Правила честной игры

Хотя взаимоотношения между британскими супермаркетами и их поставщиками в целом можно охарактеризовать как хорошие, некоторые профилактические меры пойдут им только на пользу

Правила честной игры

По рынку розничной торговли Великобритании прошла очередная волна взаимных обвинений, заверений и обещаний принять меры. Что было вызвано публикацией результатов обзора, проведенных агентством Grant Thornton, которое специализируется на анализе процессов в секторе производства и распределения бакалейных товаров (продукты питания, корм для домашних животных, моющие средства, основные предметы домашнего обихода, а также спиртные и безалкогольные напитки).

В этот раз в центре внимания экспертов агентства стали взаимоотношения между супермаркетами и их поставщиками. Эта область уже не в первый раз инспектируется различными надзорными органами, в том числе правительственной комиссией по конкуренции. До настоящего времени никаких нарушений выявлено не было. Поэтому некоторые результаты, приводимые в докладе Grant Thornton, прозвучали как гром среди ясного неба. Например, то, что 8 из 10 поставщиков (83%), работающих с супермаркетами, считают, что у последних слишком много власти над ними. Или то, что две трети (64%) поставщиков работает с супермаркетами без какого-либо формального письменного соглашения.

Объем продаж бакалейных товаров в Великобритании в 2006 году составил 123,5 млрд фунтов стерлингов (это приблизительно шестая часть всех потребительских расходов в Соединенном Королевстве). По сравнению с 2000 годом продажи бакалейных товаров в реальных ценах выросли почти на 20%. В то же время за прошедшие 6 лет реальные цены на продукты питания снизились более чем на 7%, а количество продуктовых линеек, представленных в 4 самых крупных торговых сетях (Asda, Morrisons, Sainsbury’s и Tesco), увеличилось на 40%. В 2006 году на четыре самые крупные британские сети пришлось 75% от всего объема продаж бакалейных товаров в супермаркетах и универмагах страны.

Скелеты в шкафу

Кроме уже упоминавшейся комиссии по конкуренции мониторинг за деятельностью торгового бизнеса в Великобритании осуществляет управление добросовестной конкуренции. Обе организации уже расследовали состояние взаимоотношений поставщик – розничник в бакалейном секторе и не нашли каких-либо серьезных нарушений. Аналитики Grant Thornton тоже начинают свой доклад с признания того, что в большинстве случаев супермаркеты ведут себя так, как должен вести себя любой респектабельный бизнес. К слову, британские супермаркеты, чья доля на рынке составляет более 8%, с 2002 года придерживаются добровольно взятого на себя кодекса торговой практики супермаркетов. Аудит его выполнения в 2005 году, проведенный управлением, выявил лишь относительно небольшие нарушения.

Но эксперты агентства убеждены, что реальность искажается так называемым фактором страха, когда поставщики просто боятся «кусать руку, с которой они кормятся». Когда респондентом дается гарантия анонимности, в результате опросов вырисовывается несколько иная картина, в которой неразумное поведение розничников в отношении их партнеров по бизнесу не просто иногда случается, а случается достаточно часто. Так часто, что если не вмешаться, уверены в Grant Thornton, эти неравные отношения «поставят на колени всю цепочку поставок».

Grant Thornton опросило 50 руководителей компаний, которые работают с супермаркетами в качестве поставщиков. В результате были выявлены следующие проблемные области. Прежде всего это наличие формально записанного соглашения между поставщиком и торговой сетью об условиях поставок. Несмотря на имеющийся кодекс, в котором супермаркеты обязуются заключать письменные договоры по требованию поставщика, две трети последних таких договоров не имеют. Каждый пятый поставщик обвиняет в этом супермаркеты, которые не готовы согласовать формальное соглашение; каждый третий не готов к формальным договорам сам. И свыше 40% уверены, что в той ситуации, которая сложилась сегодня в индустрии розничной торговли, наличие или отсутствие контракта не играет никакой роли.

Британские супермаркеты добровольно придерживаются кодекса торговой практики

Наличие на рынке кризиса доверия к официальным властям и друг другу также стало одним из главных открытий Grant Thornton. Оказалось, что, несмотря на то что с момента принятия кодекса прошло пять лет, только половина поставщиков знает о его существовании. Три четверти из них считают, что кодекс не предоставляет им адекватной защиты от произвола супермаркетов. Половина полагает, что в кодексе слишком много общих положений, а потому его невозможно претворить в жизнь. Более того, трое из пяти респондентов убеждены, что управление добросовестной конкуренции не справляется со своими обязанностями по обеспечению честных и равных условий ведения бизнеса.

Почти четверть поставщиков пожаловалась, что заказы на их товар часто отменяются или их объем существенно уменьшается менее чем за 72 часа до срока поставки. При этом поставщику не выплачивается никакой компенсации. Каждый пятый поставщик выразил недовольство тем, что супермаркеты регулярно требуют у них кредита за нереализованные товары. А в качестве аргументов приводятся такие причины, как плохое качество товара, его повреждения и даже невозможность его продать.

Другая проблемная область – период уведомления о прекращении поставок. Трое из пяти поставщиков не имеют договоренности с супермаркетами о подобном уведомлении. Это значит, что супермаркеты практически не имеют никаких обязанностей по отношению к тем, кого они хотят исключить из списка своих торговых партнеров. Из оставшихся двух только у одного поставщика протяженность периода уведомления закреплена в формальном договоре. Если период оговорен, его протяженность составляет в среднем 3,5 месяца.

Еще одним очагом напряженности респонденты назвали ценовую политику. В течение последних 3 лет на 80% поставщиков оказывалось давление со стороны супермаркета, вынуждавшее их снижать цены поставляемой продукции. Как утверждают поставщики, сегодня они отдают свою продукцию по ценам в среднем на 8% ниже, чем в 2004 году. Более того, поставщики недополучают до 25% (в среднем – 4%) выручки за свою продукцию в результате различного вида дисконтных распродаж, а также рекламных и маркетинговых акций. Проблемным респонденты посчитали порядок и сроки оплаты за свои поставки. Так, для 22% поставщиков с момента выписки счета за продукцию до его фактической оплаты может пройти до месяца (в среднем – 18 дней).

Вышеперечисленные проблемы привели к тому, что свыше 80% опрошенных ожидают, что в течение следующих 12 месяцев ряды поставщиков продуктов питания, ушедших из бизнеса из-за жесткой конкуренции и ценового давления со стороны супермаркетов, значительно возрастут.

Что делать? И надо ли?

Среди самих поставщиков нет единого мнения по этому вопросу. Примерно пятая часть уверена, что ситуацию исправило бы наличие у всех супермаркетов легальных обязательств по оформлению своих отношений с поставщиками в виде формальных договоров со специфически оговоренными условиями поставок. 21% выступает за создание специализированного объединения поставщиков супермаркетов, с помощью которого они могли бы отстаивать свои права и вырабатывать единую политику. Значительное число сторонников (16%) имеет и идея учреждения поста омбудсмена, в обязанности которого входило бы регулирование индустрии.

Рецепт от аналитиков Grant Thornton принимает во внимание все эти моменты. Прежде всего они предлагают внести изменения в Кодекс торговой практики супермаркетов. В него должны войти четкие определения ключевых торговых терминов взаимовыгодного сотрудничества, а также определения тех процессов, которые таковыми не считаются (например короткий период уведомления о прекращении действия контракта). Кодекс должен содержать требование об обязательном наличии письменного договора с включением всех ключевых позиций по поставкам и оплате.

Grant Thornton также предложило расширить количество супермаркетов, попадающих под действие кодекса. В настоящее время это те сети, на долю каждой из которых приходится не менее 8% британского рынка розничной торговли. По мнению экспертов агентства, планка должна быть снижена до 3%, что позволит гарантировать однообразие торговых практик на большем пространстве рынка и ознакомить с кодексом широкий круг поставщиков. Предложение о введении поста омбудсмена также получило поддержку со стороны экспертов Grant Thornton. Они считают, что таким образом удастся восстановить доверие к сектору всех участников розничного рынка.

Впрочем, далеко не все британские ритейлоры и эксперты согласны с оценкой ситуации в индустрии, данной Grant Thornton. Само агентство признает тот факт, что в их опросе ни один из поставщиков не охарактеризовал свои отношения с основными супермаркетами как очень плохие; подавляющее большинство респондентов оценили свои деловые связи как хорошие и превосходные. Более того, число поставщиков, которые оптимистичны в отношении текущего состояния рынка, по сравнению с прошлым годом увеличилось на 44%.

Британский консорциум ритейлоров (British Retail Consortium) заявляет, что наличие фактора страха, препятствующего объективному анализу ситуации, редко, если вообще поддерживается объективными показаниями. С другой стороны, управление добросовестной конкуренции формально признает реальность этого фактора, но ни одна из его ежегодных проверок не нашла никаких доказательств того, что кодекс влияет на достоверность общей картины взаимоотношений поставщиков и магазинов.

Один из флагманов британского ритейла, Tesco, подчеркивает, что главный принцип ведения бизнеса компании – «поступайте с людьми так, как вам бы хотелось, чтобы они поступали с вами». В результате ее отношения с подавляющим большинством поставщиков можно определить как долговременное и конструктивное сотрудничество.

Линдсэй Мюир, пресс-секретарь другой крупной британской сети супермаркетов, Sainsbury’s, в беседе с корреспондентом «Эксперта Казахстан» изложил взгляд своей компании на взаимоотношения поставщик – супермаркет следующим образом: «Мы уверены, что крепкие и конструктивные связи с поставщиками являются жизненно важной частью нашего бизнеса и гарантией того, что мы сможем предоставить нашим покупателям товары по оптимальной цене».

В качестве средства по улучшению взаимодействия партнеров по бизнесу Sainsbury’s предлагает своим конкурентам разработать и принять собственные кодексы по взаимоотношениям с поставщиками: «Sainsbury’s был в числе первых ритейлоров, разработавших собственный кодекс деловой практики для упорядочивания взаимодействия с поставщиками, еще до появления кодекса торговой практики супермаркетов. Мы уверены, если кодексы, подобные нашему, будут приняты большим числом наших конкурентов на рынке розничной торговли, это вполне защитит интересы поставщиков». Правила, которых придерживается Sainsbury’s, находятся в соответствии с кодексом 2002 года.

Статьи по теме:
Казахстан

От практики к теории

Состоялась презентация книги «Общая теория управления», первого отечественного опыта построения теории менеджмента

Тема недели

Из огня да в колею

Итоги и ключевые тренды 1991–2016‑го, которые будут влиять на Казахстан в 2017–2041‑м

Казахстан

Не победить, а минимизировать

В Казахстане бизнес-сообщество призывают активнее включиться в борьбу с коррупцией, но начать эту борьбу предлагают с самих себя

Международный бизнес

Интернет больших вещей

Освоение IoT в промышленности позволит компаниям совершить рывок в производительности