Нефтяное море, бензиновые ручьи

Рост экономики Казахстана, сопровождаемый возрастающей потребностью в нефтепродуктах, требует от НПЗ решения новых задач. Самая главная из них – удовлетворение спроса на нефтепродукты, причем как в количественном, так и в качественном плане

Нефтяное море, бензиновые ручьи

Существующее состояние отечественного топливно-энергетического комплекса не только не позволяет республике войти в число 50 конкурентоспособных стран мира, но даже не отвечает требованиям выхода и закрепления страны на траектории устойчивого развития. Уже длительное время казахстанские НПЗ не обеспечиваются сырьем в необходимых объемах. Национальной компанией добывается не более 17% нефти, остальное приходится на иностранных инвесторов, которые после уплаты налогов самостоятельно решают, куда им продавать свою продукцию.

Анализ нефтяных операций в рамках казахстанской экономики показывает, что масштабный вывоз добываемого сырья на мировой рынок сохраняется. И это понятно. Высокие мировые цены на нефть и проводимая в стране налоговая политика, делающие поставку сырой нефти на отечественные НПЗ нерентабельной, однозначно ориентируют нефтепроизводителей на ее экспорт. Из добытых в 2006 году в Казахстане 64,8 млн тонн нефти и газового конденсата 57,1 млн тонн было экспортировано. Таким образом, за рубеж отправляется около 90% добытой нефти (для сравнения: в России около 45% добытой нефти направляется на переработку внутри страны).

Хронический дефицит

Особенности приватизации нефтегазовой отрасли в Казахстане привели к тому, что правительство оказалось не в состоянии проводить последовательную политику, отстаивающую национальные интересы. В частности, заключенные долгосрочные контракты не позволяют правительству применять цивилизованные методы тарифного регулирования, и оно вынуждено использовать иные, как правило малоэффективные, способы воздействия. В результате на трех имеющихся в республике НПЗ (проектная мощность Атырауского – 4,9 млн тонн в год, Шымкентского – 6 млн тонн, Павлодарского – 7,5 млн тонн) сохраняется хроническая недозагрузка перерабатывающих мощностей, усугубляемая к тому же и устаревшими технологиями. В свою очередь низкая загруженность казахстанских заводов увеличивает удельные затраты на переработку. Все это приводит к тому, что стоимость переработки нефти достигает 30% от стоимости конечного продукта (за рубежом эти затраты вдвое меньше).

Безусловно, в динамике обеспечения заводов исходным сырьем отмечаются позитивные сдвиги: объем переработки в 2006 году вырос суммарно в сравнении с 2001 годом на 53%. Однако степень изменения загрузки нефтеперерабатывающих заводов неодинакова: по АНПЗ в 2006 году она выросла в 1,7 раза против 2001 года, на ПНХЗ – в 1,9 раза, на РКОР – на 19%. Показательно и то, что на фоне нехватки топлива внутри страны идет активный экспорт нефтепродуктов. По словам бывшего главы Минэнерго Бактыкожи Измухамбетова, «очень большой объем дизельного топлива вывозится за пределы Казахстана, причем как с юга страны, так и с севера…». Согласно данным Агентства по статистике, за первое полугодие текущего года за пределы Казахстана было вывезено на 32% больше нефтепродуктов, чем год назад (в общей сложности 1,87 млн тонн). Такой экспорт топлива не только усиливает его дефицит, но и провоцирует повышение цен на внутреннем рынке до мировых. Так, к концу лета, как и в прошлые годы, несмотря на заверения правительства, вновь зафиксировано повышение цен на ГСМ.

Раз Казахстан страна с рыночной экономикой, то ценообразование не может не зависеть от мировой конъюнктуры цен. Однако мировая цена является совокупностью ряда составляющих: себестоимость нефтепродукта + транспортировка нефтепродуктов до порта назначения + таможенные процедуры + страховка + фрахт и аренда танкера + погрузка продукта + расходы по доставке до потребителя + коносамент документов и т.п. Вопрос, почему казахстанский потребитель, имея далекую от мировой зарплату, должен платить по мировым ценам и оплачивать несуществующие издержки (такие как аренда танкеров, таможенные процедуры т.д.), остается открытым.

Вместе с тем настойчивое стремление НК «КазМунайГаз» и других отечественных бизнес-структур приобрести сеть НПЗ и АЗС за рубежом свидетельствует, что они мало озабочены ситуацией на внутреннем рынке и рассчитывают получать основную прибыль, не отгружая сырье, а заправляя топливом машины европейских, турецких и т.п. потребителей. В итоге страна, обладающая большими нефтяными ресурсами, испытывает хронический дефицит нефтепродуктов. Причем для ряда регионов вопрос снабжения топливом стоит более чем остро.

Дефицит топлива был бы еще более ощутим, если бы не импорт его из России. В частности, активно расширяет собственную сбытовую сеть компания «Газпром нефть»: в июне 2007 года на территории республики ею учреждено ООО «Газпром нефть – Казахстан». В настоящее время это предприятие имеет договоры с 11 нефтебазами, через которые реализуются нефтепродукты Омского НПЗ.

Один, два, три…

В 2006 году на нефтеперерабатывающих заводах республики (государство участвует в качестве акционера на всех: на АНПЗ полностью, а на РКОР и ПНХЗ – частично) было произведено 3,46 млн тонн дизельного топлива (+8,4% к 2005 году), 0,27 млн тонн авиакеросина (+15,4%) и 3,31 млн тонн мазута (-7,8%). По информации Минэнерго, в текущем году планируется переработать около 12 млн тонн нефти, произвести 2,5 млн тонн бензина, 3,7 млн тонн дизельного топлива и 3,5 млн тонн мазута.

Рост производства горючего не стал гарантией от произошедшего летом этого года очередного топливного кризиса. Возможно, правительство утешает себя растущими объемами добычи и переработки. Однако если в 2001 году в стране было переработано 19,2% произведенной нефти, то в 2006-м – 18%. Еще более конкретные примеры: у компаний ConocoPhilips и ExxonMobil коэффициент соотношения добычи нефти к ее переработке на собственных заводах в 2006 году составлял около 0,4, в России – 2,2, в Казахстане – 5,6.

При этом казахстанская нефтепереработка далека от мирового уровня. Нефтеперерабатывающие заводы республики располагают изношенным, нуждающимся в реконструкции оборудованием и, самое главное, крайне низкой долей деструктивных углубляющих процессов. Поэтому при имеющихся технологиях ставить перед ними задачу наращивания мощностей и насыщения рынка качественным бензином и дизтопливом бессмысленно, поскольку это приведет лишь к выработке дополнительных объемов мазута. А ведь повышение глубины переработки нефти с существующего уровня хотя бы до 80% позволит получать дополнительно несколько миллионов тонн светлых нефтепродуктов.

Качество практически всех нефтепродуктов, производимых в настоящее время тремя имеющимися казахстанскими НПЗ, ниже российских аналогов. Следовательно, нужно повышать технологический уровень производства, направлять инвестиции на углубление переработки. Тем не менее власти Казахстана, давно присматриваясь к активам по комплексной переработке нефти в Европе, которые можно приобрести, до последнего времени оставляли эти вопросы где-то на периферии своего внимания.

Грядет модернизация?

Сегодня рост потребления нефтепродуктов в РК составляет примерно 5–7% в год, но такой рост спроса на высококачественные нефтепродукты не может быть удовлетворен на существующей базе нефтеперерабатывающей отрасли. В Казахстане с целью улучшения качества нефтепродуктов, экологических показателей работы и увеличения объемов переработки заводов началось проведение мер по масштабной модернизации и реконструкции основных нефтегазоперерабатывающих предприятий. Так, в ближайшие 2 года общая сумма инвестиций на эти цели на Атырауском НПЗ составит около 1 млрд долларов, Шымкентском НПЗ (PKOP) – 600 млн, Павлодарском НХЗ – 40 млн. Уже в 2008 году эти заводы смогут перейти на производство бензина стандарта Euro-2, в 2009-м – Euro-3, после 2010-го – Euro-4 и Euro-5.

Однако переход на эти стандарты идет с большим запозданием. Европейский союз на Euro-4 перешел еще в 2005 году. Более того, принята директива ЕС о введении с 2008 года еще более жестких требований – Euro-5. Таким образом, республика по-прежнему будет отставать от европейских стандартов качества.

Анализ данных по переработке нефти в республике показывает, что наибольший объем переработки (около 35%) приходится на PetroKazakhstan Oil Products (бывший «Шымкентнефтеоргсинтез»). В текущем году PetroKazakhstan Oil Products планирует довести объем переработки нефтяного сырья до 4,1 млн тонн. Несмотря на ряд проведенных модернизаций, из-за низкой глубины переработки сырья и загрузки его мощностей рентабельность производства нефтепродуктов остается низкой.

Сегодня на НПЗ преобладают первичные процессы переработки нефти. Качество нефтепродуктов не отвечает международным стандартам, процент извлечения светлых нефтепродуктов низкий, значительна экологическая нагрузка на регион. Одной из ближайших задач предприятия является улучшение системы вторичной переработки с целью увеличения выхода высокорентабельных продуктов легких фракций (бензин и дизельное топливо). В частности, Восточно-Китайским проектным институтом CNPC разработан проект предварительного ТЭО реконструкции завода, который позволит увеличить глубину переработки и улучшить качество производимой продукции. По словам пресс-секретаря предприятия Еркена Жумадила, согласно плану модернизации на заводе планируется построить 4 новые установки: изомеризации, абсорбционно-газофракционирующую, производства серы и получения полипропилена.

Завершение реконструкции позволит расширить ассортимент и довести качество бензинов и товарного дизельного топлива, производимого на заводе, до европейских стандартов. Выход светлых нефтепродуктов возрастет до 83,32% (при этом выход автомобильных бензинов удвоится), а производство товарного мазута марки 100 с 564 тыс. тонн сократится до 60 тыс. тонн в год.

Самое крупное нефтеперерабатывающее предприятие Казахстана, Павлодарский НХЗ, представляет собой предприятие топливного профиля со схемой глубокой переработки нефти. Завод работает по «давальческой» схеме переработки сырья, т.е. перерабатывает получаемое сырье в различные виды нефтепродуктов, которые затем передаются «давальческим» компаниям. Основными поставщиками нефти на завод являются ОАО «Мангистаумунайгаз» и компания «CNPC-Актобемунайгаз».

Предприятие выпускает автобензины АИ-93 и АИ-95, реактивное, дизельное и печное топливо, мазут, сжиженные газы, нефтебитум, кокс. Глубина переработки в настоящее время составляет около 80%. На ПНХЗ принят стратегический план развития до 2010 года, предполагающий ввод новых технологических линий и установок, что приблизит качество топлива к европейским стандартам. Общий объем инвестиций в развитие новых технологий на заводе превысит 150 млн долларов.

В структуре выпускаемой Атырауским НПЗ продукции наибольший удельный вес приходится на дизельное топливо и мазут. В феврале 2006 года была завершена его реконструкция: введены в эксплуатацию комбинированная установка гидроочистки бензина и дизельного топлива, установка производства серы, установка производства и очистки водорода, блок аминовой очистки, здание центрального управления.

Предполагается, что дальнейшая модернизация и реконструкция предприятия позволят достигнуть общей глубины переработки нефти в 90%, а глубины извлечения светлых нефтепродуктов – 50%. Модернизация направлена также на извлечение продуктов для нефтехимии: бензола и ароматических углеводородов, которые послужат сырьем для газохимического комплекса в Атырау.

Неясные перспективы

23 марта 2006 года в ходе казахстанской международной конференции «Новая техника и технологии нефтегазопереработки в РК» директор департамента нефтяной промышленности Министерства энергетики и минеральных ресурсов РК Мусабек Исаев заявил, что при сохранении существующих темпов роста потребления нефтепродуктов к 2015 году фактические объемы переработки нефти достигнут проектной мощности существующих в республике НПЗ.

По информации г-на Исаева, объем переработки нефти в республике в 2010 году составит 15,7 млн, а в 2015 году – 18 млн тонн. Таким образом, в среднесрочной перспективе возникает потребность строительства в республике еще 1–2 перерабатывающих предприятий. Но о планах такого строительства пока ничего не слышно. Зато есть намерения поучаствовать в строительстве НПЗ в Турции, Украине, Грузии...

Более того, после ряда неудачных попыток НК «КазМунайГаз» совершила одну из крупнейших в своей истории сделок: приобрела за 2,7 млрд долларов первый актив в нефтепереработке за рубежом – 75% румынской нефтяной компании The Rompetrol Group NV. Завершение этой сделки позволит нацкомпании не только удвоить свои перерабатывающие мощности, получив контроль над двумя НПЗ в Румынии («Вега» и «Петромидиа»), но и существенно увеличить розничную сеть за счет 630 АЗС в семи странах Европы. Такого объема «свободной» нефти и нефтепродуктов у «КазМунайГаза» нет. По-видимому, в жертву принесут казахстанских потребителей.

Для выхода из кризиса в нефтепереработке государство должно обеспечить условия, при которых компаниям должно стать выгодно инвестировать в отечественное, а не зарубежное производство. Модернизация существующих и строительство новых нефтегазоперерабатывающих предприятий позволит создать в Казахстане производства по комплексной переработке углеводородного сырья с высокой добавленной стоимостью.

Таким образом, для улучшения обеспечения страны собственным топливом необходимо решение трех основных задач, стоящих перед нефтеперерабатывающей отраслью Казахстана. Во-первых, обеспечение загрузки предприятий сырьем в объемах, необходимых для эффективной работы. Во-вторых, модернизация и расширение мощностей для увеличения глубины переработки сырья. В-третьих, строительство в среднесрочной перспективе новых НПЗ.

Следует создать и реально действующую систему товарных бирж для торговли нефтепродуктами. Биржевой механизм с его прозрачным ценообразованием ликвидировал бы условия для развития сети перекупщиков, искусственного взвинчивания цен, роста теневой экономики, повысил бы конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.

Целесообразно и развитие трубопроводной инфраструктуры внутри республики, что позволит развить конкурентный рынок нефтепереработки, которого в принципе пока нет. Кроме того, сегодняшнее состояние нефтегазового комплекса республики, неблагоприятные тенденции, развивающиеся в этой отрасли, показывают неэффективность структуры управления энергетической отраслью страны и необходимость создания агентства или комитета энергетики и топливных ресурсов, которые бы занимались исключительно проблемами энергообеспечения страны.

Статьи по теме:
Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности

Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом