Бизнес в стиле оригами

Британский бизнесмен сумел превратить оригинальный студенческий проект в трансконтинентальный бизнес

Бизнес в стиле оригами

История успешного бизнеса может начаться с чего угодно. Например, с того, что кружка и тарелка не влезли в набитый рюкзак. Именно так получилось с Джеем Кузинсом, молодым предпринимателем из Великобритании. «Я был обычным студентом, проводящим летние каникулы, путешествуя по Европе. И каждый раз, когда с трудом затягивал верхний клапан, мне приходила в голову одна и та же мысль: «Ну почему еще никто не додумался до удобной раскладной посуды для туристов и вообще людей на отдыхе», – вспоминает он теперь про лето 1999 года. Тогда он был 20-летним студентом, учившимся на инженера-дизайнера в Sheffield Hallam University. Когда пришла пора дипломного проекта, Джей вспомнил о своих мучениях с посудой в полевых условиях. «Ко мне пришло понимание того, что посуда, которую мы, туристы, берем с собой в походы, далека от идеальной, и ее единственное достоинство с точки зрения дизайна заключается в том, что ее трудно сломать». И будущий дизайнер начал размышлять – как уменьшить объем всех этих тарелок, кастрюль и кружек.

...Люди идут по свету

Прежде всего Джей подумал о том, что посуда обычно пакуется последней – после того как собраны палатки и сложены рюкзаки. Поэтому Кузинс быстро осознал, что самый компактный способ упаковать вещи – это сделать посуду плоской, как лист, чтобы ее можно было просто вдвинуть вдоль спинки уже упакованного рюкзака. Студент начал экспериментировать сначала с бумагой, затем – с полимерными материалами. Так на свет появились первая тарелка и кружка, которую можно было складывать и транспортировать по принципу японского оригами.

Поначалу Джей не считал свое изобретение хорошей бизнес-идеей. На мысли о коммерческом использовании новой посуды его натолкнул брат, заядлый турист. Он взял изделия Джея в очередной поход через Австралию. «Везде, где он присаживался со своей тарелкой и кружкой у костра, люди начинали спрашивать, где он взял такие диковинки, и едва ли не выстраивались в очередь, чтобы самим попробовать их сложить и убедиться, что из них действительно можно есть и пить и они не пропускают воду», – говорит Джей.

Им вроде немного надо

Окончив университет, Кузинс в 2003 году основал компанию Flatworld и начал продвигать свою идею на рынок туристического оборудования. А рынок это немалый – только в Великобритании, согласно статистике, около 6 млн человек увлекаются активными видами спорта. В стране порядка 14 тыс. магазинов, торгующих снаряжением для активного отдыха и кемпинга. К кружке и плоской тарелке прибавилась глубокая тарелка. Все это объединили под брендом Orikasо. Название это состоит из двух японских слов: «ori» – тот же корень, что и у оригами, и «kaso» – пластик, пластический материал.

Совмещение пластика и оригинальности упаковки позволило сделать Orikaso легче, чем посуду из титановых сплавов. А этот фактор по-настоящему критичен в некоторых видах экстремального спорта, где люди просверливают дыры даже в зубных щетках, чтобы уменьшить вес. Кружка Orikaso весит всего 37 граммов. Кроме того, плоская посуда гораздо дешевле. «Если титановая кружка стоит 30 фунтов стерлингов, то наша обходится в 2 фунта», – говорит Джей. При этом Flatworld дает 10-летнюю гарантию на всю свою продукцию.

Мир в плоскости

Помимо идеи у Джея был небольшой начальный капитал – 5 тыс. фунтов стерлингов. «Когда я начинал свой бизнес, думал, что это будет просто. Оглядываясь на то время, понимаю, что то, что я делал, трудно назвать предпринимательством в полном смысле этого слова – скорее мальчик, играющий в бизнес в своей спальне», – говорит он.

По-настоящему бизнес для него начался через несколько месяцев после основания фирмы, когда, пытаясь найти кредиты на развитие бизнеса, Джей оказался жертвой финансового мошенничества (сам Кузинс говорит о ситуации туманно – «какие-то денежные жульничества»). Но Flatworld, едва взяв старт, оказался на грани банкротства.

«Ничто так не мотивирует предпринимателя, как потенциальная возможность пойти с молотка, хотя я бы воздержался от рекомендации следовать моим путем для достижения успеха в бизнесе», – говорит Кузинс. Необходимость срочного решения проблемы с финансированием производства «сфокусировала мои мозги определенным образом, и с тех пор все прочие препятствия, которые приходится преодолевать по мере ведения бизнеса, кажутся мне не более чем царапинами на столе».

К счастью, молодой предприниматель с оригинальным продуктом успел привлечь к себе внимание деловых кругов его родного графства, Йоркшир, и ему было предложено участие в местной программе поддержки бизнеса. Кузинсу удалось получить микрокредит в размере 10 тыс. фунтов.

Сегодня Джей с благодарностью вспоминает оказанную помощь: «Кредит нас здорово выручил, позволив исследовать новые возможности по продвижению нашей продукции».

Кроме того, Flatworld получил возможность доступа к специальной правительственной программе Targeted Eхport Support Scheme (TESS), поддерживающей британских производителей, чья продукция потенциально конкурентоспособна: «Финансовые средства, полученные по линии TESS... позволили нам совершить поездки в США и Китай, тем самым значительно расширив наше знание делового ландшафта в этих странах».

Впрочем, на первых порах его фирма даже переборщила с кредитами и правительственными грантами. Но уже в 2005 году Flatworld принял принципиальное решение прекратить погоню за грантами. Кузинс быстро понял, чтобы получить грант, требуется заполнить такое количество официальных бумаг и поставить галочки в таком множестве клеток, что в конце этого пути есть вполне реальный шанс обнаружить, что твоя компания движется в неверном направлении и твой бизнес принимает вовсе не ту форму, которую ты задумал.

Мир на вырост

К 2005 году Flatworld уже неплохо держался на ногах. Orikaso стал одним из самых оригинальных продуктов на проходившей в 2004 году в Бирмингеме выставке Ordinance Survey Outdoor Show.

В 2005-м бренд Orikaso начал завоевывать североамериканский рынок. Сегодня только в США складной посудой торгуют более чем в 200 специализированных магазинах. Продукция, которую производит компания Джея, по его словам, «улетает с полок магазинов, и мы едва успевали справляться с поступающими заказами». Сегодня складная посуда от Flatworld является одним из самых стильных и оригинальных продуктов на рынке снаряжения для активного отдыха. Она поставляется более чем в 30 стран мира, a годовой объем заказов компании достигает 1 млн евро.

Одновременно с наращиванием оборотов руководство фирмы занимается оптимизацией бизнеса. Сначала заказы размещались на предприятии в родном городе Джея на юге Англии, позже большая часть производства была перенесена в Китай.

...И был бы нескучен путь

Несмотря на достигнутый успех, компания постоянно работает над расширением ассортимента. После кружки и тарелок пришла очередь набора для пикников, который также делается из полипропилена, и отличительной особенностью которого является наличие напечатанной на листах шахматной доски. Другое направление, по которому ведется работа – создание посуды, которая не боялась бы микроволновки. К традиционным синей и красной расцветкам добавлены черная, оливковая и ярко-розовая. Как утверждают во Flatworld, они идут навстречу пожеланиям своих покупателей. На подходе – специальные разработки для военных. Нужно отметить, что молодость руководства компании (весь менеджмент которой сейчас состоит из трех человек, включая самого Кузинса) сказалась на способах, с помощью которых они общаются с потенциальными клиентами – помимо веб-сайта компания ведет веб-блог на интернет-портале MySpace, а также размещает видеоролики о своей продукции на YоuTube.

На сайте самой Flatworld вы не найдете фотографий собственно производственного процесса. Зато в разделе «Персонал» – фотография трех первых лиц фирмы на фоне снежного склона, обильно заселенного горнолыжниками и сноубордистами. Есть и специальный раздел – «Фото наших клиентов, использующих Orikaso во время отдыха». За самое экзотическое местоположение полагается приз... Возможно, в этом году он уйдет к британским альпинистам, которые пользовались складной кухонной утварью во время восхождения на Эверест.

Природный аспект стал одним из ключевых для Flatworld. На фирме любят поговорить о снижении экологической нагрузки на природу, вызванной производственной деятельностью компании.

Среди шагов, предпринятых компанией в этом направлении – использование вторичного сырья для упаковки продукции, переработка и повторное использование производственных отходов, использование полипропилена в качестве сырья (этот материал рекомендован Greenpeace как альтернатива поливинилхлориду). В планах на будущее – сделать бизнес экологически нейтральным: если ты готов платить за это чуть-чуть больше. «Наша цель – доказать, что это возможно: получать прибыль и одновременно сохранять окружающую среду». Но при этом кредо своей компании Кузинс формулирует так: «Мы делаем деньги и будем делать еще большие деньги – но прежде всего мы прекрасно проводим время». Пожалуй, он действительно нашел оптимальную формулу бизнеса: делай то, что тебе интересно, с выдумкой, постоянно изобретай что-то новое и думай о том, как это пригодится людям.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики