А вместо Daewoo – дорогой Motors

Компания General Motors начинает выпуск новых моделей легковых автомобилей на базе завода «УзДЭУавто» в Узбекистане. Иностранные инвесторы рассматривают страну как плацдарм для экспансии на соседние рынки – у большинства узбекских автовладельцев денег на новые машины не хватит

А вместо Daewoo – дорогой Motors

Соглашение о создании СП GM Uzbekistan на базе завода в городе Асака (Узбекистан, Андижанская область) было подписано 8 октября 2007 года. Узбекской госкомпании АК «Узавтосаноат» в новом предприятии будет принадлежать 75%. Доля GM составит 25%, в дальнейшем она может увеличиться до 40%. Договоренности предусматривают обновление модельного ряда завода и увеличение его мощности с 200 тыс. до 250 тыс. машин в год. Правительство среднеазиатской республики рассчитывает, что сотрудничество с General Motors (GM) позволит сохранить 5 тыс. рабочих мест на андижанском заводе и обеспечить работой 12 тыс. сотрудников смежных компаний. Американскую компанию привлекла дешевая и, по оценке топ-менеджеров GM, квалифицированная рабочая сила, а также выгодное географическое положение Узбекистана. Менеджеры GM надеются, что новое производство поддержит продажи компании в Старом Свете – ведь доля GM в Америке падает и ей необходимы новые рынки сбыта.

Ищу друга

Завод «УзДЭУавто» хорошо известен автолюбителям из стран СНГ. Именно на нем с 1992 года собирались корейские автомобили Daewoo в партнерстве с узбекской АК «Узавтосаноат». Первоначально проект казался удачным – автомобили неплохо продавались на рынках Средней Азии, поставлялись в Россию. Узбекистан увеличивал локализацию производства – к настоящему времени она достигла 58%, в стране был налажен выпуск более 600 видов комплектующих. Но мировой финансовый кризис 1997 года, особенно сильно ударивший по экономике стран Юго-Восточной Азии, привел корейских партнеров к краху. В 1999 году они обанкротились, а их самый ценный актив – Daewoo Motors – был признан банкротом в начале 2000 года. Наблюдатели тогда заявляли, что компанию подвели непродуманная внешняя экспансия, в частности, большие объемы инвестиций в страны с переходной экономикой.

Несмотря на банкротство головной компании, узбекский завод продолжил свою работу – комплектующие из Кореи продолжали поступать даже после того, как контрольный пакет автомобильной Daewoo Motor приобрели американские бизнесмены из GM, создавшие GM Daewoo Automotive and Technology (GM DAT). Узбекистан удачно подписал с США соглашение о стратегическом партнерстве, и контракт на поставку комплектующих был продлен до конца 2010 года. Более того, завод приступил к сборке новых моделей Chevrolet Lacetti и Matiz, созданных в Daewoo Motor уже под руководством американцев. При этом доля корейской стороны (50%), по экспертным данным, была выкуплена за 110 млн долларов, и единоличным собственником «УзДЭУавто» стала узбекская госкомпания «Узавтосаноат».

Но отправляться в самостоятельное плавание она не решилась. Топ-менеджеры АК «Узавтосаноат» быстро пришли к выводу, что без радикального обновления модельного ряда компании не выжить.

Начался поиск нового партнера. Интерес к «УзДЭУавто» проявляла корейская Hyundai. Но властям страны больше понравился GM DAT.

На Matiz поставят крест

Новый партнер принес с собой то, на что так рассчитывали владельцы андижанского завода – новые модели и новое оборудование. Подписав документы о создании СП GM Uzbekistan (GM Uz), соучредители объявили, что еще до конца 2007 года выпустят более 2 тыс. новых машин из модельного ряда Chevrolet: седанов Epica, внедорожников Captiva и мини-вэнов Tacuma. Кроме того, завод в городе Асака получил права эксклюзивного производителя для рынка СНГ моделей М200 и М300. Первая разработана на базе Matiz и уже продается на мировом рынке под брендом Chevrolet Spark. Вторая пока в стадии разработки, ее запуск запланирован на 2010 год.

Новый партнер принес с собой то, на что так рассчитывали владельцы андижанского завода – новые модели и новое оборудование

Хотя, по словам президента GM Europe Карла Петера Фостера, «производственные мощности предприятия не нуждаются в реконструкции», заводу предстоит техническое перевооружение. До сих пор модели Chevrolet собирались крупноблочным способом: готовые блоки соединялись с помощью подъемников. В дальнейшем предприятие перейдет к конвейерной сборке: на нем установят линию, которая будет выпускать 30 тыс. Lacetti в год. Седаны, внедорожники и мини-вэны начнут изготавливаться по технологии крупноузловой сборки с возможностью доведения до конвейерного производства в следующие три года. По словам председателя правления АК «Узавтосаноат» Улугбека Рузикулова, «кроме производства новых моделей мы планируем реализовать ряд проектов по локализации комплектующих, которые тоже внесут вклад в развитие нашей отрасли». Хотя стороны объявили, что сотрудничество предполагает локализацию комплектующих, о конкретных цифрах и сроках пока ничего не известно.

Запуск новых моделей не означает одномоментного отказа от выпуска старых. В ближайшие годы Nexia, Damas, Matiz по-прежнему будут собираться в Асаке, причем они будут модернизированы в соответствии со стандартами Евро-3. Правда, со временем их включат в линейку Chevrolet и на их радиаторах будет устанавливаться характерная крестообразная эмблема американского бренда.

Двойной удар

Сохранение выпуска прежних моделей при запуске новых позволит андижанскому заводу не потерять старых потребителей, завоевав новых. Дело в том, что машины «УзДЭУавто» пользуются популярностью на рынках стран СНГ в сегменте недорогих автомобилей. В автосалонах Москвы и Киева Matiz можно приобрести от 7,4 тыс. долларов за машину и выше, минимальная цена на Nexia составляет около 9,1 тыс. долларов в Киеве и 9,3 тыс. в Москве.

[inc pk='2015' service='media']

Судя по неофициальной информации, цена на новые машины будет заметно выше. Расценки пока не сообщаются – в АК «Узавтосаноат» по этому вопросу не удалось получить никаких комментариев. Менеджер по корпоративным связям GM Europe Андреас Кроемар осторожно заметил, что различия в налогообложении и предлагаемых опциях на разных рынках могут привести и к разнице в ценах. К примеру, на российском рынке Captiva, приходящая из Кореи в виде машинокомплектов и доводимая до ума «отверткой» в Санкт-Петербурге, стоит от 29 тыс. в самой дешевой до 39 тыс. долларов в самой дорогой комплектации. По экспертным оценкам, цена Epica на узбекском рынке может составить от 23 до 26 тыс., Captiva – от 33 до 37 тыс. долларов.

Очевидно, что новый модельный ряд выбивается из прежней ценовой категории «УзДЭУавто». Поэтому вряд ли они смогут привлечь прежних покупателей продукции андижанского предприятия. Прежде всего на узбекском рынке. Ведь доходы потребителей из Узбекистана низки – по официальному прогнозу, средняя зарплата в республике лишь к концу 2007 года достигнет 200 долларов. Для сравнения укажем, что в России в середине текущего года она превысила 500 долларов (по данным Росстата), а в соседнем Казахстане пройден рубеж в 400 долларов (по данным министра экономики Украины Анатолия Кинаха). Еще более высока покупательская способность населения стран Восточной Европы. Поэтому, по данным «Эксперта Казахстан», андижанское СП будет поставлять старые модели на внутренний рынок, а новые – в другие страны Центральной Азии, российским и европейским потребителям. В этих регионах население достаточно платежеспособно, чтобы обеспечить значительные объемы продаж в средней ценовой категории.

Андреас Кроемар подчеркнул в беседе с «Экспертом Казахстан», что географическое положение Узбекистана в регионе дает большие возможности для выхода американской компании на растущие соседние рынки. GM нуждается в них. Десять лет назад концерну из Детройта принадлежала треть рынка США, сейчас – четверть. Сохранять позиции лидера на мировом рынке компании удается во многом за счет продаж на рынках Европы и Азии. «Chevrolet становится одним из самых быстрорастущих брендов в Европе и особенно на растущих рынках Восточной Европы, – сказал на пресс-конференции в Ташкенте после подписания соглашения Карл Петер Фостер. – Начало производства в Узбекистане серии новых моделей поможет нам поддержать этот рост. Продажи моделей Chevrolet с начала года до настоящего момента в Европе выросли на 32%, достигнув в сентябре 328 тыс. штук. По итогам текущего года хотим достигнуть отметки в 450 тыс. машин». Так что новый плацдарм в Старом Свете придется GM как нельзя кстати.

Ташкент

Статьи по теме:
Спецвыпуск

Бремя управлять деньгами

Замедление экономики разводит все дальше банки и реальный сектор

Бизнес и финансы

Номер с дворецким

Карта столичных гостиниц пополнилась новым объектом

Тема недели

От чуда на Хангане — к чуду на Ишиме

Как корейский опыт повышения производительности может пригодиться Казахстану?

Тема недели

Доктор Производительность

Рост производительности труда — главная цель, вокруг которой можно было бы построить программу роста национальной экономики