Стратегия-2015

Редакционная статья

Стратегия-2015

Наш журнал еще несколько лет назад писал, что дальнейший сценарий развития событий с передачей власти преемнику, вероятнее всего, будет таким. Сначала нынешние широкие полномочия президента будут до определенной степени урезаны. Избранный преемник будет спозиционирован как некто средний между первым президентом и сегодняшним премьер-министром. Иными словами, он не получит ту же безграничную власть, какая сконцентрирована в руках президента сегодня. С одной стороны, это позволит избежать излишнего внимания к его персоне элитных группировок, с другой стороны, это вообще правильно. Еще до выборов будет усилен парламент, чтобы сбалансировать власть президента. Иными словами, за несколько лет должна быть построена новая система сдержек и противовесов, в которой президент — это не центральный элемент системы, который нельзя вынуть, потому что тогда все посыплется. А лишь один из элементов, который при случае можно и заменить. Нурсултану Назарбаеву же после передачи власти новому президенту больше не нужно будет тратить время на рутинные официальные и неофициальные визиты, знакомства с послами и прочие обязательные, но утомительные для главы государства обязанности. Он полностью сосредоточится на важнейших вещах, и его слово, слово Лидера нации, будет по-прежнему самым весомым.

Похоже, сейчас описанный сценарий начинает реализовываться. Президент заговорил об увеличении полномочий парламента. Политическая система в целом становится более свободной. И так далее, и так далее. Впрочем, такая операция не может быть осуществлена ни за месяц, ни за год. Сейчас мы наблюдаем лишь первую фазу.

В действительности при описанном раскладе кто будет преемником, и важно и неважно одновременно. Многие ли знают, кто стал преемником Ли Куан Ю в Сингапуре? Кажется, только жители Сингапура. И то, наверное, не все. Правда, все бы знали его имя, если бы у него получилось, неумело действуя, разрушить все достижения предшественника. В то время как он должен был скромно развивать его успех. И вот поэтому важно, кто примет эстафету. Мы откровенно не видим сегодня человека, который сможет развить успех. Казахстан многого достиг за последние годы. Но не достиг он еще больше. Часть таких «дыр» перечислена в свежей Стратегии-2050. Логичнее всего было бы сделать президентом бывшего премьера, который не допустил явных промахов и даже чего-то добился. Но это может быть и «черт из табакерки».

Примечательно, какая роль в новой системе отводится государству. Казахстан выгодно отличается от другой постсоветской страны России тем, что чиновничество у нас не превращает свою деятельность в бизнес. То есть отдельные случаи, конечно, имеются, но это не носит системного характера. Чиновник в Казахстане — это именно что госуправленец. Часто нечистый на руку, создающий искусственные препятствия гражданам и бизнесу, чтобы получить мзду. Но, тем не менее, это не удельный микрокнязек. Повезло ли стране или это результат принятых когда-то правильных решений, но так есть. Сейчас Нурсултан Назарбаев, похоже, хочет еще больше усилить эффект, выйти из режима ручного управления госаппаратом. И превратить последний в самостоятельно настраивающуюся машину. Начал он с того, что недавно напомнил чиновникам, что слово «госслужащий» происходит от слова «служить». В последнем послании заявил о введении выборности сельских акимов. И так далее.

В Стратегии-2050 чиновника призывают действовать как менеджера большой корпорации. Работу же ведомств оценивать с точки зрения бизнес-процессов — как это делается в коммерческих структурах. Что-то в этом, несомненно, есть. Провести процессный анализ деятельности всех министерств, акиматов и поправить их — это огромная работа, которая принесет большую пользу. Однако не стоит и забывать, что крупные корпорации полны офисного планктона, который не знает и не хочет знать, чем занимается его компания, кто ее клиент и чего этот клиент хочет. В крупных корпорациях у высшего менеджмента мотивационные схемы привязаны к годовым результатам. Новогодний бонус часто больше всего годового оклада. И это является большой проблемой. Потому что работать с горизонтом в год всегда проще, чем с горизонтом в 10 лет. Или с горизонтом до 2050 года, что должно быть характерно для чиновника.

Пока трансформация не осуществилась и госаппарат не может действовать на автопилоте, удовлетворяя граждан, да причем так, чтобы не вызывать у них раздражения, передавать бразды преемнику, пожалуй, не стоит. Может и не справиться. И, пожалуй, отладка работы госаппарата — главная задача для власти на ближайшие годы.