Импульс сверху

Правительство Казахстана хочет оживить фондовый рынок с помощью массового вывода на IPO крупных компаний. Помешать этому могут неготовность рынков и нежелание самих эмитентов

Импульс сверху

Министерство финансов РК составило перечень из 33 крупных компаний, которым предстоит разместить свои бумаги на фондовой бирже. Об этом в конце сентября на «круглом столе» в Астане заявил вице-министр финансов Даулет Ергожин. Обычно игроки сами принимают решение, когда им проводить размещение акций. В данном случае все произойдет по-другому. По мнению правительства, казахстанский фондовый рынок не способен самостоятельно сделать качественный скачок в своем развитии. «Эксперт Казахстан» попытался разобраться – станут ли меры, предлагаемые правительством, стимулом для рынка или, напротив, они спровоцируют кризис.

Когда не хватает бумаг

Программу вывода на рынок «великолепной тридцатки» власти не пиарят – в отличие от большинства других глобальных проектов «Ак Орды». Как нам удалось выяснить, на этот раз правительственные чиновники и эксперты подошли к делу основательно – провели широкомасштабный мониторинг законодательства, исследовали рынок.

Им было над чем поработать. Аналитики в один голос утверждают, что казахстанский фондовый рынок по форме малопривлекателен, а по содержанию – громоздок и неповоротлив.

Проблема фондового рынка Казахстана в том, что бизнес прекрасно развивается и без него. Фондовая биржа в республике заработала еще в 1993 году. Но до сих пор в стране не появились эффективная площадка для привлечения сбережений населения и привлекательные инструменты инвестирования средств. Хотя ситуация постепенно меняется. «Первые 10 лет на фондовом рынке практически не было ликвидности, – поясняет управляющий директор АО «Сентрас Секьюритиз» Тимур Сундетов, – но последние 2 года очевиден сильный прогресс. Многие физические лица в Казахстане начали проявлять интерес к РЦБ, хотя пока это капля в море по сравнению с условиями на фондовых рынках США или Европы».

Структура казахстанского фондового рынка не оптимальна. Здесь широко представлены финансовые учреждения, а из компаний реального сектора экономики лишь две – нефтяная «КазМунайГаз» и телекоммуникационная «Казахтелеком». «Проблема в том, – говорит г-н Сундетов, – что на рынке очень мало ликвидных ценных бумаг. Чтобы поднять ликвидность рынка, правительство могло бы запустить указанную чиновниками программу и по мере развития компаний постепенно выводить их на фондовый рынок».

Именно так и решили поступить власти, пытаясь отвлечь внимание инвесторов от рынка недвижимости и диверсифицировать инструменты инвестирования. Главной движущей силой этого процесса должны стать госхолдинги – компании, в которых государство владеет частью акций. Об этом сообщил зампредседателя Комитета госимущества и приватизации Минфина Николай Кадюков, выступавший на «круглом столе» вместе с Даулетом Ергожиным.

Для начала государство сформировало перечень из 33 компаний, которым предстоит провести IPO на площадке РФЦА (вероятно, когда она будет интегрирована с KASE). В список попали предприятия, представляющие разные секторы экономики (см. таблицу). Как и предполагалось, большинство из них – компании с государственным участием. По некоторым игрокам оно составляет до 90%.

 Основным критерием при отборе игроков стала капитализация. Совокупная стоимость отобранных компаний оценивается правительством в 45 млрд тенге. Не слишком много. Для сравнения укажем, что только «Самрук», ФУР «Казына» и «Казагро» стоят 2,89 трлн тенге. Впрочем, в перечень вошел ряд компаний из состава госхолдинга «Самрук».

Тридцать предприятий составили первый список претендентов на прохождение листинга, в котором сконцентрированы так называемые республиканские бумаги. После того, как акимы проведут ревизии региональных игроков, будут сформированы дополнительные перечни с так называемыми коммунальными бумагами. При составлении этих списков акимы определят, какие активы они направят в социально-предпринимательские корпорации, какие – на приватизацию, а что из акционерных обществ, то есть из того госпакета акций, который входит в коммунальную собственность, продавать на фондовом рынке.

Добровольно-принудительно

Нужен ли выход на IPO самим участникам рынка? Большинство из опрошенных нами игроков уклонились от комментариев. Но некоторые откровенно признавались, что пока выход на биржу не входит в их планы. «Мы пока отложили проект выхода на первичное размещение, – говорит финансовый директор АО VITA Ольга Бекетова. – К нему нужно долго готовиться, а на сегодняшний день у нас большие капитальные вложения в наши дочерние предприятия. Я не считаю, что на нынешнем этапе развития компании выход на первичное размещение будет приоритетным». «Вопрос упирается в последний облигационный выпуск 11 млрд тенге, – уточняет она. – Сейчас размещено облигаций на 10,5 млрд тенге, и этот уровень для компании является потолочным».

Аналитики не уверены, что и остальным компаниям выход на IPO будет полезен. Ведь при этом компаниям придется раскрыть свою структуру собственности, перейти на современные стандарты отчетности. В конце концов, далеко не все нуждаются в привлечении денег с рынка. «Приказать, по идее, можно, но, в конце концов, за удовольствие вывести компании на фондовый рынок потом придется платить бюджету, – уверен аналитик «Финама» Михаил Аристакесен. – Ведь до первичного размещения необходимо дорасти». Обычно компания поначалу развивается на основе банковского кредитования, и постепенно к владельцам приходит понимание о необходимости снижения долговой нагрузки, привлечения акционерного капитала. Любое первичное размещение означает выход на другой этап развития компаний. «При удачном размещении, – заявляет г-н Аристакесен, – увеличивается привлекательность активов и возможности компаний привлекать более крупные ресурсы для развития».

Торопиться не надо

Впрочем, эмитенты могут подготовиться к листингу. Сроки вывода 33 игроков на IPO пока не определены. Государство не торопится – ведь есть опасность столкнуться с рядом проблем.

Шолпан Айнабаева, председатель правления АО «Казкоммерц Секьюритиз», обращает внимание на отсутствие инвестиционной культуры населения как потенциальных инвесторов, финансового менеджмента как потенциальных эмитентов. «Могут возникнуть вопросы и к структуре собственности компаний, – предполагает г-жа Айнабаева. – К примеру, возьмем компанию «Казцинк». В условиях, когда порядка 98% акций находится в руках одного акционера, а в свободном обращении – всего 1,5%, этот инструмент никогда не будет ликвидным».

Фондовые аналитики считают, что главным препятствием может стать то, что на биржу не сможет выйти компания, не присутствующая в индексе акций Казахстанской фондовой биржи (KASE). Большинство компаний, включенных в перечень 33 кандидата на IPO, пока не соответствуют этому критерию. Поэтому эксперты считают, что правительство должно дать им временной люфт в 1–2 года, чтобы компании могли войти в индекс акций KASE.

Достаточно много времени уйдет на организацию и проведение тендеров по выбору финансовых консультантов. По мнению местных экспертов, процесс вывода компаний на фондовый рынок занимает в среднем от 3 до 9–11 месяцев. И только при условии, что компании имеют соответствующий аудит и готовы к первичному размещению.

«Консультанты должны подготовить документальную базу, отдать все это для регистрации эмиссии, и далее многое зависит от АФН, – перечисляет Шолпан Айнабаева. – А затем надо написать меморандум и начать прохождение процедуры листинга. Параллельно мы должны будем составить прогноз развития компании и выстроить модель развития. Наша цель – объяснить инвестору, откуда будут идти дивиденды, если это облигационные займы, и спрогнозировать, как компания будет расти и развиваться и на какие дивиденды инвесторы могут рассчитывать».

Самому рынку тоже нужно подготовиться. Даже если в ближайшее время перечень 33 компании передадут профессиональным участникам рынка, то процесс проработки всех процедурных вопросов, считает г-жа Айнабаева, «займет как минимум три месяца».

По мнению главы «Казкоммерц Секьюритиз», «если работу по выводу компаний начать сегодня, то к февралю–марту 2008 года можно успеть, хотя тоже не факт». Причем с учетом того, что отобранные Минфином компании будут являться лидерами в своих сегментах. «К сожалению, есть много компаний с государственной долей участия, которые не имеют серьезного аудита и даже намека на корпоративное управление, – продолжает она. – С этими компаниями работы, естественно, будет намного больше».

Поэтому фондовые аналитики не рассчитывают на проведение первых IPO раньше весны следующего года.

Учиться, учиться, еще раз учиться

К этому времени может сложиться более благоприятная конъюнктура. «План по выводу компаний на фондовый рынок хороший, – считает старший трейдер Visor Capital Даурен Бадаев. – Хотя время выбрано не самое удачное. Сейчас невыгодно размещаться, ибо есть опасность провала. Это связано с текущей ситуацией на рынке, когда компании могут быть сильно недооценены». Первичные размещения текущего года сложно назвать удачными. Например, по словам г-на Бадаева, акции Альянс Банка, вышедшего в этом году на IPO, торгуются ниже цены размещения.

При соблюдении всех указанных условий спрос на бумаги, безусловно, будет. Прежде всего, на акции компаний из реального сектора экономики – «Казцинк», «Мангыстаумунайгаз», «Актобемунайгаз», «Казхром», «Алюминий Казахстана», а также энергетиков (см. интервью «Рыночные цели нерыночными методами»).

Тимур Сундетов из «Сентрас Секьюритиз» полагает, что новые эмитенты могут стать интересными для таких институциональных инвесторов, как пенсионные фонды, страховые компании и паевые инвестиционные фонды. «Думаю, не меньшую активность проявили бы и физические лица», – говорит эксперт.

Чтобы население пришло на фондовый рынок, его надо к этому хотя бы подготовить. К примеру, в странах Запада большая часть населения с удовольствием играет в игру под названием «фондовый рынок». Она более рисковая, чем игра в банковские депозиты, но одновременно и более прибыльная. При этом рост интенсивности игры прямо пропорционален росту фондового рынка.

Подготовкой населения и искоренением финансовой безграмотности должны заниматься профессиональные участники рынка, в частности, брокерские компании. Они кровно заинтересованы в том, чтобы физические лица стали со временем их клиентами. Однако ни одна брокерская компания не способна провести широкомасштабную кампанию в масштабах страны, поэтому участие государства в процессе обязательно.

Да и в целом после запуска проекта именно на властях будет лежать вся ответственность за судьбу фондового рынка страны. Если правительство сумеет сохранить осторожный подход к вопросу вывода компаний на рынки, удержаться от прожектерства, то сумеет добиться поставленной цели. Не стоит предполагать, что фондовый рынок Казахстана сразу войдет в число наиболее развитых рынков мира. Но то, что он будет соответствовать потребностям экономики страны, станет привлекательным инструментом для привлечения инвестиций, – несомненно. Главное – удержаться от спешки.

[inc pk='362' service='table']
Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики