами, все ущелья Малой Алматинки застраиваются жилыми домами, на Бутаковке все заграждено, нет людям прохода к речке. Возмущению алматинцев нет предела. На Большой Алматинке сотни строений не отвечают экологическим нормам, строительство ведется с нарушением законов. Необходимо создать комиссию с участием Минфина, Минэкономики, МЧС. Прекратить этот наглый беспредел. Надо включить в комиссию всех, в том числе правоохранительные органы». После этих слов президента Казахстана Нурсултана Назарбаева была создана рабочая группа, призванная разобраться в фактах нарушения градостроительных и экологических норм, допускаемых при застройке Алматы.

Возглавил ее премьер-министр Карим Масимов, а его заместителем стал вице-премьер Умирзак Шукеев. «Я поручаю ему координировать работу группы с выездом на место. В состав группы войдут заместитель генпрокурора Асхат Даулбаев, министры Галым Оразбаков, Загипа Балиева, Наталья Коржова, Бахыт Султанов, Виктор Храпунов, Нурлан Искаков и глава Агентства по управлению земельными ресурсами Бахыт Оспанов», – заявил премьер.

Комиссия начала работать практически безотлагательно. Буквально на следующий день – 12 сентября – в алматинском акимате прошло экстренное совещание под руководством г-на Шукеева. «Нужно разобраться, кто, когда и по каким нормативным актам выдавал разрешения на отвод земельных участков, соблюдалась ли при этом процедура оформления участков, в чьей собственности они находятся и предусмотрена ли генпланом застройка этих территорий, – заявил вице-премьер. – Второй круг вопросов – это проверка строений и сооружений, находящихся в водоохранной зоне. Соблюдение застройщиками экологических требований и пожарной безопасности. Речь идет об особо охраняемых природных территориях. Здесь надо особо тщательно проверять. Эта работа поручается Министерству охраны окружающей среды совместно с Министерством по ЧС». Кроме того, Умирзак Шукеев дал поручение Минфину, Минюсту и Минэкономики и бюджетного планирования проверить вопросы оценки недвижимости в Алматы, а также полноту налоговых сборов. «Этим трем группам дается срок 10 дней. Окончательный сбор всех данных – за Министерством индустрии и торговли, и подготовка итоговой справки, и проекта ответа главе государства». Пока рабочая группа со всем не разберется, вице-премьер дал поручение ГАСКу остановить все стройки в вышеназванных районах.

Это уже было  

Первое упоминание о незаконных застройках Алматы из уст главы государства прозвучало в феврале нынешнего года. Нурсултан Назарбаев посетовал на то, что город «стал совершенно невыносимым в экологическом плане». «Мы перевели столицу в Астану, зная, что Алматы абсолютно перегружается, – заявил президент. – Теперь город забит трафиком днем и ночью, а малоэтажные застройки заменяют 20–30-этажные здания. В таких крупных городах должен быть разумный подход, надо все изучить, совместно проанализировать. Я считаю, надо консервировать рост населения в Алматы, а развивать города-спутники подальше – в сторону Капшагая, на запад и восток».

Через несколько месяцев – в апреле – прозвенел второй звоночек. Тогда глава государства и вовсе запретил строительство внутри Алматы и разрешил строить за его пределами города-спутники. «Пусть живут там, в чистом месте, и пусть приезжают работать в город», – добавил президент. Позже премьер-министр страны Карим Масимов ввел запрет на продажу коммерческих земель в Алматы и Алматинской области, заявив, что эта мера действует до особого распоряжения, пока прокуратура не разберется, как и за какие деньги передавались земли в последнее время. «Ни для кого не секрет, что ряд компаний выкупает земли по кадастровой стоимости, потом продает их по рыночной цене и сказочно богатеет. Люди об этом знают и говорят. Второе. Вокруг Алматы стали появляться ипподромы, конюшни, целые фазенды. Все, кто этим занимается, – люди известные. Предлагаю им добровольно вернуть все в государственную собственность. В отношении тех, кто этого не сделает, кто приобрел с нарушением, прокуратурой будет проведено расследование и передано в суд в соответствии с законодательством. Я настоятельно рекомендую эти вопросы решить добровольно», – сказал глава правительства.

Уже тогда стало ясно, что власти намерены закрутить гайки. Но возникает вопрос: кому? И, кстати, почему было выбрано именно это время? Тем более что и раньше все уполномоченные органы рапортовали о различных нарушениях, допускаемых при застройке города. Но, видимо, ранее это не носило столь беспредельного характера. Если говорить собственно о тех местах, которые упомянул президент (Медеу, ущелья Малой Алматинки, Бутаковка и т.д.), так они начали застраиваться не сегодня и даже не вчера. Кроме того, алматинские проблемы не ограничиваются лишь застройкой ущелий Заилийского Алатау – это лишь верхушка айсберга, в основании же его лежат изношенность и нехватка инженерных сетей и недостаточно развитая транспортная инфраструктура. На сегодняшний день, к примеру, износ водопроводных сетей Алматы составляет 70%. Изношенность тэплоэлектросетей – порядка 90%. Для развития и модернизации ТЭК Алматы, по некоторым данным, необходимо вложить порядка 383 млрд тенге.

Дороги были рассчитаны на 200 тыс. автомобилей, сейчас их уже в 2,5 раза больше. Причем транспортная нагрузка в южной столице не снижается даже с учетом строительства новых дорог и транспортных развязок. И, вероятнее всего, подобная ситуация сохранится или даже усугубится в дальнейшем, учитывая темпы роста численности автомашин.

Есть, конечно, планы по сокращению количества автотранспорта. Власти рассчитывают, что альтернативой личным автомобилям станут такие виды общественного транспорта, как метро и рельсовый транспорт LRT. Однако вряд ли планируемое в 2009 году введение в эксплуатацию единственной ветки метро (от пересечений проспекта Райымбека и улицы Фурманова до пересечения проспекта Абая и улицы Гагарина) сможет существенно разгрузить город.

Все эти проблемы – порождение не сегодняшнего дня. О них было известно уже давно. Потому нынешнее разбирательство имеет, скорее всего, не только экономический, но и политический подтекст.

Общественность – за!

Буквально за несколько дней до окончания работы комиссии представители общественности, в частности председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев, вице-президент Союза градостроителей республики Сайран Фазылов, президент Союза дизайнеров Тимур Сулейменов и председатель Союза кинематографистов Игорь Вовнянко, заявили, что они должны войти в состав этой комиссии. «Мы хотим обратиться к правительственной комиссии через прессу, чтобы она объективно рассмотрела вопросы строительства в предгорьях Алматы, и хотим, чтобы нас включили в состав этой комиссии. Мы боимся, что в ближайшую пятницу какие-то оргвыводы сделают, кому-то дадут по «шапке», кого-то снимут – и на этом все закончится. Мы хотим, чтобы этот вопрос рассматривали системно», – сказал г-н Матаев, подчеркнув, что данное заявление не является попыткой защитить нынешнего акима. «Мы хотим сказать, что нам нынешний руководитель нравится, хотя у него есть и недостатки, и просчеты. У любого хозяйственника этого не исключишь», – отметил председатель правления Союза журналистов.

 «Дело не в акиме, – считает Сайран Фазылов, – а в градостроительной катастрофе, на пороге которой мы стоим». Нынешний генеральный план застройки Алматы, утвержденный еще в 2002 и пересмотренный в 2005 году, безнадежно устарел. «Если мы хотим жить в нормальном городе, нам нужен новый генплан. И разрабатывать его необходимо с участием всех специалистов».

Кроме того, представители общественности заявили, если комиссия не обнародует имена высокопоставленных владельцев домов и участков в районах, названных президентом, то они это сделают сами. По их словам, в этом списке могут оказаться и фамилии некоторых членов комиссии. Так что, похоже, с окончанием работы правительственной комиссии в истории с незаконными застройками Алматы точка поставлена не будет.

[inc pk='364' service='table']
Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?