Любовь не измеришь деньгами

Фильм филиппинского режиссера Брилианте Мендозы «Воспитанник», представленный в конкурсной программе кинофестиваля «Евразия-2007», поднимает проблему судьбы брошенных детей, актуальную для многих стран третьего мира (в том числе и Казахстана)

Любовь не измеришь деньгами

Он снят в документальной манере, которая ныне стала художественным приемом игрового кино. Фильм знакомит зрителей с социальной моделью решения этой проблемы, принятой на Филиппинах. Частные фирмы, освобожденные от налогов, занимаются не только тем, что делают деньги на брошенных младенцах, но способствуют решению актуальной проблемы. Они за деньги находят для них временных родителей-попечителей, а потом продают ребенка более состоятельным семьям. Эти организации не только находятся на самоокупаемости (от богатых людей, готовых усыновить ребенка, они получают солидное вознаграждение), но и финансируются международными фондами. Растят таких брошенных детей обычно бедные филиппинские семьи, которым нужны деньги.

 В «Воспитаннике» показан бедный район, дома которого напоминают полуподвальные помещения, где нет коммуникаций. Здесь бедная, но добрая филиппинка, ее муж и сын растят и лелеют «малыша на продажу». Фильм демонстрирует, что на первом месте для такой семьи стоят не деньги, а человеческие чувства – любовь и милосердие. Как мы узнаем, это уже не первый малыш, заботу о котором берет на себя женщина. Но каждый раз все заканчивается одинаково – она отдает ребенка, как показано в фильме, скрепя сердце. Это целая трагедия, продать дитя, к которому привязался. Главными героинями фильма становятся филиппинские женщины, вынужденные в условиях нищеты и антисанитарии рожать и воспитывать не только своих, но и чужих детей.

В Казахстане еще со времен Советского Союза осталась система детских домов, в которых специально нанятые государством служащие занимаются воспитанием сирот и детей, брошенных родителями. О преимуществах этих моделей можно спорить. Но если верить фильму, в филиппинских организациях, в которых работают специальные механизмы отбора, серьезно относятся к набору матерей-попечительниц. В фильме мы видим не только мать-попечительницу, но руководительницу организации, социально ответственную даму, контролирующую весь процесс – передачи, воспитания и продажи-усыновления ребенка. Видимо, у государства Филиппин нет средств, чтобы содержать необходимое количество детских домов. Поэтому оно не препятствует развитию такого способа решения этой проблемы. О ее недостатках и преимуществах можно спорить. Но дело не только в этом. Ребенок попадает в отдельную семью, где есть хоть и приемные, но родители, а не в коллективный приют с воспитателями и надзирателями. Но это не отменяет главной проблемы – брошенные дети заведомо несчастны, как несчастны растящие их, временные матери. Причина такого положения – нищета и тяжелые условия жизни. 80% филиппинцев живут за чертой бедности, средний класс составляет менее 20% населения. Велико расслоение на богатых и бедных, разница между которыми огромна. В филиппинских семьях обычно 5–6 детей.

[inc pk='2028' service='media']

Фильм изображает филиппинцев как добрых и заботливых людей. Даже будучи бедными, они заботятся о детях и берут их на воспитание. По словам Брилианте Мендозы, один из главных критериев выбора семьи в качестве попечительницы – среда, которая царит внутри нее, и неважно, полная она или нет. Учреждения, занимающиеся воспитанием брошенных детей, отбирают семьи по критерию доброты и тепла. Мендоза уверен, что бедность порождает бескорыстную любовь во имя своих близких, которую невозможно измерить деньгами.

«Традиция временно брать на воспитание детей в семьи возникла на Филиппинах не так давно, в 1989 году. Это международная модель, и ее распространение поддерживает ООН. После проведения исследований появился мотив и идея снять фильм и привлечь внимание общественности и государства к проблемам, возникающим в этой сфере», – рассказывает режиссер. Фильм был снят без финансовой поддержки со стороны государства. Деньги принадлежали частной студии, которая проводила съемки. Хотя, как отмечает г-н Мендоза, правительство выделяет субсидии на подобные фильмы.

Главные роли исполнили филиппинские актеры. Особенно стоит отметить игру популярнейшей на Филиппинах актрисы, сыгравшей роль приемной матери. Фильмы с ее участием были представлены на международных конкурсах в Берлине, Каннах, в Локарно. Это четвертый по счету фильм Мендозы, пятый находится в процессе создания и будет показан в следующем году на фестивале в Южной Корее, а также в Берлине и Торонто. Это будет история о мелких воришках.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности