В поисках Основного закона

На фоне резкого роста цен в Киргизии решили проводить референдум по принятию новой Конституции

В поисках Основного закона

Республика на протяжении последнего года с настораживающим постоянством продолжает бить свои же законодательные рекорды. Сначала в течение полутора месяцев в конце 2006 года в Киргизии принимали два варианта Конституции, а потом меньше чем через год, в сентябре 2007-го, с такой же легкостью признали их нелегитимными…

Ты помнишь, как все начиналось?

Конституционная эпопея в Киргизии началась в ноябре 2006 года, когда оппозиция вывела на центральную площадь Бишкека своих сторонников с требованиями реформ, в том числе и Основного закона, отредактированного в последний раз в феврале 2003-го еще при первом президенте республики Аскаре Акаеве. Митинговавшие в течение шести суток в один из дней едва не пошли на штурм Дома правительства. Видимо, данный факт позволил руководству Киргизии убедиться в серьезности намерений оппозиции и побудил его к конкретным действиям.

Очередной виток конституционной реформы происходит в Киргизии на фоне вхождения во власть оппозиционеров

В итоге в ночь на 8 ноября 2006 года Жогорку Кенеш с согласия руководства страны и под давлением митингующей оппозиции в течение нескольких минут проголосовал за текст Конституции, серьезно перераспределявший в пользу парламента полномочия президента страны. Депутаты настолько спешили провозгласить Киргизию парламентской республикой, что не заметили главного: если новый Основной закон вступит в силу, нынешний состав парламента должен будет сложить свои полномочия. Лишаться же своих мандатов, которые многим достались дорогой ценой, они не хотели.

Это очень удачно смогло использовать президентское окружение, обменявшее дальнейшую жизнь парламента на принятие нового варианта Конституции, практически возвращавшего главе государства все то, что он потерял в ночь на 8 ноября. Так, 30 декабря 2006 года, когда даже самые принципиальные политики больше думали о предновогоднем праздничном столе, в Киргизии появилась еще одна Конституция.

Вдруг, как в сказке…

Тем не менее это не охладило пыл киргизской оппозиции, которая посчитала, что конституционная реформа все-таки не доведена до конца, и вновь вышла в апреле 2007 года на очередные митинги во главе с бывшим премьер-министром Феликсом Куловым. Они закончились для оппонентов президента плачевно – сотрудники правоохранительных органов с применением слезоточивого газа и других спецсредств разогнали манифестантов. На ряд руководителей оппозиционного Объединенного фронта Генеральной прокуратурой были заведены уголовные дела по факту массовых беспорядков в Бишкеке 19 апреля.

И вроде бы все в Киргизии успокоилось. Но, как и предрекали многие аналитики, осень все-таки преподнесла свои сюрпризы. И главным их автором стал Конституционный суд страны, который после нескольких часов совещания вечером в пятницу, 14 сентября, сделал ноябрьскую и декабрьскую Конституции достоянием киргизской истории. Решения суда основывались на неконституционности принятия парламентом в ноябре и декабре 2006 года обоих вариантов Основного закона. В частности, по мнению судей, депутаты Жогорку Кенеша в нарушение требований Конституции исключили из процесса народ. И не приняли во внимание тот факт, что Основной закон от 2003 года принят на референдуме. Согласно действующему в Киргизии законодательству изменения или дополнения в него можно было вносить только таким образом, через всенародное голосование.

Стоит сказать отдельно, что за все 15 лет существования Конституционный суд Киргизии ни разу ничего такого не вытворял. Большинство даже с трудом представляет, чем он занимается или должен заниматься. Единственное, что об этом органе доподлинно известно всем, так это то, что его бессменно возглавляет Чолпон Баекова. Поэтому, естественно, появились предположения, что такую смелость женщине придал кто-то из птиц более высокого политического полета.

Как заявил киргизский политолог Марс Сариев, «решение Конституционного суда можно трактовать как глубокую и тайную политическую игру команды президента Курманбека Бакиева, конечной целью которой является разгон Жогорку Кенеша». «Недавно губернаторы в связи с переходом на двухуровневый бюджет получили возможность контролировать областной бюджет. Таким образом, идет наращивание административного ресурса. Это может служить подтверждением того, что страна готовится к новым парламентским выборам», – отмечает политолог.

Я вам скажу, чего же боле…

Такой вердикт поверг Жогорку Кенеш и многих экспертов, особенно зарубежных, в шок. Так, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью агентству «24.kg» заявил: «Очевидно, что Киргизия не ищет для себя легких троп. Ничего подобного на постсоветском пространстве я не припомню. В Украине тоже хватает юридических проблем, помноженных на политические потрясения, но в свете конституционной реформы, которая имеет место в Киргизии, даже не берусь что-либо прогнозировать».

Депутаты Жогорку Кенеша отреагировали на вердикт Конституционного суда очень бурно и даже создали парламентскую комиссию, которой предстоит проанализировать решения КС и всю его деятельность. Большая часть парламентариев принялась гадать, что последует за вердиктом служителей Фемиды. Но долго копья и головы депутатам и экспертам ломать не пришлось.

Все стало понятно уже 19 сентября, когда президент Киргизии Курманбек Бакиев, выступая с посланием парламенту и народу, объявил о проведении 21 октября 2007 года референдума о принятии нового Основного закона страны. Это сообщение глава государства предварил заявлением о том, что «конституционная реформа в республике зашла в тупик». «Если говорить честно и прямо, Конституция стала жертвой политической борьбы. Никому, тем более Жогорку Кенешу и главе государства, не позволено отступать от норм закона ни при каких обстоятельствах», – подчеркнул Курманбек Бакиев.

Из выступления президента стало понятно, что на референдум будет внесен новый проект Основного закона, в который «заложены идеи, обсуждавшиеся в стране в последние годы». «Его стержневым моментом должно стать формирование парламента на основе представительства политических партий и выборов по партийным спискам», – заявил глава государства. И здесь же добавил, что создает свою политическую партию, «которая станет партией созидания и действия».

Как полагает президент Ассоциации политологов Киргизии Нур Омаров, «скорее всего, это будет альянс нескольких партий». «Так называемая казахская модель, когда ставка делается на одну партию, в условиях Киргизии вряд ли сработает», – говорит эксперт.

«Все возвращается на круги своя, создается что-то наподобие коммунистического режима времен Усубалиева или Брежнева, – считает депутат Жогорку Кенеша Дооронбек Садырбаев. – Мы получим однопартийную систему, в которой главенствовать будет, как во времена СССР, коммунистическая или, как в Казахстане, партия «Нур Отан». Но, если у соседей – «Нур Отан», где первые буквы от имени президента, то у нас получится «Кур-Отан», а на кыргызском, как известно, слово «кур» означает «пустое место».

Как пояснил Курманбек Бакиев, с принятием нового Основного закона существенно возрастает статус парламента. Одновременно с этим будет укреплена вертикаль исполнительной власти. Как подчеркнул глава государства, принятие новой Конституции завершит первый этап реформы. Вслед за этим предстоит привести в соответствие с ней действующие законы и систему органов власти. «Мы должны сделать это максимально быстро, чтобы закончить с политическими баталиями и сосредоточиться на решении экономических задач», – заключил Курманбек Бакиев.

Вместе с проектом Конституции на референдум вынесут новый Кодекс о выборах, который закрепит систему формирования Жогорку Кенеша по партийным спискам.

И оппозиция туда же

Интересно, что очередной виток конституционной реформы происходит в Киргизии на фоне вхождения во власть оппозиционеров. Так, буквально за несколько дней до послания главы государства ГКНБ прекратила из-за отсутствия состава преступления уголовное дело в отношении начальника штаба Объединенного фронта, генерал-майора милиции Омурбека Суваналиева, которого пытались обвинить в организации в Бишкеке массовых беспорядков 19 апреля. Уже 17 сентября Курманбек Бакиев подписывает указ о назначении оппозиционера заведующим отделом по делам обороны и безопасности администрации президента.

Активно муссируются слухи и о том, что теплое место в Доме правительства приготовлено и для «диджея оппозиции», депутата Жогорку Кенеша Мелиса Эшимканова. Этим летом он отказался от предложения президента поехать послом Киргизии в Швейцарию, но, судя по всему, согласится занять пост государственного секретаря.

По мнению многих экспертов, основным сценаристом очередной политической игры, затеянной в Киргизии, является глава президентской администрации Медет Садыркулов. В свое время он уже возглавлял данную структуру еще при Аскаре Акаеве, но потом был сослан послом в Иран. И это дает многим возможность сделать вывод, что второй президент Киргизии Курманбек Бакиев пытается сейчас войти в ту же реку, что и его предшественник. По крайней мере, все его действия практически полностью копируют то, что делал Аскар Акаев. Правда, для последнего все закончилось «тюльпановой революцией» 2005 года.

Но как бы там ни было, ни пример своего предшественника, ни тяжелое экономическое положение страны не пугают Курманбека Бакиева и его команду, и политические эксперименты в Киргизии продолжаются.

Статьи по теме:
Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?