Бизнес в стиле оригами

Британский бизнесмен сумел превратить оригинальный студенческий проект в трансконтинентальный бизнес

Бизнес в стиле оригами

История успешного бизнеса может начаться с чего угодно. Например, с того, что кружка и тарелка не влезли в набитый рюкзак. Именно так получилось с Джеем Кузинсом, молодым предпринимателем из Великобритании. «Я был обычным студентом, проводящим летние каникулы, путешествуя по Европе. И каждый раз, когда с трудом затягивал верхний клапан, мне приходила в голову одна и та же мысль: «Ну почему еще никто не додумался до удобной раскладной посуды для туристов и вообще людей на отдыхе», – вспоминает он теперь про лето 1999 года. Тогда он был 20-летним студентом, учившимся на инженера-дизайнера в Sheffield Hallam University. Когда пришла пора дипломного проекта, Джей вспомнил о своих мучениях с посудой в полевых условиях. «Ко мне пришло понимание того, что посуда, которую мы, туристы, берем с собой в походы, далека от идеальной, и ее единственное достоинство с точки зрения дизайна заключается в том, что ее трудно сломать». И будущий дизайнер начал размышлять – как уменьшить объем всех этих тарелок, кастрюль и кружек.

...Люди идут по свету

Прежде всего Джей подумал о том, что посуда обычно пакуется последней – после того как собраны палатки и сложены рюкзаки. Поэтому Кузинс быстро осознал, что самый компактный способ упаковать вещи – это сделать посуду плоской, как лист, чтобы ее можно было просто вдвинуть вдоль спинки уже упакованного рюкзака. Студент начал экспериментировать сначала с бумагой, затем – с полимерными материалами. Так на свет появились первая тарелка и кружка, которую можно было складывать и транспортировать по принципу японского оригами.

Поначалу Джей не считал свое изобретение хорошей бизнес-идеей. На мысли о коммерческом использовании новой посуды его натолкнул брат, заядлый турист. Он взял изделия Джея в очередной поход через Австралию. «Везде, где он присаживался со своей тарелкой и кружкой у костра, люди начинали спрашивать, где он взял такие диковинки, и едва ли не выстраивались в очередь, чтобы самим попробовать их сложить и убедиться, что из них действительно можно есть и пить и они не пропускают воду», – говорит Джей.

Им вроде немного надо

Окончив университет, Кузинс в 2003 году основал компанию Flatworld и начал продвигать свою идею на рынок туристического оборудования. А рынок это немалый – только в Великобритании, согласно статистике, около 6 млн человек увлекаются активными видами спорта. В стране порядка 14 тыс. магазинов, торгующих снаряжением для активного отдыха и кемпинга. К кружке и плоской тарелке прибавилась глубокая тарелка. Все это объединили под брендом Orikasо. Название это состоит из двух японских слов: «ori» – тот же корень, что и у оригами, и «kaso» – пластик, пластический материал.

Совмещение пластика и оригинальности упаковки позволило сделать Orikaso легче, чем посуду из титановых сплавов. А этот фактор по-настоящему критичен в некоторых видах экстремального спорта, где люди просверливают дыры даже в зубных щетках, чтобы уменьшить вес. Кружка Orikaso весит всего 37 граммов. Кроме того, плоская посуда гораздо дешевле. «Если титановая кружка стоит 30 фунтов стерлингов, то наша обходится в 2 фунта», – говорит Джей. При этом Flatworld дает 10-летнюю гарантию на всю свою продукцию.

Мир в плоскости

Помимо идеи у Джея был небольшой начальный капитал – 5 тыс. фунтов стерлингов. «Когда я начинал свой бизнес, думал, что это будет просто. Оглядываясь на то время, понимаю, что то, что я делал, трудно назвать предпринимательством в полном смысле этого слова – скорее мальчик, играющий в бизнес в своей спальне», – говорит он.

По-настоящему бизнес для него начался через несколько месяцев после основания фирмы, когда, пытаясь найти кредиты на развитие бизнеса, Джей оказался жертвой финансового мошенничества (сам Кузинс говорит о ситуации туманно – «какие-то денежные жульничества»). Но Flatworld, едва взяв старт, оказался на грани банкротства.

«Ничто так не мотивирует предпринимателя, как потенциальная возможность пойти с молотка, хотя я бы воздержался от рекомендации следовать моим путем для достижения успеха в бизнесе», – говорит Кузинс. Необходимость срочного решения проблемы с финансированием производства «сфокусировала мои мозги определенным образом, и с тех пор все прочие препятствия, которые приходится преодолевать по мере ведения бизнеса, кажутся мне не более чем царапинами на столе».

К счастью, молодой предприниматель с оригинальным продуктом успел привлечь к себе внимание деловых кругов его родного графства, Йоркшир, и ему было предложено участие в местной программе поддержки бизнеса. Кузинсу удалось получить микрокредит в размере 10 тыс. фунтов.

Сегодня Джей с благодарностью вспоминает оказанную помощь: «Кредит нас здорово выручил, позволив исследовать новые возможности по продвижению нашей продукции».

Кроме того, Flatworld получил возможность доступа к специальной правительственной программе Targeted Eхport Support Scheme (TESS), поддерживающей британских производителей, чья продукция потенциально конкурентоспособна: «Финансовые средства, полученные по линии TESS... позволили нам совершить поездки в США и Китай, тем самым значительно расширив наше знание делового ландшафта в этих странах».

Впрочем, на первых порах его фирма даже переборщила с кредитами и правительственными грантами. Но уже в 2005 году Flatworld принял принципиальное решение прекратить погоню за грантами. Кузинс быстро понял, чтобы получить грант, требуется заполнить такое количество официальных бумаг и поставить галочки в таком множестве клеток, что в конце этого пути есть вполне реальный шанс обнаружить, что твоя компания движется в неверном направлении и твой бизнес принимает вовсе не ту форму, которую ты задумал.

Мир на вырост

К 2005 году Flatworld уже неплохо держался на ногах. Orikaso стал одним из самых оригинальных продуктов на проходившей в 2004 году в Бирмингеме выставке Ordinance Survey Outdoor Show.

В 2005-м бренд Orikaso начал завоевывать североамериканский рынок. Сегодня только в США складной посудой торгуют более чем в 200 специализированных магазинах. Продукция, которую производит компания Джея, по его словам, «улетает с полок магазинов, и мы едва успевали справляться с поступающими заказами». Сегодня складная посуда от Flatworld является одним из самых стильных и оригинальных продуктов на рынке снаряжения для активного отдыха. Она поставляется более чем в 30 стран мира, a годовой объем заказов компании достигает 1 млн евро.

Одновременно с наращиванием оборотов руководство фирмы занимается оптимизацией бизнеса. Сначала заказы размещались на предприятии в родном городе Джея на юге Англии, позже большая часть производства была перенесена в Китай.

...И был бы нескучен путь

Несмотря на достигнутый успех, компания постоянно работает над расширением ассортимента. После кружки и тарелок пришла очередь набора для пикников, который также делается из полипропилена, и отличительной особенностью которого является наличие напечатанной на листах шахматной доски. Другое направление, по которому ведется работа – создание посуды, которая не боялась бы микроволновки. К традиционным синей и красной расцветкам добавлены черная, оливковая и ярко-розовая. Как утверждают во Flatworld, они идут навстречу пожеланиям своих покупателей. На подходе – специальные разработки для военных. Нужно отметить, что молодость руководства компании (весь менеджмент которой сейчас состоит из трех человек, включая самого Кузинса) сказалась на способах, с помощью которых они общаются с потенциальными клиентами – помимо веб-сайта компания ведет веб-блог на интернет-портале MySpace, а также размещает видеоролики о своей продукции на YоuTube.

На сайте самой Flatworld вы не найдете фотографий собственно производственного процесса. Зато в разделе «Персонал» – фотография трех первых лиц фирмы на фоне снежного склона, обильно заселенного горнолыжниками и сноубордистами. Есть и специальный раздел – «Фото наших клиентов, использующих Orikaso во время отдыха». За самое экзотическое местоположение полагается приз... Возможно, в этом году он уйдет к британским альпинистам, которые пользовались складной кухонной утварью во время восхождения на Эверест.

Природный аспект стал одним из ключевых для Flatworld. На фирме любят поговорить о снижении экологической нагрузки на природу, вызванной производственной деятельностью компании.

Среди шагов, предпринятых компанией в этом направлении – использование вторичного сырья для упаковки продукции, переработка и повторное использование производственных отходов, использование полипропилена в качестве сырья (этот материал рекомендован Greenpeace как альтернатива поливинилхлориду). В планах на будущее – сделать бизнес экологически нейтральным: если ты готов платить за это чуть-чуть больше. «Наша цель – доказать, что это возможно: получать прибыль и одновременно сохранять окружающую среду». Но при этом кредо своей компании Кузинс формулирует так: «Мы делаем деньги и будем делать еще большие деньги – но прежде всего мы прекрасно проводим время». Пожалуй, он действительно нашел оптимальную формулу бизнеса: делай то, что тебе интересно, с выдумкой, постоянно изобретай что-то новое и думай о том, как это пригодится людям.

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Риски разделим на всех

ЕАЭС сталкивается с трудностями при попытках гармонизации даже отдельных секторов финансового рынка

Экономика и финансы

Хороший старт, а что на финише?

Рынок онлайн-займов «до зарплаты» становится драйвером развития финансовых технологий. Однако неопределенность намерений регулятора ставит его развитие под вопрос

Казахстанский бизнес

Летная частота

На стагнирующий рынок авиаперевозок выходят новые компании

Тема недели

Под антикоррупционным флагом

С приближением транзита власти отличить антикоррупционную кампанию от столкновения политических группировок становится труднее